Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (выяснение проблем процедур банкротства и исследование существующего законодательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, например, для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику.

Применительно к отдельным процедурам банкротства состав и размер денежных обязательств определяется не датой подачи заявления, а датой принятия арбитражным судом соответствующего решения или определения о введении той или иной процедуры. В частности, при введении конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г.).

По общему правилу размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований (к примеру, ответ на претензию, акт сверки расчетов и т.д.).

К числу установленных относятся также требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в определенный срок.

Таким образом, действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Однако если должник по каким-либо причинам оспаривает требования кредиторов, то данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как и размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

- наличие денежного обязательств должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:


- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Для отдельных категорий должников Закон о банкротстве устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты прежде всего публичных интересов законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве).[4]

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.

1.2 Нормативно-правовое регулирование банкротства и методы его предупреждения

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

- нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);


- нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

- нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).[5]

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.[6]

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает многие Федеральный трем закон упла от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О стадии несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон янного о банкротстве), акты задачами чаются которого одна являются, среды с одной всех стороны, только исключение ляется из гражданского закона оборота меры неплатежеспособных суда субъектов, всегда а с другой - предоставление жилое возможности закона добросовестным крытию предпринимателям целях улучшить только свои трем дела стадии под чаются контролем зацию арбитражного органы суда спустя и кредиторов лении и вновь должно достичь судом финансовой дело стабильности. В новые этом любом смысле смысле институт таким банкротства многие служит массы гарантией либо социальной стадий справедливости пред в условиях ляется рынка, зацию одним ности из основных янного элементов закон которого далее является всех конкуренция.


Кроме осущес того, года в систему меры законодательства, только регулирующего закона несостоятельность (банкротство), целях входят: новые Федеральный только закон иное от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О только несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», одним а также общих иные право нормативные трем акты. К более числу должна последних, стадии в частности, осущес следует срока отнести обстоя Постановление должно Правительства суда РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О этапе регулирующем любом органе, всегда осуществляющем иное контроль трем за деятельностью кодекс саморегулируемых общая организаций меры арбитражных ласти управляющих», Постановление общая  Правительства РФ осущес  от 12 августа 2009более г. N 663 «О судом некоторых этом вопросах обеспечения интересов Российскойтолько  Федерации стве как бурный кредитора л ении в стадии деле нему о меры банкротстветолько  иоб щая в меры процедурах, может применяемых вжилое  деледанная  опреду  банкротстве», всегда Постановление объеме Правительства более РФ смысле от 19 сентября 2003 г. № 586 «О пред требованиях затели к кандидатуре одна арбитражного случае управляющего уплате в деле быть о банкротстве многие стратегического связи предприятия дату или янного организации»и закон др. Вопросам органы несостоятельности конно посвящены закона также трем и некоторые прийти судебные суда акты - информационное суда письмо целом Президиума только ВАС норме РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об выбор отдельных банк особенностях новые рассмотрения конно дел дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных ласти организаций», иные Постановление смысле Пленума любом ВАС цикла РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О нему некоторых меры вопросах, банк связанных россии с введением также в действие дела Федерального органе закона «О меры несостоятельности (банкротстве)», ранних Постановление норме Пленума пред ВАС таким РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О новое некоторых бурный вопросах иное практики более применения мнению Федерального смысле закона «О жилое несостоятельности (банкротстве)»и может др.


Необходимо органе отметить, связи что трем законодательство ласти о несостоятельности (банкротстве) должно стве включать если в себя выбор не только только акты общую федерального обстоя уровня, целом но и акты ранних субъектов должна РФ, деле принимаемые ности по отдельным всегда вопросам пред с учетом щение особенностей только экономического может развития банк отдельных только субъектов кодекс РФ, ститут специфики трем государственного нему управления статьи в регионах.

В только настоящее упла время чаются в Российской причин Федерации либо предупреждение меры банкротства – одна более из самых закона важных связи стадий дело развития случае конкурсных смысле отношений, если в рамках прийти которой преду организация общая и ее кредиторы нему могут только прийти этапе к компромиссному бурный решению. Согласно зацию нормам письмо Федерального уплате закона №127 «О стве несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 (действующая либо редакция всех от 29.12.2014), россии в случае лении возникновения банк признаков чтобы банкротства общую руководители объеме компаний закона обязаны лении информировать ранних об ухудшении многие финансового данная положения, меры а также норме о необходимости любом принятия более мер новые предупреждения трем возможного закона банкротства. Однако, менее как срока следует органы из статьи 30 того цель же закона, письмо эта быть обязанность этапе не подкреплена право положениями ласти об ответственности жилое за ее неисполнение,также поэтому таким учредители если не всегда затели применяют закона необходимые объеме меры, уплате направленные стадий на предотвращениевыбор банкротства.

Правовой трем регламентации факта мероприятий преду по восстановлению период платежеспособности статьи посвящена должна гл. 2 Закона закона о банкротстве, таким которая числе называется «Предупреждение всех банкротства». Однако затели конкретные чтобы меры, чаются применяемые чаются в целях щение предупреждения судом банкротства зацию должника, статьи Закон случае не называет (лишь зацию одна крытию из них – досудебная закона санациясвязи – указана целях в ст. 31 Закона). С может целью однако совершенствования дела ФЗ №127 «О янного несостоятельности (банкротстве)» и чаются снижения дoли ликвидационных объеме процедур более юридических таким лиц лении в России, быть мы считаем, данные ст. 30 Закона меры следует новые дополнить шать пунктами, стадии носящими этом информационный ласти и разъяснительный осущес характер приняв о возможных объеме мероприятиях упла по восстановлению суммы платежеспособности таким организации.