Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2. Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы
2.3 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Конституционные правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием, в том числе взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Соответственно, конституционные правоотношения также образуют налоговую систему РФ.
Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. [2]
Значимыми характеристиками налогового платежа являются:
1) законодательная основа - налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства;
2) обязательность - законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов имеет в своей основе возможность принуждения со стороны государства. Так, ст. 57 Конституции РФ установлено: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»;
3) индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. [14]
Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий) может быть назван налогом.
Налоги принято классифицировать по нескольким основаниям:
1) по уровню бюджета, в который зачисляются налоги и сборы.
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. [2]
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. [2]
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. [2]
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина (ст. 14 НК РФ). [2]
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ. [2]
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ);
2) по субъектам плательщиков:
- налоги с организаций - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков - юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.);
- налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков - физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.);
- общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса (например, земельный налог);
3) по способу изъятия: прямые и косвенные.
Прямые - это те налоговые сборы, которые платят юридические и физические лица в бюджет непосредственно с полученных доходов или имущества. Доходами являются заработная плата, полученное наследство, прибыль от банковских процентов, дивиденды и так далее.
Косвенные - это налоговые платежи, сумма которых включена в цену товара или услуги в качестве надбавки к основной стоимости; это те платежи, которые уплачивают не напрямую - а через цену: покупая определенный товар, покупатели косвенно оплачиваем и заложенный в его стоимость сбор. [19]
При прямом налогообложении налогоплательщик вносит налоговый платеж в государственную казну самостоятельно. Если речь идет о косвенном налогообложении, то в этом случае посредником выступает продавец товаров или услуг: покупатель, приобретая определенную вещь, оплачивает сумму покупки продавцу, а последний, в свою очередь, делает налоговый взнос в госбюджет после реализации продукции.
Иными словами, прямые налоги - это те сборы и платежи, которые мы оплачиваем самостоятельно, а косвенные - это те, которые взимаются через цену услуги или товара.
К прямым налогам относятся:
1) для физических лиц — плательщиков это такие виды налоговых платежей:
- налог на доходы с физических лиц — начисляется и уплачивается исходя из уровня доходов физических лиц (заработной платы и других);
- земельный (облагается земельный участок, находящийся в собственности налогоплательщика);
- имущественный (объектом налога выступает имущество, которое, согласно Закону, подлежит налогообложению).
2) для юридических лиц это такие виды:
- налог на прибыль предприятий (объектом является полученная предприятием валовая прибыль);
- налог на имущество предприятий (объектом выступает имущество и основные фонды предприятия);
- земельный налог (объект — земельный участок или площадка). [17]
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога. [2]
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ. [2]
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Таким образом, налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в между государством (местным самоуправлением) и физическими лицами (их организациями) по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, контроля за своевременностью и полнотой их уплаты, привлечения к ответственности за нарушение установленного порядка взимания налогов и сборов, а также обжалования актов и действий должностных лиц государства (местного самоуправления).
1.2 Принципы налогообложения
Как говорит ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность сочетается с теми принципами, которые закреплены на конституционном уровне и призваны способствовать соблюдению прав и законных интересов человека.
Это и равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), и право частной собственности (ст. 35), гарантии ограничения отдельных прав и свобод человека только на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55) и др.
В Налоговом Кодексе РФ в отдельную статью 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» выделены принципы (основополагающие положения, определяющие функционирование налогового права). Рассмотрим, что это за положения:
1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (этап законотворческой деятельности в сфере налогообложения). Принцип имеет значение также в смысле запрета на дискриминацию в сфере налогообложения (об этом также далее).
2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Равенство условий налогообложения для разных категорий физических лиц (например, для русских, иных национальностей РФ создаются одинаковые условия налогообложения). Стоит также отметить, что в России нельзя устанавливать льготы, в зависимости от тех или иных категорий физических лиц (критерии, описанные выше), т.е. они должны иметь экономическое обоснование. В пункте также сказано, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Поэтому, например, для определения резидентства физических лиц используется критерий нахождения на территории РФ (ст. 207 НК РФ).
3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Этот принцип связан с процедурой введения, установления новых налогов и сборов в РФ. Налоги не могут быть инструментом только социальным или вводящим какие-либо ограничения для свободы физических и юридических лиц. Не стоит забывать о том, что налоги – категория экономическая.
4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств. К примеру, введение каких-либо таможенных или иных сборов, связанных с перемещением продукции (услуг) по территории страны, недопустимо.