Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как мы можем увидеть в отличие от налоговой системы России акцизами в Германии и США наряду с определенными товарами облагаются  и некоторые услуги. Но что касается ставок, то в США применяются как процентные, так и твердые ставки, а в Германии (аналогично в России) только твердые.

Данный вид налогов в США взимается местными муниципалитетами и штатами. Объектом налогообложения считается фракционная оценка текущей стоимости недвижимого имущества корпораций. Фактически это означает установление к оценочной стоимости специального коэффициента, отслеживающего индекс потребительских цен в США. Помимо этого существуют определенные особенности оценивания налогооблагаемой стоимости имущества, в зависимости от штата. Например, закон штата Нью-Йорк, регулирующий налоги на недвижимость, требует проведения оценки имущества по истинной стоимости` (fullvalue, truevalue) [21].

Среди имущественных налогов Германии выделяют следующие: налог на имущество, земельный налог, налог на приобретение земельного участка, налог на недвижимость, налог на автомобили и т.д. Налоговая база налога на имущество определяется как стоимость совокупного имущества минус налоговые вычеты и минус необлагаемый минимум. В качестве вычетов выступают долги и обязательства, а также льготы. И ставка для корпораций составляет 0,6% от налоговой базы. Для юридических лиц – необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро [22]. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.

Размер земельного налога зависит от типа земельного участка: тип А: участки в сельском или лесном хозяйстве, тип В: застроенные и незастроенные участки земли. Налоговой базой выступает условная стоимость земельного участка, которая рассчитывается финансовым отделением (как правило много ниже покупной цены). Процентная ставка составляет до 1,2%, но, как правило, находится в пределе от 0,26 до 0,35%. Ставку земельного налога устанавливает община, так например, в Берлине она составляет 0,81% (тип В), а в Гамбурге 0,54% (тип В) [27].

Налог на приобретение имущества (недвижимости, автомобиля, земельного участка) взимается при переходе объекта от одного владельца к другому. Налоговая база равна  покупной цене. И ставка устанавливается  в процентах от этой стоимости.

Таким образом, можно сделать выводы, что налогообложение в США и Германии имеют свои определенные специфики в налоговом законодательстве. Так в США  и Германии  нет деления на федеральные, региональные, местные налоги, как в российском законодательстве. При этом штаты (общинные земли) обладают правом на установление на своей территории любых налогов и это право ограничено лишь обязанностью соблюдать конституционные принципы налогообложения страны. В США не существует налога с добавленной стоимости, но зато корпорации уплачивают налог с продаж. В Германии был осуществлен переход с налога с продаж, но налог с добавленной стоимости. Налог на прибыль с корпораций имеет прогрессивную шкалу в США, т.е. чем больше прибыли получает корпорация, тем выше ставка применяется для данной компании. Но здесь также нужно учесть, что хотя и существует прогрессивная шкала, существует достаточно большое количество льгот для корпораций. В Германии присутствует плоская шкала, которая не предусматривает увеличение ставки при увеличении дохода, но при этом если прибыль корпорации не распределяется, то вместо ставки 15% применяется повышенная ставка (от 29%-31%) Также налоговая система США и Германии  больше ориентированы на прямые налоги, причем в Германии очень разветвленная система налогов с имущества.


2. Налоговая система России и пути ее совершенствования

2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Наличие статуса федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. [23]

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг.*

В миллиардах рублей

Показатели

2014 год

(исполн.)

2015 год

(исполн.)

Отклонение

2015 года от

2014 г.

2016 год

(закон)

Отклонение

2016 года от

2015 г.

+;-

%

+;-

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Налоговые доходы

7 921, 2

8 467,9

546 ,7

6,9

9 202,2

734,7

8,7

из них:

Налог на прибыль организаций

411,3

482,8

71,5

17,4

426,3

-56,4

-11,7

НДС на товары (работы,

услуги), реализуемые на

территории Российской

Федерации

2 181,4

2 352,5

171,1

7,8

2 592,7

240,3

10,2

НДС на товары, ввозимые на

территорию Российской

Федерации

1 750,2

1 719.1

-31,1

-1,8

1 817,1

98,0

5,7

Акцизы

520,8

491,2

-29,5

-5,7

523,9

32,6

6,6

Налоги, сборы и регулярные

платежи за пользование

природными ресурсами

2 884,6

3 270,8

386,2

13,4

3 683,5

412,7

12,6

налог на добычу полезных

ископаемых

2 857,9

3 246,2

388,3

13,6

3 661,4

415,2

12,8

Государственная пошлина

90,5

101,9

10,3

11,3

228,6

-891,3

-0,9


* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru

В ходе проведённого анализа данных таблицы 1, можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составили 9 202,6 млрд. рублей, или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы. [4]

На основе данных таблицы 2 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., представленной на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в процентах*

* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru

По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога составили порядка 6,8млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имелся риски не допоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в миллиардах рублей*

* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru

Налог на прибыль организаций по данным оценки Счётной палаты РФ поступило в объеме 426,3млрд. рублей в 2016 г., что на 56,4млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше отчётных данных поступления налога в 2015 году. Имелся резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей). [4]

Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «остаток не перенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом составил в 2016 г. в сумме 45,3 млн. рублей.


Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета

за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.*

* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, поступило в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС был осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год – оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.

При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составила 48 %, а доля налоговых вычетов – 44,53 %. [4]

При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов – сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %).

Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности ФНС России № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге – 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.

Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %.Расчетный уровень собираемости НДС был принят на 2016 год в размере 96 %,рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).

Объём по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составил по данным оценки на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год.

Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год составил в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %,меньше оценки поступления в 2015 году. [4]


Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.

При формировании оценки поступлений государственной пошлины были учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

Итак, бюджетообразующими налогами федерального бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Также значительны по объёму поступлений акцизы и налог на прибыль. Все остальные налоги менее значительны. [12]

Кроме того, проведённый анализ современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации выявил нестабильную ситуацию, как в теории, так и в практике их применения.

Так в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности так же наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.

2.2 Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы

Одними из основных составляющих налогового администрирования, как элемента налоговой системы, являются учет налогоплательщиков и плательщиков сборов, и планирование налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным статьёй 83 Налогового кодекса Российской Федерации.