Файл: Нотариат в РФ (Характеристика понятия и эволюции нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Характеристика понятия и эволюции нотариата в РФ

1.1 Понятие нотариата в РФ

1.2 История возникновения нотариата

1.3 Основные пути и проблемы становления института нотариата:

Глава 2 Характеристика современных нотариальных действий

2.1 Нотариальная деятельность

2.2 Источники нотариального производства

2.3 Реформирование современного нотариата

Заключение

Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением наследства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Российский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институтов государственного устройства. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или частный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. С другой стороны нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране и особенно это стало заметно в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нотариуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о «дороговизне нотариальных услуг» и т. д. Одновременно, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками. Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат в публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т.д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться, прежде всего, отменой обязательных нотариальных.

Список использованных источников

Отчасти это объясняется тем, что нотариат является уникальным институтом в механизме государственного правового регулирования общественных отношений, поскольку обладает двойственной правовой природой [5, С.58], одновременно находясь на страже частных и публичных интересов. Поскольку нотариат структурно не входит в систему органов государственной власти, это позволяет определить его как полноценный институт гражданского общества, независимый от государства и действующий на принципах самоуправления [6, С.53]. Именно эти особенности делают нотариат привлекательным правовым институтом с точки зрения полноправного беспристрастного профессионального участника государственного регулирования гражданского оборота, сопровождения коммерческой деятельности с целью легитимации ее осуществления, а также обеспечения конституционного права каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь, что предопределяется особым правовым статусом нотариуса.

Эволюционное формирование отечественного нотариата осуществлялось совместно с развитием государства в целом и при тесном взаимоотношении с публичной властью [6, С.29]. Нотариусы находились на государственной службе, государство осуществляло контроль над нотариальной деятельностью, что придавало нотариальным актам статус

официальных документов. Кроме того, с момента своего зарождения нотариусы активным образом взаимодействовали с судебными органами, поскольку они состояли при судах, выполняли функции судебных секретарей, вели судебные архивы и т.п. Однако с течением времени правовая природа нотариата дала о себе знать и функционал нотариата заметно расширился от «ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел» [6, С.29].

В советский период развития отечественной правовой системы, обусловленной фактическим отсутствием института частной собственности и малоразвитостью гражданского оборота, роль нотариата была незначительна. В большинстве случаев нотариусы выполняли удостоверительные функции по небольшому числу сделок, а также вели наследственные дела [3, С.28].

Современный период развития государства ознаменован формированием и развитием рыночной экономики, становлением института частной собственности, структурированием корпоративных правоотношений и развитием предпринимательской деятельности. Однако долгий период времени нотариат продолжал сохранять статус удостоверительного органа, поскольку в силу нормативно­правовых предписаний зачастую обращение к нотариусу является добровольным, а не обязательным. Кроме того, учитывая необходимость несения материальных и временных затрат при обращении к нотариусу, граждане предпочитали обойтись без услуг нотариуса, действую на свой страх и риск при решении юридически значимых вопросов. Данный факт, в свою очередь, находил свое выражение в создании массы спорных ситуаций, за разрешением которых приходилось обращаться в суд и уже там нести материальные и временные издержки, а также в откровенном намеренном нарушении законодательства в части регулирования гражданского оборота, что представляло собой большую угрозу для нормального функционирования правовой системы общества, развития экономики, формированию международных корпоративных отношений и т.д. Анализ сложившейся ситуации в части функционирования института нотариата и доли его участия в регулировании гражданских правоотношений дал ученым-теоретикам и правоприменителям возможность говорить о том, что настала острая необходимость пересмотреть правовое положение нотариата в современном государстве с тенденцией полноценного использования всего потенциала данного института в формировании правореализационной практике.


В настоящее время российский нотариат стоит на пути кардинальных изменений, которые должны найти свое закрепление на законодательном уровне с тем, чтобы впоследствии вернуть к себе должное доверие и уважение со стороны граждан и стать активным институтом системы отечественного и зарубежного права. Концепция переустройства отечественного нотариата нашла свое отражение в проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» [2]. Среди новелл нового законодательства о нотариате особенно хотелось бы отметить кардинальные изменения в содержании нотариального действия путем организации его совершения по принципу одного окна, придании нотариальному акту доказательственной и исполнительной силы, повышении требований к квалификации нотариусов и соблюдению предписаний профессиональной этики, увеличение границ ответственности нотариусов, активное вовлечение нотариуса в оборот недвижимого имущества, привлечение к сопровождению корпоративных отношений и т.д. Кроме этого изменения коснутся и самой системы организации нотариальной деятельности как на территории РФ в целом, так и в рамках нотариальных контор, с тенденцией увеличения требований к материальному, процессуальному и профессиональному критериям [1, С.460]. Многие из указанных аспектов уже нашли свое отражение в действующем законодательстве.

Таким образом, основываясь на традициях развития института нотариата в России, а также, учитывая современные тенденции развития государства с непременным атрибутом интеграции в мировое правовое и экономическое пространство, повышение функционала нотариата с включением в работу всего правового потенциала является безусловным положительным аспектом дальнейшего развития государства.

Глава 2 Характеристика современных нотариальных действий

2.1 Нотариальная деятельность

Основные юридические признаки нотариального действия заключаются в следующем:

1) нотариальные действия совершаются только определенным, установленным в федеральном законе кругом лиц – нотариусами, должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений. При этом законом определяется компетенция каждого лица, уполномоченного на совершение нотариального действия;


2) нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате), что подчеркивает официальный и публичный статус данного юридического действия. Поэтому нотариус согласно ст. 11 Основ законодательства РФ о нотариате и Указу Президента России имеет печать с изображением Государственного герба РФ. Правомерным является также помещение непосредственно на нотариальных документах изображения Государственного герба РФ;

3) нотариальное действие должно быть предусмотрено федеральным законом. В ст. 35 – 38 Основ законодательства РФ о нотариате перечислен круг нотариальных действий, которые могут совершаться нотариусами и иными уполномоченными законом должностными лицами. Вместе с тем данный перечень нотариальных действий не является закрытым, поскольку законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. Если заявитель просит нотариуса о совершении действия, которое не отнесено федеральным законом к числу нотариального, то нотариус должен отказать в его совершении;

4) нотариальные действия осуществляются в рамках специальной процедуры – нотариального производства, отличающегося жесткой связанностью порядка его осуществления. Соблюдение процедуры нотариального производства при совершении нотариальных действий гарантирует достижение необходимого правового результата и выполнение целей нотариата, отраженных в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

5) нотариальное действие должно соответствовать требованиям законодательства не только по процедуре его совершения с точки зрения правил нотариального производства, но и по существу самого действия, определяемого нормами материального права, реализуемыми в данном действии. Ведь акты, удостоверяемые нотариусами, должны соответствовать требованиям как Основ законодательства РФ о нотариате, так иного законодательства в зависимости от того, какой сферы касается нотариальное действие, каким образом будет происходить его реализация. Например, любая сделка должна содержать определенные существенные условия, которые должны быть отражены в ее тексте, независимо от ее формы;

6) важным признаком нотариального действия является уплата государственной пошлины либо нотариального тарифа в соответствии со ставками, установленными законом. Согласно ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу. Поэтому нотариус обязан либо произвести взимание государственной пошлины или нотариального тарифа, либо на основании имеющихся льгот для лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, освободить от ее уплаты.


Все указанные признаки нотариального действия должны быть в совокупности, при отсутствии одного из них нотариальное действие может быть признано несовершенным.

К примеру, несоблюдение правил нотариального производства относительно тайны совершения нотариального действия, например присутствие при составление завещания постороннего лица, может привести к признанию данного завещания недействительным в судебном порядке.

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате подверглись существенным изменениям и отношения в сфере нотариальной деятельности. Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Например, нотариус и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнять свои обязанности: нотариальные действия в данной нотариальной конторе исполняет либо сам нотариус, либо лицо, имеющее право его временного замещения. Кроме того, взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу.

2.2 Источники нотариального производства

К числу источников нотариального производства относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.Основной источник любого законодательства – Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).

Федеральные законы как источники нотариального законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате были приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. и определили современное лицо российского нотариата. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание. Ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены Законом РФ «О государственной пошлине».


Гражданский кодекс России как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства.Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (с посл. изм. и доп.).Такое же значение имеют СК, Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и целый ряд других федеральных законов.Кроме этого среди нормативных источников, направленных на регулирование нотариальной деятельности следует выделить:- Методические указания по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утв. приказом Минюста России от 15 марта 2000г.№91); - Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (утв. приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) (с изменениями от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г.);- Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179 (с изм. от 1 августа2005года);- Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132;- Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178;- и др.

В настоящее время деятельность нотариата достаточно подробно и детально регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми в 1993 году, а также соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, где прямо перечислены те виды сделок, для которых предусмотрена только нотариальная форма их заключения.Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В условиях отсутствия федеральной системы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства.