Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации налоговой системы
1.1 Понятие и назначение налоговой системы
1.3 Зарубежный опыт организации налоговой системы
2. Налоговая система России и пути ее совершенствования
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации
2.2 Налоговое администрирование, как элемент управления налоговой системы
2.3 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Рассмотрим механизм налогового администрирования на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга.
В Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району
г. Оренбурга состоит на налоговом учете в 2013 году: организаций - 39306, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой- 9686; в 2014 году: организаций - 39706, индивидуальных предпринимателей - 9686; в 2015 году: организаций - 39818, индивидуальных предпринимателей – 9138. Данная информация представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Состав налогоплательщиков ИФНС по Центральному району г. Оренбурга*
Показатели |
Количество, единицы |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Организации |
39306 |
39706 |
39818 |
Индивидуальных предпринимателей |
9 012 |
9 138 |
9 686 |
* Источник: Составлено автором на основании http:// www.nalog56.ru
Количество организаций, состоящих на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в 2015 году увеличилось на 112 организаций, индивидуальных предпринимателей увеличилось на 548 по сравнению с 2014 годом и на 482 и 674 соответственно по сравнению с 2013 г.
Основные показатели работы Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга за период с 2013 г. по 2015 г. представлены в таблице 3.
Таблица 3 –Динамика налоговых поступлений ИФНС по Центральному району г. Оренбурга, тыс. руб.*
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Поступило в бюджет, в т.ч. |
518676 |
528587 |
692508 |
В федеральный бюджет |
177607 |
214182 |
335290 |
В бюджет субъектов РФ и местный бюджет |
341069 |
314405 |
357218 |
Недоимка по налогам всего, в том числе |
66453 |
94266 |
108936 |
В федеральный бюджет |
35730 |
63255 |
58297 |
В бюджет субъектов РФ и местный бюджет |
40470 |
31011 |
50227 |
Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе |
45369 |
45220 |
48308 |
Налог на прибыль |
35429 |
30120 |
34124 |
НДС |
11232 |
12461 |
12136 |
Налог на имущество |
564 |
1934 |
1575 |
Земельный налог |
728 |
705 |
473 |
* Источник: Составлено автором на основании http:// www.nalog56.ru
В Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в 2015 г. поступило в бюджет всего налогов в сумме 692508 тыс. руб., что на 31% больше, чем в 2014г., на 34% по сравнению с 2013 г. Также в 2015г. увеличилась недоимка на 16% по сравнению с 2014г. и на 64% по сравнению с 2013 г. Данные показатели говорят о недостаточно работы отдела по работе с задолженностью налогоплательщиков.
В Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в 2015 г. дополнительно начислено в бюджет по результатам выездной налоговой проверки местных налогов: налога на имущество - 1575 тыс. руб., земельного налога – 473 тыс. руб., что на 81% и 33% меньше по сравнению с 2014г.
Доля налоговых поступлений по Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга, представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Доля налоговых поступлений по Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга, в процентах*
* Источник: Составлено автором на основании http:// www.nalog56.ru
Доля местных налогов в 2015 г. составила 8% в общем объеме поступлений всех налогов. По сравнению с 2014 г. доля уменьшилась на 2%, а в сравнение с 2013г. доля местных налогов увеличилась на 3%.
Согласно таблице 4 и аналитических записок о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга за период 2013-2015 года, отражены показатели начислений и поступлений местных налогов.
Таблица 4 –Динамика собираемости местных налогов, тыс. руб. *
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Начислено в бюджет, в т ч |
74219 |
83451 |
115623 |
- налог на имущество физических лиц |
26182 |
25143 |
26124 |
- земельный налог |
48037 |
58308 |
89499 |
Поступило в бюджет, в т ч |
73920 |
71337 |
112508 |
- налог на имущество физических лиц |
25412 |
12324 |
25290 |
- земельный налог |
48508 |
59013 |
87218 |
* Источник: Составлено автором на основании http:// www.nalog56.ru
Увеличение поступлений земельного налога на 28 млн. руб., или на 47,8%, обусловлено ростом числа объектов налогообложения – земельных участков – в результате оформления организациями и физическими лицами права собственности на них, а также погашением рядом организаций задолженности по налогу за 2014 год и досрочной уплатой платежей по декларациям за 2015 год.
Увеличение поступлений земельного налога на 10,6 млн. руб., или на 21,6%, обусловлено ростом числа объектов налогообложения – земельных участков – в результате оформления организациями права собственности на них.
Поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 13 млн. руб. или в 2,05 раза.
Такой значительный рост обусловлен изменением в налоговом законодательстве, в соответствии с которым изменен срок уплаты налога, в связи, с чем в 2014 году в бюджет поступали суммы только в погашение задолженности по налогу за прошлые налоговые периоды.
Снижение поступлений налога на имущество физических лиц на 13 млн. руб., или в 2,05 раза, обусловлено изменениями в налоговом законодательстве. В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» срок уплаты за 2014 год установлен не ранее 1 ноября 2015 года, соответственно в 2015 году в бюджет поступали суммы только в погашение задолженности по налогу за прошлые налоговые периоды. [25]
Низкое поступление налогов является основной проблемой формирования местных бюджетов. Формирование бюджетов зависит от того, в каком количестве и когда поступят налоги и сборы в бюджет. По собираемости налогов можно выделить самую важную проблему - недоимка, т.е. задолженность по налоговым платежам в бюджет.
Одной из основных причин, влияющих на низкое поступление платежей в бюджет, являются несовершенная законодательная база, дающая возможность налогоплательщикам безнаказанно уклоняться от уплаты налогов.
Анализ налоговых поступлений в бюджет свидетельствует о том, что 87% налогов поступают в бюджет в результате принудительного взыскания по предъявленным Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в банки инкассовым распоряжениям. За 12 месяцев 2015 г. налоговой инспекцией предъявлено 4576 инкассовых распоряжений на сумму 341516 тыс. руб. [25]
В связи с борьбой с неплатежами налогов в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга проводится целенаправленная повседневная работа по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки.
В результате проводимой работы налогоплательщиками добровольно погашено недоимки в сумме 24322 тыс. руб.
Ежемесячно проводятся совещания с руководителями и главными бухгалтерами организаций-недоимщиков по вопросам снижения недоимок, разъясняется порядок проведения расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
В Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в анализируемом периоде создавались рабочие группы по вопросу поступления в бюджет налогов и сборов, которые проводили проверки по программе, разработанной в ФНС.
Не отчитывающимся предприятиям неоднократно направлялись письма-повестки, по ним направлялись заявки в МВД (отделы по экономическим преступлениям) на розыск руководителей и учредителей. За 2013-2015гг. ликвидировано по решению арбитражного суда 153 юридических лиц, не отчитывающихся более трех лет. За 12 месяцев 2015г. было проведено 154 выездных налоговых проверок юридических лиц и 162 - физических.
По результатам выездных проверок дополнительно начислено 17608 тыс. руб., в том числе по земельному налогу - 1357 тыс. руб. По отделу контроля налогообложения физических лиц за 12 месяцев 2015 г. было проведено 191 камеральные налоговые проверки. Дополнительно начислено в бюджет по налоговым проверкам 2 349 тыс. руб., в том числе штрафных санкций и пени 500 тыс. руб. [25]
Таки образом, в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга состоит на налоговом учете 9686 индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2015 г. При выездных проверках в 2015 году выявлены налоговые правонарушения у 18 индивидуальных предпринимателей.
Дополнительно начислено в бюджет 1567 тыс. руб., в том числе штрафных санкций 315 тыс. руб., взыскано в бюджет 1376 тыс. руб.
2.3 Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Одной из главных особенностей налоговой политики современной России является совершенствование налогообложения имущества и прибыли физических и юридических лиц. Несовершенство налоговой системы России приводит: к утечке капитала за рубеж, развитию теневой экономики, массовым уклонениям предприятий от уплаты налогов.
К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения. [21]
Еще одной из актуальных особенностей является чрезмерно высокая доля косвенных налогов. По потребительским товарам физические лица являются основными носителями косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции российских налогов.
В налоговой политике России фискальная функция является главной, это еще одна из особенностей, которая пагубно влияет на развитие народного хозяйства страны. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны.
Также нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России это одна из важнейших проблем налогообложения.
Более подробно остановимся на рассмотрении проблем налоговой политики России на разных экономических уровнях.
Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:
- неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками;
- отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
- высокая нагрузка на фонд оплаты труда;
- отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферую.
Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:
- запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
- расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.
- ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.
- множественность налогов.
Проблема поступления федеральных налогов в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - одна наиболее из важных в сложных условиях осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. К ним можно отнести: