Файл: Управление федеральным бюджетом и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Государственные финансы традиционно понимаются как инстру­мент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения госу­дарственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы госу­дарственного управления аккумулируют денежные средства и осуществ­ляют денежные расходы.

Государственные финансы обеспечивают для органов го­сударственного управления возможность выполнять свои основные функции по созданию условий для нормального политического, эконо­мического и социального развития.

Система управления государственными финансами занимает крайне важное место в экономике любого государства, определяя качество жизни его граждан и развитие уровня национальной экономики.

В России перед органами государственной власти, осуществляющими оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное управление государственными финансами, стоит задача обеспечить сбалансированность бюджета в части соотношения объёма предусмотренных расходов с суммарным объёмом доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Препятствуют успешности управления государственными финансами в Российской Федерации проблемы, тормозящие экономические явления и процессы, как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и на уровне национальной экономики. 

Актуальность темы. Переход Российской Федерации от административного метода  к рыночным методам управления экономикой  кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране. В связи с этим в России  назрела необходимость в глубоком системном  изучении  состояния государственных финансов Российской Федерации, проведения анализа закономерности их развития и управления в условиях рыночной экономики.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать развитие системы государственных финансов в рыночной экономике России.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность, содержание и функции государственных финансов;
  • определить структуру системы государственных финансов РФ;
  • рассмотреть систему управления финансами;
  • обобщить особенности формирования федерального бюджета РФ;
  • провести анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета России;
  • описать проблемы управления государственными финансами;
  • предложить пути повышения качества управления государственными финансами.

Объектом исследования является доходная и расходная часть федерального бюджета Российской Федерации. Предмет исследования - система управления государственными финансами РФ.

При подготовке курсовой работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала, метод графического представления информации.

Теоретической и методологической базой исследования является научная и учебно-методическая литература, материалы периодических изданий, источники сети Интернет. Список литературы насчитывает 33 наименования. В курсовой работе 4 приложения.

1. Теоретические основы управления государственными финансами

1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Государственные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства [12].

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.

Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам присущи следующие функции:

1. Распределительная, т.е. происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов и ее результатом является:


- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

2. Регулирующая функция государственных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, эффективное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное - отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоёв населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни [16].

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путём распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности.

3. Контрольная функция государственных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;


- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учётом потребностей производственного и социального развития;

- контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчётных смет образования и расходования денежных средств [16].

Контрольная функция государственных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями.

В итоге в материальном смысле государственные финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства.

Основные понятия и содержание государственных финансов представлены в приложении 1.

Государственные финансы имеют чёткую целевую ориентацию. Они затрагивают определённые социально-политические интересы отдельных слоёв общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Итак, государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе [9].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод:

Государственные финансы объединяют денежные отношения, посредством которых формируются и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач государства. Решение социально-экономических задач осуществляется с помощью государственных финансов. В ходе выполнения конкретизированных задач перераспределяются финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, отраслями национальной экономики, входящими в состав материального производства и социальной сферы, социальными слоями граждан.


1.2. Структура системы государственных финансов РФ

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Итак, функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Самым главным бюджетом бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет, который позволяет мобилизовать ресурсы, необходимые государству, воздействовать на экономику, поддерживает население, а также осуществляет стимулирование развития экономики.

Федеральный бюджет Российской Федерации является первый уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Он представляет собой финансовый план государства, который утверждается Государственной Думой [23].

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов России образует такое понятие, как консолидированный бюджет.

Согласно бюджетному кодексу консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Как известно, бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Государственные доходы – это часть национального дохода страны, перераспределяемая через налоговый механизм и кредитно-денежную систему в распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его основных задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны [20].