Файл: Дидактические основы принципа наглядности при обучении иностранному языку учащихся старшего школьного возраста (Классификация наглядности в обучении иностранному языку).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В педагогической практике сложились определенные требования относительно реализации наглядности в учебном процессе.

Во-первых, педагогу нужно помнить о том, что зрительное восприятие (материал, представленный на картинке, в схемах, плакатах, моделях) происходит эффективное только словестного восприятие. При этом лучше воздействовать параллельно на разные органы чувств, это обеспечит боле прочное усвоение материала.

Во-вторых, не нужно воспринимать наглядность как цель обучения. Она лишь средство преподнесения учебного материала, поэтому педагог должен вдумчиво и требовательно подходить к выбору средств обеспечения наглядности. Поскольку используемые средства не должны отвлекать от конкретного содержания, перегружать психику ребенка эмоциональными впечатлениями, подменять познавательную функцию исключительно развлекательной.

В-третьих, воплощение наглядности должно меняться с возрастом ребенка: от конкретно-образного воплощения наглядности (предметы, иллюстрации, картины) важно осуществить переход к абстрактно-логическим категориям (схемы, таблицы, модели). По мере взросления ребенка педагог может обращаться к более сложным техническим средствам обучения, а также привлекать учащегося к созданию наглядных материалов (например, создать презентацию в программе Power Point).

В-четвертых, наглядные средства обучения должны быть систематизированы и выстроены в направлении движения от общего к частному и снова к общему, т.е. они должны быть органично вплетены в канву урока. При этом наглядность используется как при введении нового материала, так и при повторении пройденного, а также контроле усвоения знаний.

В-пятых, на реализацию принципа наглядности должна быть направлена организация учебного пространства в школе (школьный кабинет) В оформлении кабинета используются картины, фотоматериалы, графические изображения (плакаты, схемы, таблицы), т.е. когда учащиеся входят в кабинет, они погружаются в соответствующий предметный контекст.

В-шестых, демонстрации средств обучения сопровождаются соответствующими комментариями педагога, который должен акцентировать внимание учеников на существенных аспектах. Поэтому необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

В-седьмых, важно стимулировать поисковую активность обучающихся, привлекая их к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Наглядность помимо мотивационной функции несет функцию переключения внимания.


Изучение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования показало косвенность обращения к принципу наглядности его составителей. Так, системно-деятельностный подход предполагает «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», а среди результатов обучения указаны «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», «формирование и развитие компетенций в области использования информационно-компьютерных технологий».

Принцип наглядности, как правило, относят к группе процессуальных принципов обучения. То есть данный принцип обеспечивает оптимальную организацию усвоения материала, предъявляет свои требования к формам предъявления этого материала.

Наглядность обеспечивает постепенный переход от наглядно-образного к абстрактному мышлению, что акцентирует ее центральную роль в начальной школе. В старших классах ее значение сдвигается в сторону интенсификации процесса усвоения знаний.

1.3 Общая характеристика наглядности

Реализация наглядности на практике обеспечивается включением в учебный процесс подходящих средств обучения и методов обучения. Средства и методы соответственно называются наглядными. И.М. Осмоловская определяет наглядные методы обучения как «способы целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами»[15]. А саму наглядность исследователь трактует как «средства обучения (макеты, модели, таблицы и т.д.), обеспечивающие формирование у учащихся наглядных психических образов, т.е. образов доступных и понятных для них»[16].

Т.С. Назарова и Е.С. Полат выделяют следующие признаки наглядности: доступность восприятия; достоверность формируемых образов; визуализация основных понятий (т.е. использование показа, демонстрации объекта, его существенных сторон)[17].

В современной педагогике представлены разнообразные классификации наглядности, которые соотносятся с функциями, используемыми средствами обучения, формой подачи материала и пр. Все эти классификации, по существу, раскрывают разные грани схемы реализации наглядности «наглядность – средства обучения – методы обучения – среда обучения».


В зависимости от канала реализации наглядности ее подразделяют на слуховую (аудиозаписи), зрительную (иллюстрации, модели, макеты), кинестетическая (коллекции разных предметов).

По форме подачи материала наглядность делится на статичную и динамичную. Современные технические средства обучения дают педагогу возможность активно включать в процесс обучения наряду со статичным материалом таблиц, плакатов, иллюстраций, их динамичные вариации – презентации с анимационными и спецэффектами, фильмы и др.

И.А. Зимняя выделяет внешнюю и внутреннюю (представления памяти) формы наглядности[18].

Наглядность, в соответствии с задействованными методами обучения, может быть ориентированной на групповое восприятия или носить индивидуальный характер. В первом случае педагогу необходимо обеспечить нормальное восприятие предлагаемого образца, его характеристик (цвет, звук, движение) всей аудиторией. Во втором случае наглядность могут гарантировать раздаточный материал или учебные пособия.

Существуют активные методы обучения, которые несут в себе огромный потенциал для воплощения наглядности. К ним относятся экскурсии, ролевые игры, эксперименты, метод проектов и др.

В педагогическом процессе важно соблюдать принцип комплексности, сочетаемости разных видов наглядности с разумным подчинением их использования целям обучения. В отношении восприятия информации можно добавить, что у разных детей преобладают разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), однако условия групповой работы не всегда позволяют учитывать эти индивидуальные социально-психологические особенности учеников.

Выводы по главе

Модернизация современного российского образования, внедрение новых образовательных стандартов требуют пересмотра не только содержательной стороны образования, но и его процессуальных особенностей. В частности, это касается переосмысления дидактических принципов, в том числе принципа наглядности. Несмотря на то, что наглядность – это устоявшийся, давно зафиксированный в педагогической теории принцип обучения, новый социально-культурный контекст, информационный бум, экономические преобразования вызывают его трансформации. Наглядность получает новое наполнение посредством включения в образовательный процесс новых наглядных средств обучения, использования активных методов обучения. Предметная специализация также вносит свои коррективы в особенности и возможности реализации принципа наглядности на уроках и факультативах общеобразовательной школы.


Наглядность помогает учителю и ученику справиться с все возрастающим потоком информации, интенсифицировать, разнообразить и облегчить процесс обучения. Наглядность мотивирует обучающегося, обеспечивает связь учебного материала с практикой, помогает в установлении метапредметных связей.

ГЛАВА 2. РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Классификация наглядности в обучении иностранному языку

Относительно использования наглядности при обучении иностранным языкам, целесообразно группирование средств выражения наглядности в категории языковых и неязыковых. Хотя, разумеется, вариации этой классификации с другим содержательным наполнением языковых и неязыковых средств обучения востребованы в преподавании других предметов.

Языковая наглядность включает в себя:

- Коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

- Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме.

- Лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.)[19].

К средствам неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, фильмы).

​ Еще одной важной классификацией наглядности при обучении иностранным языкам является ее деление в соответствии с выполняемыми функциями:

- наглядность для обеспечения презентации языкового материала;

- наглядность для уточнения знания и особенностей понимания языкового явления.

- наглядность как средство создания условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Действие принципа наглядности обусловлено содержанием обучения и имеет разные формы выражения в зависимости от компонентов обучения. Н.Д. Гальскова выделяет пять компонентов обучения иностранным языкам. В таблице 1 представлено их возможное соотношение с разными видами наглядности.


Таблица 1 – Соотношение компонентов обучения со способами выражения и видами наглядности

Компоненты обучения

Ведущий тип наглядности

Способы выражения наглядности

сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал

Языковая наглядность

наглядная демонстрация коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи

языковой материал, правила его оформления и навыки оперирования ими

Языковая наглядность

Демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме

Лингвистическая и грамматическая схемная наглядность

комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения

Языковая и неязыковая наглядность

Все вышеперечисленные, а также аудио- и видеозаписи, картинки с изображением разных комуникативных ситуаций

система знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка

Неязыковая наглядность

Фильмы, специальная литература, национально-культурная аттрибутика

учебные и компенсирующие умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения с его носителями

Неязыковая наглядность

Невербальные средства общения, справочная литература, плакаты, таблицы

Средства выражения наглядности варьируются в зависимости от тематического наполнения урока, видов формируемых навыков (лексических, грамматических и пр.). Так, при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На уроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. При обучении синтаксису и стилистическим особенностям иностранного языка наглядные материалы призваны облегчить учащимся процесс овладения языком, снять различного рода трудности, стимулировать общение учащихся.