Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретико правовые положения национальной безопасности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка;

- региональный мир и порядок, для чего ведется сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;

- экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях систематизации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных. Постоянные национальные интересы – национальные интересы, присущие государству на всех этапах его развития, временные – на определенном этапе. В Стратегии о постоянных интересах говорится как о долгосрочных: «Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира». Безусловно, перечисленные здесь национальные интересы – не весь перечень. Например, здесь не указаны такие долгосрочные национальные интересы, как сохранение Россией лидирующей роли в науке и образовании, культуре и просвещении. Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам. Все национальные интересы взаимообусловлены. Например, защита прав и свобод человека неразрывно связана с такими проблемами, как развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения и др. Завершая краткий обзор теоретических оснований обеспечения национальных интересов, следует отметить, что их правильная классификация зависит от идеологии каждого государства, от тех стратегических целей, которые оно ставит перед собой. Взяв за основу традиции отечественной государственности, стратегическими целями Российской Федерации можно считать сохранение России в качестве самостоятельной, суверенной державы мирового уровня – полиэтнической и поликонфессиональной страны-империи; сохранение идентичности русского государствообразующего народа и других народов, проживающих в России, составляющих единую нацию; поддержание мировой безопасности и так далее. Эти стратегические цели являются определяющими для национальных интересов, с реализацией которых они могут быть достигнуты. Следует также отметить, что только лишь эффективная реализация национальных интересов приводит к национальной безопасности. Другими словами, национальные интересы являются основой безопасного состояния российской нации, ее смысловым наполнением.


2. Общая характеристика сил и средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему. «Силы обеспечения национальной безопасности» – Вооруженные Силы Российской Федерации, а также иные войска, воинские формирования и органы, федеральные органы государственной власти, принимающие непосредственное участие в реализации механизмов национальной безопасности, полагаясь на законодательство Российской Федерации.

На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:

1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации);

2) комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Государственной Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти. Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:

- федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и т.д.;


- федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и т.д.;

- федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что Президент Российской Федерации играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения главных видов безопасности. Президент Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Отметим, что главным координатором в обеспечении национальной безопасности стоит считать Совет безопасности. При этом, в Федеральном законе «О безопасности» отмечается, что Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны и по другим вопросам обеспечения безопасности страны. В состав Совета безопасности входят:

- Председатель Совета безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

- Секретарь Совета безопасности Российской Федерации;

- постоянные члены Совета безопасности и другие его участники.

Деятельность Совета безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. В ст. 2 Федерального закона «О безопасности» одним из центральных принципов указано взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами, а также положению ч. 4 ст. 4, указывающему, что граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности помимо органов государственной власти, в систему обеспечения безопасности необходимо включить также и институты гражданского общества. К ним стоит отнести: общественные объединения граждан, наделенные правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности. Не остаются в стороне и органы местного самоуправления, которые наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются отдельными субъектами представленной системы, которые имеют конкретные функции, а также право нормативного регулирования в рамках дозволенного ст. 12 Федерального закона «О безопасности».


3. Региональный аспект национальной безопасности

Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:

- с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;

- удаленные от основных экономических центров - из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тысяч раз;

- получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов - это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни.


Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Можно выделить примерно следующие модели политики региональных властей:

1) формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);

2) ориентация на усиление экспорта с использованием различий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности;

3) завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

4) сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция - это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Разъединительные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.

Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений - регионализации и интеграции.

Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России включает ряд специальных мероприятий:

- стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);

- совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;

- проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.