Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретико правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальная безопасность находится под угрозой религиозного терроризма и экстремизма. Религиозные и иные конфликты, возникающие как между регионами России, так и между российскими регионами и зарубежными странами, представляют серьезную угрозу для национальной и региональной безопасности в России. Урегулирование таких конфликтов является одной из первоочередных задач государства.

Российское правительство должно укреплять позиции и статус подверженным нападениям регионов, обеспечивать их защиту как собственными силами, так и с привлечением сил международных организаций, если это становится необходимым.

Другой стороной и способом обеспечения национальной безопасности является налаживание мирных, взаимовыгодных отношений с зарубежными странами. Сотрудничество и повышение статуса страны способны привести к обеспечению безопасности регионов страны от внешних негативных воздействий, и национальному спокойствию. Отслеживание и регулирование развивающихся между странами мира взаимоотношений, степени их влияния на Россию в целом и на ее регионы также являются задачами внешней политики государства и осуществляются для выявления тенденций в развитии международных взаимоотношений, которые могут приобретать не только дружественный, но и враждебный характер.

3.2  Внутриполитические аспекты региональной безопасности

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации к основным внутренним аспектам региональной безопасности, составляющим реальную угрозу национальным интересам России, отнесены:

- национализм;

- национальный и региональный сепаратизм;

- этноэгоизм;

- этноцентризм;

- шовинизм.

К числу принципиальных задач Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит противодействие разрушению единого духовного пространства России, которое провоцирует усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и Центра и представляет собой явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.

Эти явления представляют угрозу российским национальным интересам. Одним из наиболее важных целей, связанных с обеспечением региональной безопасности, являются предупреждение и устранение возможности разрушения единого духовного российского пространства. Сохранение целостности этого единства – первоочередная задача государства.


Россия является многонациональной страной, проживающие в ней народы различаются не только по этническим особенностям, но и по приверженности различным религиям. Между регионами, народами, проживающими в России, на протяжении истории вспыхивали конфликты, но они возникают и на современном этапе и порождают тем самым угрозу безопасности регионов страны.

Так, например, рассматривая проблемы внутренней безопасности в Южном федеральном округе, необходимо отметить специфику Северного Кавказа, детерминированную изначальной нетерпимостью этого региона, которая определяется многослойностью социально-политических факторов, условно разделяемых на долгосрочные и ситуативные.

Долгосрочные факторы действуют при любом политическом режиме и с целью обеспечения безопасности должны учитываться любой системой политической власти.

К ним относятся:

- исторически сложившаяся многоэтничность Северного Кавказа, наличие многочисленных языковых групп народов, обладающих самостоятельными национальными интересами в различных сферах общественной жизни;

- влияние на политические институты традиционных систем внутриэтнической регуляции, таких как тейпы, тухумы, вирды и т. д.;

- историческая память как элемент национального самосознания и основа консолидации национальных интересов;

- разный статус различных этнических групп, проявляющийся, прежде всего, в структуре занятости и уровне образования населения в полиэтничных обществах.

Важнейшим фактором внутренней безопасности и дестабилизации обстановки на Северном Кавказе являются территориальные споры и претензии, что объясняется особой экономической ролью земельных участков в республиках Северного Кавказа в отличие от других регионов Российской Федерации.

Для коренного кавказского населения земля является основным, а часто и единственным источником существования.

Отличительной особенностью политической жизни Северного Кавказа в постсоветский период явились открытые вооруженные конфликты (осетино-ингушский, грузино-осетинский и грузино-абхазский, чеченский, дагестанский).

В группу ситуативных факторов входят экологические и техногенные бедствия и катастрофы, резко возросшее число террористических актов с массовыми жертвами.

Соотношение ситуативных факторов очень динамично, но именно оно определяет уровень безопасности в регионе и даже в каждом из входящих в его состав субъектов Российской Федерации.

Построить их приоритеты в масштабах всего региона представляется затруднительным, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые наиболее злободневны для него.


Так, в настоящее время для Ростовской области на первом месте стоят проблемы экономической и социальной стабильности в угледобывающих регионах , для Краснодарского края - ограничение миграционных потоков и ужесточение пограничного режима, для Ставропольского края - предотвращение террористических актов, для Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания - преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, для Республики Дагестан - угроза распространения ваххабизма и его политизация, для Карачаево-Черкесии - сохранение межэтнического мира и выход из социально-экономического кризиса, для Калмыкии - внутриполитическое противостояние республиканской элиты, для Адыгеи - ликвидация последствий стихийных бедствий.

В целом исследование особенностей этнополитических и социально-экономических процессов в регионе позволяет выделить следующие уровни конфликтов, непосредственно составляющих угрозы внутренней безопасности в новейшей российской истории:

- внутриреспубликанские;

- возникающие между субъектами Российской Федерации, входящими в состав одного региона страны;

- возникающие между субъектами Российской Федерации и центральной властью;

Каждый из видов по-своему опасен и является угрозой для национальной безопасности, в связи с чем разрешение этих конфликтов, их избегание являются мерами по обеспечению безопасности регионов и страны в целом.

Для предотвращения и разрешения таких конфликтов необходимо изучение специфики каждого вида. Внутриреспубликанские конфликты могут носить межэтнический, политический, социально-экономический характер или возникать в связи с разногласиями в других сферах. Разрешение этих конфликтов более эффективно при вмешательстве федерального центра.

К такому типу конфликтов относятся:

- борьба за влияние между политическими группировками;

- локальные конфликты местного населения с мигрантами - не славянами (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края, Адыгея);

- конфликты с сторонниками нетрадиционных конфессий, прежде всего, ваххабитами;

- между субъектами Российской Федерации в регионе. К ним относятся конфликты по различным основаниям:

- территориальные - конфликты из-за спорных территорий: между Ингушетией и Северной Осетией-Аланией (Пригородный район), Калмыкией и Астраханской областью (Черные земли);

- экологические - конфликты, связанные с вопросами экологической безопасности, затрагивающими интересы не только двух субъектов федерации, но и их соседей;


- конфессионально-политические - конфликты, связанные с последствиями агрессии (Дагестан - Чечня).

Основания для возникновения конфликтов между субъектами Российской Федерации в рамках региона могут быть различными, среди них – территориальные претензии, политические проблемы и т.п. Такие конфликты могут возникать и на основе разногласий в вопросах экологической безопасности. Противоречия проявляются по следующим вопросам:

- приведение законодательства субъектов Федерации, конституций и уставов, в соответствие с федеральным законодательством. Действие ряда нормативных актов приостановлено, но не отменено. Несоответствия федерального и регионального законодательства заставляют органы власти субъектов Федерации идти на нарушения ряда устаревших или неработающих федеральных законов;

- ограничение миграционных потоков на территории субъектов, увеличивающая нагрузку на социально-культурную инфраструктуру и не обеспечиваемая соответствующими дотациями из федерального бюджета;

Если проанализировать законодательство субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона и его соответствие Конституции России и федеральным законам, то можно сделать вывод, что нормативная база практически всех субъектов, сформированная в 90-е гг., вступала в противоречие с федеральным законодательством. Концептуально эти противоречия отражали стремление республик, краев и областей к увеличению объема полномочий и предметов ведения за счет тех, которые входят в сферу совместной или исключительной компетенции федерального Центра. В частности, это касалось и проблем обеспечения национальной безопасности и трактовки этого понятия.

В настоящее время после создания в 2000 году системы федеральных округов завершается процесс приведения в соответствие с федеральным законодательством всех нормативно-правовых актов субъектов, в первую очередь, Конституций и Уставов. Можно сказать, что эффективность системы региональной безопасности во многом определяется степенью соответствия нормативно-правовой базы федерального и регионального законодательств. Таким образом, непременным условием обеспечения региональной безопасности на Северном Кавказе является единство правового пространства.

Другой важнейшей составляющей внутренней безопасности в регионах является борьба с экстремизмом и терроризмом, которые используются как способы достижения сепаратистских целей через реализацию системы насильственных действий.


Методы и формы деятельности экстремистов и террористов, выходя за рамки законности, крайне разнообразны и включают в себя как агитационно-пропагандистскую работу, так и конкретные силовые акции.

Как правило, экстремистские проявления возникают в условиях роста социальной напряженности и в дальнейшем сами становятся одним из ее источников. Террористические группы прибегают к сознательной и планомерной физической ликвидации тех, кого они считают своими противниками, и к массовому террору, приводящему в гибели сотен человек.

Опыт новейшего времени показал, что сепаратизм, радикализм, экстремизм и терроризм тесно взаимосвязаны. Динамика политического процесса свидетельствует, что при отсутствии адекватных действий со стороны органов государственной власти сепаратистская идеология достаточно быстро перерастает в политический радикализм, религиозный экстремизм и находит свое завершение в организованном терроризме.

Особую угрозу представляют конфликты между субъектами Российской Федерации и центральной властью: они могут быть основаны на разногласиях в вопросах законодательства, регулирования миграционных потоков и др.

От решения социальных проблем вынужденных мигрантов в значительной степени зависит общеполитическая ситуация в большинстве регионов.

Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки. Значительные перегрузки испытывает социальная инфраструктура регионов, не рассчитанная на такое количество населения. Именно это определяет оценку миграции как негативного в социальном плане явления. Попытки регулирования миграционных процессов приводят к принятию нормативных актов (законов местных представительных органов власти, указов президентов республик, постановлений правительств, распоряжений глав администраций), многие из которых вступают в противоречие с нормативными актами Российской Федерации, т.к. в них в той или иной степени ограничены конституционные права и свободы граждан, в частности, право на свободу передвижения и выбора места жительства. Как правило, принятые решения пытаются оправдывать необходимостью предотвращения открытых этнических конфликтов. Однако на практике эти меры приводят к разрушению единого правового пространства на территории России, серьезно дестабилизируют общественно-политическую ситуацию в регионе.