Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Инициатива сотрудничества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии определенных оснований.

Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе, осуществляющем ОРД, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами, законодательством о социальном и пенсионном обеспечении граждан.

Согласно п. 10 статьи при одновременном возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных единовременных выплат их осуществление производится по одному основанию по выбору получателя.

Указанные случаи могут иметь место тогда, когда, например, лицо, получившее соответствующие травмы, увечья, ранения в результате осуществления содействия в проведении определенных ОРМ, впоследствии скончалось. В данном случае единовременное пособие и пенсия выплачиваются семье погибшего по основанию, указанному в ч. 8 статьи.

Глава 3. Институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основа агентурного метода

Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности общества, государства и личности.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В этой связи действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.


Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение OPM и с участием в них конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

Известно, что ОПГ, ОПС, банды, террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель — выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство OPO и ОПГ (ОПС) с применением- одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.

Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.

В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе OPO при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.

Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении OPM при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.

По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном итоге становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.


Определение содержания содействия OPO в объективном и субъективном смыслах позволяет обеспечить законность и ненаказуемость действий участников ОРМ, формально подпадающих под

признаки состава преступления либо соучастия в нем. Это, например, участие в оперативном внедрении, которое может иметь внешнее сходство с соучастием в преступлении.

Если в объективном смысле содействие позволяет определить момент, с которого оно фактически наступает, и, соответственно, условия применения мер защиты, обязывает OPO принимать меры к защите конфидентов, соблюдать их права, выполнять принятые на себя обязательства, то в субъективном смысле знание своей роли служит исходным положением реализации своих прав, позволяет принимать меры предосторожности, позволяет лицу сделать своего рода нравственный выбор и осознать свою роль как приемлемое или неприемлемое для себя занятие.

Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений. Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию.

Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать OPO о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, предоставлять сведения о противодействии преступников, может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.

Содействие OPO может заключаться в практической реализации полученной в процессе познания оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.

Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий,


которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц с целью склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном итоге способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.

Законодатель закрепил право граждан участвовать в подготовке и проведении ОРМ, в том числе на основе конфиденциального содействия. Однако это не означает обязательную реализацию данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие OPO на установление отношения сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ.

Решение данного вопроса — прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.

Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы OPO решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.

Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных OPM и следственных действиях.

Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению OPM с их согласия. Соответственно, они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.

Поскольку сотрудничество предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бесконтрактной основе устанавливается: а) из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; б) выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; в) многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.


Такой подход позволяет отличать содействие граждан OPO от иных форм их участия в OPM или в предоставлении информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица в качестве объекта этого OPM не образует содействия ОРО.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.

Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: I) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а предоставившее ее лицо — конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, предоставившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий. В противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к лицам, оказывающим содействие ОРО.

Содействие граждан OPO может выражаться в двух формах — контрактной и бесконтрактной.

Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.

Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении OPM на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.