Файл: Управление федеральным бюджетом и пути его совершенствования в РФ.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов
1.2. Структура системы государственных финансов РФ
1.3. Управление государственными финансами
2. Развитие государственных финансов России на современном этапе
2.1. Анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета России
2.2. Особенности формирования федерального бюджета РФ
3. Направления повышения эффективности управления государственными финансами Российской Федерации
3.1. Проблемы управления государственными финансами России
3.2. Пути повышения качества управления государственными финансами
Содержание:
Введение
Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
Государственные финансы традиционно понимаются как инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью которого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Государственные финансы обеспечивают для органов государственного управления возможность выполнять свои основные функции по созданию условий для нормального политического, экономического и социального развития.
Система управления государственными финансами занимает крайне важное место в экономике любого государства, определяя качество жизни его граждан и развитие уровня национальной экономики.
В России перед органами государственной власти, осуществляющими оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное управление государственными финансами, стоит задача обеспечить сбалансированность бюджета в части соотношения объёма предусмотренных расходов с суммарным объёмом доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Препятствуют успешности управления государственными финансами в Российской Федерации проблемы, тормозящие экономические явления и процессы, как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и на уровне национальной экономики.
Актуальность темы. Переход Российской Федерации от административного метода к рыночным методам управления экономикой кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране. В связи с этим в России назрела необходимость в глубоком системном изучении состояния государственных финансов Российской Федерации, проведения анализа закономерности их развития и управления в условиях рыночной экономики.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать развитие системы государственных финансов в рыночной экономике России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность, содержание и функции государственных финансов;
- определить структуру системы государственных финансов РФ;
- рассмотреть систему управления финансами;
- обобщить особенности формирования федерального бюджета РФ;
- провести анализ показателей доходной и расходной части государственного бюджета России;
- описать проблемы управления государственными финансами;
- предложить пути повышения качества управления государственными финансами.
Объектом исследования является доходная и расходная часть федерального бюджета Российской Федерации. Предмет исследования - система управления государственными финансами РФ.
При подготовке курсовой работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала, метод графического представления информации.
Теоретической и методологической базой исследования является научная и учебно-методическая литература, материалы периодических изданий, источники сети Интернет. Список литературы насчитывает 33 наименования. В курсовой работе 4 приложения.
1. Теоретические основы управления государственными финансами
1.1. Сущность, содержание и функции государственных финансов
Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.
Государственные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства [12].
Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам.
Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.
Государственным финансам присущи следующие функции:
1. Распределительная, т.е. происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов и ее результатом является:
- перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);
- содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
- перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
- перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.
2. Регулирующая функция государственных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, эффективное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное - отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоёв населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни [16].
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путём распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности.
3. Контрольная функция государственных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных финансов в узком и широком смысле.
В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
- контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учётом потребностей производственного и социального развития;
- контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчётных смет образования и расходования денежных средств [16].
Контрольная функция государственных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей.
Широкое понимание контрольной функции государственных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями.
В итоге в материальном смысле государственные финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства.
Основные понятия и содержание государственных финансов представлены в приложении 1.
Государственные финансы имеют чёткую целевую ориентацию. Они затрагивают определённые социально-политические интересы отдельных слоёв общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
Итак, государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
- единства законодательной и нормативной базы;
- открытости и прозрачности;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности;
- научного подхода к реализации намеченных целей;
- экономичности и рациональности;
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе [9].
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод:
Государственные финансы объединяют денежные отношения, посредством которых формируются и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач государства. Решение социально-экономических задач осуществляется с помощью государственных финансов. В ходе выполнения конкретизированных задач перераспределяются финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, отраслями национальной экономики, входящими в состав материального производства и социальной сферы, социальными слоями граждан.
1.2. Структура системы государственных финансов РФ
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
- Федеральный бюджет;
- Бюджеты субъектов Российской Федерации;
- Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
- Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:
- государственный кредит:
- налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
- неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
- бюджетная система
- другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.
Итак, функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.
Самым главным бюджетом бюджетной системы Российской Федерации является федеральный бюджет, который позволяет мобилизовать ресурсы, необходимые государству, воздействовать на экономику, поддерживает население, а также осуществляет стимулирование развития экономики.
Федеральный бюджет Российской Федерации является первый уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Он представляет собой финансовый план государства, который утверждается Государственной Думой [23].
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов России образует такое понятие, как консолидированный бюджет.
Согласно бюджетному кодексу консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Как известно, бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Государственные доходы – это часть национального дохода страны, перераспределяемая через налоговый механизм и кредитно-денежную систему в распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его основных задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны [20].