Файл: Дидактические основы принципа наглядности при обучении иностранному языку учащихся старшего школьного возраста (Классификация наглядности в обучении иностранному языку).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Задачи изучения иностранных языков в школе стали особенно актуальны в последние годы в связи с модернизацией российского образования переходом к компетентностной основе обучения. В системе компетенций ученика средней школы важное место занимают компетенции межкультурной коммуникации. Формирования единого межкультурного пространства требует от ребенка, молодого человека владения иностранными языками не только в повседневном общении, но и в профессиональном плане. Поэтому современная молодежь, ориентированная на социальный успех, активно осваивает иностранные языки.

На современного школьника обрушился поток информации, возрастающий по мере продвижения от начальной к средней школе. Для того, чтобы немного ослабить силу подавляющего информационного воздействия и помочь ребенка совладать с ним, современный учитель прибегает к разным как новым, так и старым способам и средствам обучения. Одни из таких старых дидактических принципов обучения является принцип наглядности, который воздействуя на разные органы чувств (зрительные, слуховые, моторные анализаторы), помогает быстрее и прочнее усвоить материал.

Значение принципа наглядности в обучении иностранных языкам трудно переоценить. В начальной школе он помогает ввести ребенка в новый лингвострановедческий материал, «забыть» про родной язык. В средней школе наглядность сопровождает процессы аудирования, освоения сложных грамматических конструкций, расширения лексического запаса. В старших классах ко всему перечисленному добавляются мультимедийные возможности реализации принципа наглядности, расширение его познавательных возможностей.

Теоретические основы изучения наглядности как дидактического принципа представлены в работках Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.М. Фридмана и др. Отечественными и зарубежными педагогами подчеркивается важная роль наглядности в организации продуктивной деятельности учащихся, формировании системы понятий, установлении межпредметных связей и пр. Проблемой реализации дидактических принципов в обучении иностранным языкам занимались Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба и др.

Цель исследования - рассмотреть дидактические основы принципа наглядности при обучении иностранному языку учащихся старшего школьного возраста

Задачи исследования:


  1. Изучить историю и современную характеристику дидактического принципа наглядности.
  2. Выделить основные условия практического применения принципа наглядности;
  3. Проанализировать существующие в педагогической теории классификации наглядности;
  4. Определить роль и значение наглядности в обучении иностранным языкам.
  5. Рассмотреть особенности реализации принципа наглядности при обучении английскому языку учашихся старшего школьного возраста.

Объект исследования: принцип наглядности в современном образовании.

Предмет исследования: особенности реализации принципа наглядности при обучении иностранным языкам.

Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), а также анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учащимися в ходе педагогической практики.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации материала использованию наглядности в обучении иностранным языкам в средней школе. В работе представлены классификации принципа наглядности на примере обучения английскому языку.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в выработке комплекса рекомендаций по активизации процесса обучения иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы посредством использования наглядных средств и наглядных методов обучения.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе представлен анализ теоретических аспектов наглядности с уточнением сущности, видов, признаков наглядности, а также правил ее реализации. Во второй главе содержится материал, обобщающий опыт использования наглядности на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ НАГЛЯДНОСТИ

1.1 Сущность наглядности как дидактического принципа

Педагогические словари, энциклопедии определяют наглядность, с одной стороны, как свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта, а с другой, как один из принципов обучения[1].


Словарь синонимов позволяет выделить разные грани наглядности через показательность, яркость, четкость, доказательность, очевидность, ясность, вескость, описательность, предметность, убедительность, изобразительность[2].

Новый словарь методических терминов и понятий также дает две интерпретации наглядности. Но эти интерпретации связаны исключительно с процессом обучения. Во-первых, наглядность понимается как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. Во-вторых, наглядность определяется через использование на занятиях специальных средств обучения[3].

Обратимся к сущности наглядности как важного дидактического принципа.

Принципы обучения – это фундаментальные идеи, лежащие в основе эффективной организации процесса обучения. По В.И. Загвязинскому, принципы - это инструментальное выражение педагогической концепции[4]. То есть принцип показывает, как надо правильно организовать процесс обучения.

Система принципов обучения постоянно совершенствовалась, пересматривалась, наполнялась новым содержанием. Некоторые принципы были заимствованы из философии, другие были пересмотрены в контексте общественного развития, например, ушел из дидактики принцип коммунистического воспитания в процессе обучения. Наиболее распространенной до последнего времени была группа принципов обучения, включающая в себя принципы научности и доступности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью, наглядности и абстрактности, сознательности и активности учеников при руководящей роли преподавателя, воспитывающего характера обучения, прочности знаний и умений[5].

Многочисленные социально-психологические исследования подтвердили значимость при обучении привлечения к восприятию всех органов чувств обучающегося. Когда задействовано максимально возможное количество анализаторов (слуховых, зрительных, моторно-двигательных), информация легче усваивается. Эта закономерность нашла отражение в принципе наглядности.

Я. А. Коменскому принадлежит «золотое правило дидактики», требующее привлекать к обучению все органы чувств, а объяснение начинать не с помощью слов, а привлекая ученика к наблюдению за предметом[6]. Г. Песталоцци показал необходимость сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий[7]. К. Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся. Ученый подчёркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа[8]. Современные исследователи занимаются изучением возможностей использования технических средств обучения, выявлением места наглядности в установлении метапредметных связей.


Принцип наглядности является универсальным дидактическим принципом. Некоторые педагоги выделяют специфические стороны этого принципа и называют его в соответствии с выделенными особенностями. Так, в работе «Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики»[9] принцип наглядности обозначен как принцип единства конкретного и абстрактного. Авторы раскрывают сущность принципа: «успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности»[10]. То есть учитель начинает с единичных фактов, событий, явлений, а далее переходит к их обобщениям, абстракциям. При этом М.А. Данилов обозначает наглядность исходным пунктом обучения главным образом в младших классах[11]. Подобная точка зрения является спорной, поскольку по мере продвижения к старшей школе значение принципа наглядности не ослабевает, просто меняются формы его реализации, усложняются сами средства наглядности.

П.И. Пидкасистый предлагает более емкое название принципа - «принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода»[12]. Детям нужно давать возможность самим наблюдать, участвовать в процессе создания, экспериментировать, измерять и т.д. Обширное содержание принципа наглядности связано с тем, что П.И. Пидкасистый включил в него основные характеристики, соответствующие разным возрастным группам обучающихся. Постепенный переход от начальной школы к средним и страшим классам определяет изменение содержания принципа наглядности: от эмоционального, репродуктивного, конкретного к рациональному, абстрактному, продуктивному. Демонстрация и работа с предметами должны стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словестно-логическому.

Значительный вклад в обоснование наглядности внесли отечественные психологи Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, которые занимались изучением особенностей зрительного восприятия знаковой информации в процессе обучения. Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.


Принцип наглядности находится в тесной взаимосвязи с другими дидактическими принципами, в частности, такими, как принцип системности и последовательности, принцип связи с практикой.

Таким образом, принцип наглядности не теряет своей актуальности в современной дидактике, но требует согласования с требованиями общества, модернизацией образовательной системы.

1.2 Применение наглядности в процессе обучения

Наглядность в педагогике используется как средство обучения и средство познания. В первом случае важно воздействие на органы чувств обучаемого, работа разных анализаторов. Во втором наглядность реализуется функцию погружения в особый социальный контекст (исторический, лингвистический, политический и пр.).

Успешность реализации принципа наглядности зависит от многих факторов, среди которых необходимо выделить три ключевых: качество дидактического материала (оформление и структура учебников и учебных пособий), наличие технических средств обучения и навыки педагога по использованию этих технических средств[13].

Что касается качества дидактического материала, то при существующем разнообразии учебников и учебных пособий, сам педагог определяет их конкретный набор, руководствуясь как принципом наглядности, так и другими дидактическими принципами. Но при этом важно обратить внимание на то, что наглядность это не просто включение в обучение иллюстративного материала, а интенсификация и упорядочение процесса формирования соответствующих компетенций. Также педагогу нужно помнить, что наглядность это показатель простоты и доступности учебного материала для ученика, понятности тех образов, которые у него формируются в результате психических процессов восприятия, мышления, памяти и воображения.

Национальный проект «Образование» позволил оснастить школы необходимым для образовательного процесса оборудованием – проекторами, интерактивными досками, компьютерами с выходом в Интернет и т.д. Следовательно, определяющим моментом в реализации наглядности оказывается мастерство педагога в формах преподнесения учебного материала. О необходимости пересмотра системы подготовки будущих учителей в рамках модернизационных процессов говорит Л.Е. Туканова: «Изменение подходов к применению наглядности в системе подготовки будущего учителя становится одним из условий, формирования компетентности и педагогической направленности обучения будущего учителя»[14].