Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Инициатива сотрудничества).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
1.2 Виды содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
2.1 Категории объектов, подлежащие защите
2.2 Возмещение нанесенного ущерба и получения вознаграждения лицами, оказывающие содействие органам
Глава 3. Институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основа агентурного метода
Содержание:
Введение
Сотрудничество лиц с оперативно-розыскными органами, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной.
Мотивами сотрудничества могут являться: добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга; предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, деятельное раскаяние; стремление улучшить условия своего содержания в УИН, обмен информации на обещание правоохранительных органов «закрыть глаза» на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии — страх разоблачения в преступной среде; месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску; материальная заинтересованность; иные мотивы, например желание нанести вред конкуренту по бизнесу.
Цель данной работы – рассмотреть положение граждан, осуществляющих содействие при оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:
1. Рассмотреть инициативу сотрудничества, как конституционное право граждан.
2. Изучить виды содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Проанализировать социальную и правовую защиту граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
4. Рассмотреть институт содействия граждан оперативно-розыскным органам как основу агентурного метода.
Объект исследования –положение граждан, осуществляющих содействие при оперативно-розыскной деятельности.
Предмет исследования – Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Глава 1. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
1.1 Инициатива сотрудничества
Предписания статьи 17 Закона[1] позволяют отдельным физическим лицам (иностранным гражданам) реализовать конституционное право на защиту от преступных посягательств одним из законных способов - оказанием содействия оперативно-розыскным органам на гласной, негласной или конфиденциальной основе. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов, осуществляющих ОРД. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.
Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от оперативника. Однако решение о нем должно принять привлекаемое лицо, и оно должно быть выражено недвусмысленно, утвердительно, исключая двойственное его толкование. Причем для получения у любого лица согласия оперативно-розыскные органы не вправе использовать физическое или психологическое принуждение.
Лицом, привлекаемым к участию в ОРМ, может быть всякий дееспособный человек, предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу или иным образом участвующий в решении задач ОРД и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями в области ОРД и подлежащий социальной и правовой защите, а также несущий ответственность в случае нарушений взятых обязательств.
Законодатель закрепил два способа оказания содействия оперативно-розыскному органу: привлечение человека к подготовке или проведению (непосредственному участию) ОРМ. В первом случае в оперативно-розыскной практике этот вид сотрудничества часто используется оперативниками при организации ОРМ, которые требуют тщательной предварительной подготовки с целью создания благоприятных условий, способствующих успешному решению задач ОРД.
1.2 Виды содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).
Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Однако, несмотря на участие лица в подготовке и проведении ОРМ на гласной основе, содержание конкретного ОРМ должно носить скрытый характер. В противном случае может быть нарушен принцип оперативности, а лицо, подозреваемое в совершении преступления, - принять адекватные меры, затрудняющие поиск доказательств и установление истины по конкретному делу. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в ст. 6 Закона[2].
Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа, осуществляющего ОРД, или через посредника.
Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами, осуществляющими ОРД. Однако это не исключает случаев, когда орган в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.
Закрепление конфиденциального сотрудничества происходит путем его оформления. Федеральное законодательство не устанавливает какой-либо формы, следовательно, она может быть любой. На практике наиболее типичными являются устная договоренность, контракт и др.
Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности. Первая состоит в том, что лицо обязано сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ; вторая его обязанность - не предоставлять заведомо ложную информацию, которая направлена на отвлечение оперативных сил и средств на ложный объект, т.е. направить оперативно-розыскной орган по ложному следу.
Причины сотрудничества с оперативно-розыскным органом не могут быть определяющими и могут быть различными (исполнение общественного долга, материальная и иная заинтересованность и проч.). Однако любой мотив сотрудничества должен сочетаться у лица с осознанием принципиальной возможности отказаться от оказания помощи оперативно-розыскному органу.
Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Привлекаться к сотрудничеству могут как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Контракт - это договор между соответствующим оперативным подразделением и конкретным совершеннолетним дееспособным человеком со взаимными обязательствами, возникающими по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Кроме данных о договаривающихся сторонах, в контракте указывается срок, на который его заключают, а также основания, условия и порядок продления сроков его действия.
В общих положениях контракта указывается, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. В контракте запрещается излагать сведения, относящиеся к государственной тайне. В контракте также отражают вид, размер и порядок выплаты вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств.
Содержание контракта должно быть понятно, недвусмысленно изложено. Он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.
Привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане. Таким образом, исключена групповая форма конфиденциального содействия.
Закон[3] запрещает органам внутренних дел использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (имеются в виду выборные представители законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Данный список содержит исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых оперативно-розыскным органом на конфиденциальной основе к сотрудничеству невозможно. Список заключает две категории лиц: представители власти (депутаты, прокуроры) и представители общественных организаций.
В первом случае запрет вызван тем, что представители власти наделены соответствующими законодательными, надзорными и судебными полномочиями, не совместимыми с вышеуказанным контрактным оказанием содействия органам ОРД.
Во втором случае запрет во многом обусловлен морально-этическими принципами. В частности, по этическим соображениям недопустимо использование оперативно-розыскным органом специфических отношений, которые возникают между определенным человеком и священнослужителем, в результате которых последний становится обладателем информации о частной жизни лица.
Тем не менее в предписаниях данной статьи 17 Закона[4] не содержится прямого запрета на привлечение указанных в ней лиц к конфиденциальному сотрудничеству с их добровольного согласия на любой иной, нежели контрактной, основе.
Глава 2. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
2.1 Категории объектов, подлежащие защите
Согласно ч. 1 статьи 17 Закона[5] лицо, содействующее органу ОРД, находится под защитой государства. Под защиту государства берется каждое лицо, которое в той или иной форме оказывает помощь оперативно-розыскному органу, вне зависимости от продолжительности оказанного содействия, а также вне зависимости от формы оказания содействия.
Между органами, осуществляющими ОРД, и гражданами, содействующими им в ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и обязательствах.