Файл: Дидактические основы принципа наглядности при обучении иностранному языку учащихся старшего школьного возраста (Классификация наглядности в обучении иностранному языку).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обратимся теперь к неязыковой наглядности, поскольку именно она обеспечивает реализацию общих дидактических основ наглядности при обучении как иностранным языкам, так и другим общеобразовательным предметам. Однако рассматривать неязыковую наглядность будем, исходя из особенностей преподавания иностранных языков.

Как было замечено в предыдущей главе, существуют три уровня реализации наглядности – наглядные средства (в том числе технические средства обучения), методы обучения, среда обучения (кабинет иностранных языков).

Общее распространение получило деление средств обучения на основные (учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения) и вспомогательные (аудиовизуальные средства, справочная литература, фильмы, передачи, журналы, газеты и пр.).

А.Н. Щукин говорит о делении средств обучения на АВСО (аудиовизуальные средства обучения) и ТСО (технические средства обучения): «АВСО образуют систему пособий, рассчитанных на слуховое, зрительное и зрительно-слуховое восприятие, что позволяет такие пособия подразделять на фонограммы, видеограммы и видеофонограммы <…> В качестве источника демонстрации аудиовизуальных средств используется специальная аппаратура и технические приспособления, подразделяемые на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения»[20]. Подобное деление представляется не вполне обоснованным, т.к. аудиовизуальные и технические средства обучения являются единым целым. Примером такого единства является интерактивная доска или компьютерная программа обучения иностранному языку.

Компьютерные обучающие системы также называют интерактивными (диалоговыми) - это форма общения, характерными особенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива, предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой.

Существующие на сегодняшний день компьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.

Мультимедийные задания носят различный характер: нажать на правильный ответ; заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; найти слово, (правильный ответ); расположить предметы на картинке; соединить точки, ответить на вопросы; найти слова, соответствующие картинкам; прочитать слова и указать на предмет; прослушать и спеть песенку; прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; напечатать слово, фразу, предложение.


К общедидактическим методам, обеспечивающим реализацию принципа наглядности традиционно относят метод демонстраций и метод иллюстраций. Первый метод связан с показом фильмов, демонстрацией мультимедийных устройств. Второй метод направлен на использование в обучении таблиц, схем, других иллюстраций. Таким образом, первый метод представляет динамичную наглядность, а второй – статичную наглядность.

Н.Д. Гальскова выделяет следующие критерии отбора методов обучения иностранным языкам:

- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;

- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

- активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

- учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей — следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность, обучаемых, их самостоятельность, творчество и т.п.[21].

Все вышеперечисленные характеристики выражают коммуникативно-речевую направленность обучения, стимулирование активной творческой позиции обучающегося. Среди современных методов обучения, в большей степени соответствующих этим критериям, можно выделить метод проектов и метод портфолио. На этих двух примерах выделим проявления неязыковой наглядности и особенности ее выражения.

Метод проектов «позволяет обучать языку как социальному феномену»[22]. Достижение учащимися определенного уровня владения языком во всех видах опосредованного и непосредственного общения, сопровождается формированием у учащихся социальной компетенции, развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить, чтобы доказательно и аргументировано провести презентацию данного результата. Наглядность здесь реализуется через погружение в определенный социальный контекст, активное использование технических средств обучения. Так, с помощью проектора учитель фиксирует этапы проектной работы, ученики готовят презентацию с помощью Power Point и выводят ее на экран.


Метод портфолио представляет собой набор документов и работ, которые ученик собирает в процессе обучения, т.е. является способом визуализации информации. При этом от ученика требуется умение оформить собранный материал, сделать его презентабельным, ярким, запоминающимся.

В портфолио могут быть выделены следующие разделы:

- портрет самого ученика, представленный в форме творческих работ, сочинений, рисунков, материалов диагностики;

- учебные материалы, собранные и систематизированные в процессе изучения профильных и элективных курсов;

- собственные рабочие материалы, подготовленные учеником в ходе самостоятельного поиска;

- результаты и достижения ученика.

Особое место в учебном процессе занимает Интернет, являющийся одновременно и средством обучения, и методом обучения, и особой коммуникативной средой. С помощью ресурсов Интернета преподаватель реализует включение аутентичных звуковых текстов сети, пополнения словарного запаса активной и пассивной лексикой современного языка, формирования мотивации иноязычной деятельности, участия в совместных исследовательских, научных и творческих проектах. Задачами использования всемирной информационной сети могут быть включение материалов Интернета в содержание урока; самостоятельный поиск информации учащимися, погружение в языковую среду (через участие в иноязычных блогах, форумах и пр.).

Базовый набор сервисов Интернета при обучении иностранным языкам может включать в себя: электронную почту (для развития навыков письма), телеконференции, видеоконференции (для развития навыков говорения), возможность публикации собственной странички и размещение ее на сайте, доступ к информационным ресурсам (источники дополнительных материалов), справочные каталоги, поисковые системы, разговор в сети.

Таким образом, языковая и неязыковая наглядности при обучении иностранным языкам рассмотрены в соответствии с тремя уровнями реализации: средства, методы и среда обучения. Если языковая наглядность нацелена на формирование и закрепление лексических, грамматических навыков, навыков говорения и восприятия иностранной речи на слух, то неязыковая наглядность выполняет важную функцию мотивации, активизации учащихся, выражения коммуникативной направленности обучения. Влияние наглядности на такие психические процессы, как память, мышление, восприятие и др., доказывает ее важное значение в обучении иностранным языкам. Универсальность Интернета как средства, метода и среды обучения требуют от современного педагога умения ориентироваться в этом ресурсе и умело использовать его возможности.


2.2 Опыт использования наглядности при обучении иностранному языку учащихся старшего школьного возраста

Среда обучения частично была представлена в предыдущем параграфе посредством коммуникативно-образовательных ресурсов сети Интернет. Еще одну возможность реализации наглядности через дидактическую среду дает оформление кабинета.

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях. Учебный кабинет оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.

Задачей кабинета является создание необходимых условий для овладения учебным предметом на уроках, внеклассных занятиях под руководством учителя или самостоятельно, индивидуально или в группе.

На сайте отдела образования г. Озерск представлены результаты конкурса-смотра школьных кабинетов иностранных языков[23].

Высказывания учащихся, других учителей и самих преподавателей иностранных языков демонстрируют важную роль оформления кабинета в погружении обучающихся в особую среду:

«Наш кабинет французского языка уютный, домашний. Он наполнен шармом, романтикой и атмосферой, как в одном из маленьких, уютных ресторанчиков в центре Парижа. Стоит только взглянуть на карту Франции, твои мечты уносят тебя в любой уголок гостеприимной страны. У французского языка есть особое звучание. Он мелодичен и мягок. Мы с удовольствием смотрим французские фильмы и слушаем французскую речь с дисков, которых великое множество в кабинете. Занимаясь французским языком, читая иностранные книги, изучая историю Франции, проникаешься истинным духом Европы. Она завораживает своей недосягаемостью. Всё это мы испытываем, занимаясь самым красивым европейским языком в нашем кабинете французского».

«Это самый уютный, светлый, продуманный кабинет. Нам нравится здесь учиться, и мы любим просто приходить сюда. Атмосфера кабинета настраивает на работу, на успех. Таким должен быть настоящий кабинет английского языка! Мы очень любим наш кабинет и нашего учителя!»


«Кабинет английского языка Ирины Григорьевны Урюпиной действительно особенный. Здесь каждая книга, картина и каждый портрет говорит с тобой по - английски. Высоко над полками возвышается макет Вестминстерского дворца с Биг Беном, который никак не хочется называть Биг Лиз даже в связи с юбилеем английской королевы. Конечно, центральное место в кабинете занимает лозунг "Победитель против проигравшего"».

Анализ вышеприведенных высказываний позволяет выделить существенные моменты в оформлении среды обучения: уют, творческая атмосфера, страноведческий эффект, введение элементов, символов страны изучаемого языка.

Для изучения опыта реализации принципа наглядности в процессе преподавания английского языка в старшей школе, были проанализированы статьи, опубликованные в журнал «Английский язык в школе», всего 40 номеров с 2002 по 2012 гг.

Изучение содержания журналов показало следующее. Во-первых, среди публикаций, описывающих опыт преподавания английского языка (разделы «В копилку учителя», «Вопросы теории и практики обучения»), преобладают статьи, касающиеся начальной и средней ступеней обучения. И здесь авторы демонстрируют реализацию принципа наглядности через сюжетно-ролевые игры, применение мультимедийных устройств, театрализованные представления и пр. Во-вторых, сам принцип наглядности, а также наглядные средства обучения и наглядные методы не фигурируют в названиях статей, не обозначены в качестве целей исследований.

В. О. Ткачев, учитель английского языка школы г. Астрахань, победитель конкурса «Учитель года – 2005», говорит о применении на уроках английского языка компьютера в качестве «проникающей технологии», при введении новой темы или ее завершении, контроле, участии в проектах, тестировании и самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности[24]. В другой статье учитель английского языка демонстрирует возможности использования программы Power Point в структурировании материала урока на тему «Твоя будущая профессия».

Урок подготовлен в рамках тематической презентации, что позволяет «наглядно показывать этапы работы учителя и учеников, эстетически оформлять урок. Применение компьютерной презентации и электронных учебников помогает облегчать процесс обучения, освобождая учителя от долгих объяснений, а также делает урок динамичным и живым»[25].