Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2. Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы
2.3 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Как мы можем увидеть в отличие от налоговой системы России акцизами в Германии и США наряду с определенными товарами облагаются и некоторые услуги. Но что касается ставок, то в США применяются как процентные, так и твердые ставки, а в Германии (аналогично в России) только твердые.
Данный вид налогов в США взимается местными муниципалитетами и штатами. Объектом налогообложения считается фракционная оценка текущей стоимости недвижимого имущества корпораций. Фактически это означает установление к оценочной стоимости специального коэффициента, отслеживающего индекс потребительских цен в США. Помимо этого существуют определенные особенности оценивания налогооблагаемой стоимости имущества, в зависимости от штата. Например, закон штата Нью-Йорк, регулирующий налоги на недвижимость, требует проведения оценки имущества по истинной стоимости` (fullvalue, truevalue) [21].
Среди имущественных налогов Германии выделяют следующие: налог на имущество, земельный налог, налог на приобретение земельного участка, налог на недвижимость, налог на автомобили и т.д. Налоговая база налога на имущество определяется как стоимость совокупного имущества минус налоговые вычеты и минус необлагаемый минимум. В качестве вычетов выступают долги и обязательства, а также льготы. И ставка для корпораций составляет 0,6% от налоговой базы. Для юридических лиц – необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро [22]. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.
Размер земельного налога зависит от типа земельного участка: тип А: участки в сельском или лесном хозяйстве, тип В: застроенные и незастроенные участки земли. Налоговой базой выступает условная стоимость земельного участка, которая рассчитывается финансовым отделением (как правило много ниже покупной цены). Процентная ставка составляет до 1,2%, но, как правило, находится в пределе от 0,26 до 0,35%. Ставку земельного налога устанавливает община, так например, в Берлине она составляет 0,81% (тип В), а в Гамбурге 0,54% (тип В) [27].
Налог на приобретение имущества (недвижимости, автомобиля, земельного участка) взимается при переходе объекта от одного владельца к другому. Налоговая база равна покупной цене. И ставка устанавливается в процентах от этой стоимости.
Таким образом, можно сделать выводы, что налогообложение в США и Германии имеют свои определенные специфики в налоговом законодательстве. Так в США и Германии нет деления на федеральные, региональные, местные налоги, как в российском законодательстве. При этом штаты (общинные земли) обладают правом на установление на своей территории любых налогов и это право ограничено лишь обязанностью соблюдать конституционные принципы налогообложения страны. В США не существует налога с добавленной стоимости, но зато корпорации уплачивают налог с продаж. В Германии был осуществлен переход с налога с продаж, но налог с добавленной стоимости. Налог на прибыль с корпораций имеет прогрессивную шкалу в США, т.е. чем больше прибыли получает корпорация, тем выше ставка применяется для данной компании. Но здесь также нужно учесть, что хотя и существует прогрессивная шкала, существует достаточно большое количество льгот для корпораций. В Германии присутствует плоская шкала, которая не предусматривает увеличение ставки при увеличении дохода, но при этом если прибыль корпорации не распределяется, то вместо ставки 15% применяется повышенная ставка (от 29%-31%) Также налоговая система США и Германии больше ориентированы на прямые налоги, причем в Германии очень разветвленная система налогов с имущества.
2. Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы основным источником доходов государства, которое заинтересовано в правильном подходе к формированию налоговой политики. Наличие статуса федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. [23]
Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг.*
В миллиардах рублей
Показатели |
2014 год (исполн.) |
2015 год (исполн.) |
Отклонение 2015 года от 2014 г. |
2016 год (закон) |
Отклонение 2016 года от 2015 г. |
|||
+;- |
% |
+;- |
% |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Налоговые доходы |
7 921, 2 |
8 467,9 |
546 ,7 |
6,9 |
9 202,2 |
734,7 |
8,7 |
|
из них: |
||||||||
Налог на прибыль организаций |
411,3 |
482,8 |
71,5 |
17,4 |
426,3 |
-56,4 |
-11,7 |
|
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
2 181,4 |
2 352,5 |
171,1 |
7,8 |
2 592,7 |
240,3 |
10,2 |
|
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 750,2 |
1 719.1 |
-31,1 |
-1,8 |
1 817,1 |
98,0 |
5,7 |
|
Акцизы |
520,8 |
491,2 |
-29,5 |
-5,7 |
523,9 |
32,6 |
6,6 |
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 884,6 |
3 270,8 |
386,2 |
13,4 |
3 683,5 |
412,7 |
12,6 |
|
налог на добычу полезных ископаемых |
2 857,9 |
3 246,2 |
388,3 |
13,6 |
3 661,4 |
415,2 |
12,8 |
|
Государственная пошлина |
90,5 |
101,9 |
10,3 |
11,3 |
228,6 |
-891,3 |
-0,9 |
* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru
В ходе проведённого анализа данных таблицы 1, можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составили 9 202,6 млрд. рублей, или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы. [4]
На основе данных таблицы 2 составим динамику состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., представленной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика состава налоговых доходов федерального бюджета за период 2014-2016 гг., в процентах*
* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru
По оценке Счетной палаты, с учетом уровня собираемости, принятого в расчете на 2016 год в размере 97,5 %, дополнительные поступления налога составили порядка 6,8млрд. рублей. В то же время, по оценке Счетной палаты, имелся риски не допоступления налога на прибыль организаций в сумме 13,6 млрд. рублей. Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе доходов федерального бюджета за период 2014 -2016 годы, в миллиардах рублей*
* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru
Налог на прибыль организаций по данным оценки Счётной палаты РФ поступило в объеме 426,3млрд. рублей в 2016 г., что на 56,4млрд. рублей, или на 11,7 %, меньше отчётных данных поступления налога в 2015 году. Имелся резерв поступления налога вследствие занижения прогноза суммы поступлений по годовым перерасчетам за 2015 год к доплате в 2016 году. При расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль организаций учтен показатель «сумма убытка или части убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы» в размере 544,5млрд. рублей, или 45 % аналогичного показателя 2015 года (1 210,0 млрд. рублей). [4]
Вместе с тем в соответствии с данными отчета по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» показатель «остаток не перенесенного убытка на конец налогового периода» в 2014 году увеличился вдвое к уровню 2013 года (при снижении количества убыточных организаций на 0,9 %), а по состоянию на 1 января 2016 года указанный показатель в 2015 году увеличился к уровню 2014 года в 4,2 раза относительно аналогичного периода 2014 года. Таким образом, по оценке Счетной палаты, риск недопоступления налога на прибыль организаций в целом составил в 2016 г. в сумме 45,3 млн. рублей.
Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе доходов федерального бюджета представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика поступления налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации в составе налоговых доходов федерального бюджета
за период 2014 -2016 гг., в млрд. руб.*
* Источник: Составлено автором на основании http://www.minfin. ru
Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, поступило в объеме 4409,9 млрд. рублей, что на 240,6 млрд. рублей, или на 10,2 % больше оценки поступления налога в 2015 году. Расчет поступлений НДС был осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю), налоговой базы за 2015 год – оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, с учетом уровня собираемости (96 %) и выпадающих доходов от льгот по внутренним авиаперелетам и пригородному железнодорожному сообщению.
При этом доля начисленного налога в ВВП в 2016 году составила 48 %, а доля налоговых вычетов – 44,53 %. [4]
При определении начисленного налога (48 % ВВП) учтена сложившаяся доля начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год (48,2 %), а при определении налоговых вычетов – сложившаяся доля налоговых вычетов в объеме начисленного налога (93,04 %).
Следует отметить, что в соответствии с формой отчетности ФНС России № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость» по состоянию на 1 января 2016 года доля начисленного НДС составила 48,95 %, а доля вычетов в начисленном налоге – 92,96 %, что свидетельствует о недостаточно обоснованном снижении доли начисленного налога по оценке налоговой базы за 2015 год.
Следует так же отметить, что за период с 2013 по 2015 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 94 %, за 2014 год он составил 93,65 %.Расчетный уровень собираемости НДС был принят на 2016 год в размере 96 %,рассчитанном по оценке 2015 года (96 %).
Объём по поступлениям акцизов по подакцизным товарам (продукции), реализуемым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет составил по данным оценки на 2016 год 523 923,6 млн. рублей, что на 32 662,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше оценки поступления акцизов на 2015 год.
Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2016 год составил в объеме 100 228,6 млн. рублей, что на 891,3 млн. рублей, или на 0,9 %,меньше оценки поступления в 2015 году. [4]
Расчет государственной пошлины выполнен на основе сумм государственной пошлины по кодам доходов бюджетной классификации Российской Федерации и количества юридически значимых действий, представляемых главными администраторами доходов федерального бюджета.
При формировании оценки поступлений государственной пошлины были учтены изменения в главу 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размеров ставок государственной пошлины в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступивших в силу с 1 января 2015 года.
Итак, бюджетообразующими налогами федерального бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. являются два налога: налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Также значительны по объёму поступлений акцизы и налог на прибыль. Все остальные налоги менее значительны. [12]
Кроме того, проведённый анализ современного состояния федеральных налогов и сборов в Российской Федерации выявил нестабильную ситуацию, как в теории, так и в практике их применения.
Так в теории налогообложения нестабильная ситуация проявляется в ежегодном изменении норм налогового законодательства, изменении отдельных элементов налогов и сборов, чаще всего изменяются ставки и льготы налогов. В практической деятельности так же наблюдаются бесконечные ежегодные изменения. В частности, корректируется порядок исчисления налогов, устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.
2.2 Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы
Одними из основных составляющих налогового администрирования, как элемента налоговой системы, являются учет налогоплательщиков и плательщиков сборов, и планирование налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным статьёй 83 Налогового кодекса Российской Федерации.