ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пользуясь литературой, заполните таблицу 3, содержательно и структурно описывая основные виды деятельности, присущие только человеку и оказывающие существенное влияние на его развитие.
Таблица 3
Основные виды деятельности человека.
Вид деятельности | Общее определение | Цель, мотивы | Действия, операции | Продукт деятельности, результат |
Игра | это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. | Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха | Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов | Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки. |
Учение | Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков | подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом. Учение складывается из следующих компонентов:усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);владения приемами и операциями, из которых формируются основные виды деятельности (навыки);овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения). | Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. | Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида. |
Труд | это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. | В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. | В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд. | Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный. Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного ее преобразования:1.Филогенетическое развитие системы деятельности человека.2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. |
Общение | взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного, аффективно-оценочного характера | Количество целей разнообразно – получение знаний о мире, обучение и воспитание и т.д. | ложный и многоплановый процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. | общение можно понимать как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован, общение выступает как исключительная ценность. |
Творчество. | Как созидательная деятельность характери- зуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны | Развить мышление и воображение | Для успешного осуществления, порождения новых творческих идей, творчество должно быть свободно от критики, внешних и внутренних запретов. Самостоятельность и творческая активность начинается тогда, когда руководство извне все больше уступает саморуководству, основанных на личных убеждениях, интересах, идеалах, целях и духовных потребностях. Это предполагает высокую степень избирательности во всем, исключает «всеядность» – и идейную, и повседневную поведенческую. | Результат творческой деятельности всегда оригинален. Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают: принципиально новое и новое во времени. Принципиально новое – это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем и обладает уникальностью и оригинальностью. Новое во времени – это результат творческой деятельности, возникновению или созданию которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность – наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного. Для успешного осуществления, порождения новых творческих идей, творчество должно быть свободно от критики, внешних и внутренних запретов. |
Добавьте в таблицу те виды деятельности, которые, по вашему мнению, также оказывают важное значение в формировании психики.