Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Структура и функции налоговых органов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Сбор налогов в Российской Федерации обладает многолетней историей, однако более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.

Результативность налогообложения в основном зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой, налогового администрирования, совокупности государственных структур исполнитель­ной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для осуществления налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Более глобальные преобразования в налогообложении были связаны с выводом экономики Российской Федерации из кризиса. Правительству необходимо было основать законодательство о налогах и сборах, выстроить налоговую систему государства и определить систему налоговой службы. Большое внимание уделялось совершенствованию налогового администрирования на всем этапе возникновения и развития структуры налоговых органов.

Вышеуказанные задачи были сосредоточены по двум основным направлениям: принятие мер по пресечению налоговых правонарушений и мер по наделению прав налогоплательщиков, а также созданию для них максимально комфортных условий, которые способствовали хозяйственной деятельности и уплате налогов и сборов.

Актуальность и важность изучения процессов становления российских налоговых органов не вызывает сомнения, поскольку без знаний истории развития налоговых органов невозможно двигаться дальше в принятии оптимальных условий совершенствования и модернизации налоговых органов Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является исследование основных этапов формирования налогового учета в России.

Задачами работы являются:

а) изучение теоретических и исторических аспектов развития налоговых органов России, становление налогового учета;

б) детальная характеристика налоговых органов России на современном этапе;

в) исследование процессов формирования организационной структуры налоговой системы;

г) анализ главных направлений деятельности налоговых инспекций;

е) исследование проблем и перспектив развития налоговых органов Российской Федерации.

Объектом исследования является структура налоговых органов Российской Федерации, а предметом исследования – этапы становления налогового учета в России.


Для написания данной курсовой работы были использованы надежные источники и литература, такие как Налоговый Кодекс РФ, нормативно-правовые акты РФ, правовую базу «Гарант». Указанные источники постоянно находятся в разработках и они всегда актуальны на дату использования. Также для анализа формирования налогового учета в Российской Федерации нами были использованы статьи научной электронной библиотеки на сайте https://cyberleninka.ru, основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций.

Глава 1. Этапы формирования налоговых органов в России

1.1 История налогообложения в России

Необходимость в налогах возникает с момента образования государства, поскольку без финансового обеспечения оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются и усложняются, возникает потребность в увеличении налогов, в создании и постепенном совершенствовании налоговой системы. История налогообложения является неотъемлемой частью истории Российского государства, причем малоизвестной ее страницей.

Большое значение для теоретического осмысления налогообложения в России имели труды Г.К. Котошихина, И.Т. Посошкова, М.М. Сперанского, Н.И. Тургенева, Е.Ф. Кан-крина, Е.Г. Осокина, Д. Толстого, Ю.А. Гаге-мейстера, С.Б. Веселовского, А.П. Субботина, М.М. Алексеенко, А.А. Исаева.[1]

В истории налоговой практики России в течение многих столетий субъектами обложения были лишь податные сословия, а дворянство и духовенство были освобождены от уплаты налогов. Не всегда рационально выбирался и объект обложения: сначала земельная площадь, затем «двор» (хозяйство), позднее - «душа», а спустя много лет - чистая прибыль. Мера часто тоже определялась произвольно, исходя только из потребностей государства, при этом не учитывалась платежеспособность податных сословий.[2]

Границы налогообложения определяются, с одной стороны, потребностями государства, с другой - имущественными возможностями населения. Поэтому свои потребности в средствах власть должна согласовывать с возможностями населения.[3] Есть объективные признаки, показывающие предел обложения: 1) увеличение налога на потребление не дает роста доходов; 2) доход от прямого налога понижается; 3) высоко обложенная отрасль хозяйства приходит в упадок. В конечном итоге от нарушения границ обложения страдает экономика, население, общество, государство. По этому поводу итальянский экономист и политик Франческо Нитти (1868-1953) писал: «Налоги не должны мешать развитию производства... Налоги должны быть уменьшаемы, или вообще отменяемы, если они сокращают потребление. Слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство».[4]


С давних времен налоги подразделялись на прямые и косвенные. По определению известного российского ученого и общественного деятеля И.И. Янжула (1845-1914), прямые налоги могут быть названы оценочными, так как они связаны с кадастровой оценкой имущества, земли, капитала. Таким образом, прямые налоги падают на владение и приобретение. Один из основных прямых налогов - подоходный. Прямые налоги, во главе которых находится подоходный налог, должны составлять основу бюджета.[5]

Косвенные - это налоги на потребление, а если быть точнее - на производство или приобретение товаров и на их передвижение (акцизы, таможенные и транзитные пошлины). Ученый-финансист конца Х1Х в. Н.К. Бржеский считает, что «косвенный налог доброволен; он наиболее соответствует требованиям свободы». Но были и другие мнения. Немецким автором Штейном Лоренсом было подмечено, что косвенные налоги «грубо нарушают требование справедливости», так как они одинаковы и для богатых, и для бедных. Профессор Киевского университета П.Л. Кованько поддерживал это мнение. «Косвенное обложение, доведенное до крайних размеров, опасно тем, что незаметно разоряет и обедняет население», - писал он. И добавлял: «Сеть косвенных налогов, опутывающая со всех сторон потребителя, способна выжать даже из беднейшего населения значительные суммы казенного дохода и подобно невидимым червям подточить самые прочные устои экономической и податной способности населения».

Различные виды налогов образуют налоговую систему. На протяжении многих столетий мысль ученых и государственных чиновников работала над тем, чтобы упростить налоги и удешевить их сбор. Физиократы (XVIII в.) предлагали заменить все подати единым поземельным налогом. В XIX в. получила распространение идея единого капитального налога. Ее приверженцами были Эмиль Жирарден (1806-1881) и Эмиль-Жюстен Менье, которые предлагали все подати заменить обложением капитала в размере одного процента[6].

Выдающийся российский экономист начала XX в. профессор И.Х. Озеров (1869-1942) подмечал еще одну черту любой налоговой системы - ее классовый характер. Она «всегда вырабатывается тем классом, которому в настоящее время принадлежит власть в государстве». И далее он скептически утверждает: «Налоговые системы, при которых все группы населения облагались бы равномерно, в жизни не встречаются».[7]

Извечная борьба между государством и налогоплательщиками (стремление государства брать больше и желание граждан давать меньше) проходит через всю историю. Профессор И.Х. Озеров справедливо утверждал: «История прямого обложения - это история борьбы правительства и общества. Государство создает налоги, общество изыскивает способы их избегнуть; и до тех пор, пока этот способ еще не найден, правительство пользуется созданной им формой обложения; но лишь только нужда подскажет народу исход, как правительство снова должно лихорадочно искать новый способ раскладки».[8]


Следствием непродуманной, неумелой политики налогообложения могут быть острые социальные конфликты, революции, войны, упадок экономики страны, утрата политической самостоятельности. Например, одной из причин, приведших к революции во Франции в 1789 г., была излишняя налоговая нагрузка на налогоплательщиков.

Вплоть до либеральных реформ Александра II основными плательщиками налогов были низшие классы, или так называемые «податные сословия», - крестьянство всех категорий, посадское население (ремесленники, купцы), низшее духовенство. Боярство, дворянство, духовенство изначально считались неподатными сословиями. Правда, были исключения. Так, при Иване III и при Иване IV церковь, монастыри должны были платить налоги, но чтобы не делать этого, они получали у государя так называемые «тарханные грамоты», которые полностью или частично освобождали от налогов. При первых Романовых ввиду бедственного положения казны после Смуты правительство налагало на богатых «именитых» людей - промышленников, купцов, ремесленников, служилых людей - временные запросные и пятинные деньги. В начале XIX в. дворянство вынуждено было потратиться в пользу государства, уплачивая подоходный налог в 1812-1820 гг. [9]

В первые месяцы советской власти и в годы гражданской войны налоги приняли форму принудительных натуральных сборов и повинностей, которые сочетались с конфискациями и реквизициями. Исходя из утопических представлений о быстром «скачке» в коммунизм, в конце гражданской войны большевики объявили об отмене налогов.[10]

Новая налоговая система при советской власти сложилась при переходе к нэпу. В ее основе лежал ярко выраженный классовый принцип, который год от года принимал все более жесткие формы. Например, при введении подоходного налога был установлен необлагаемый минимум в размере минимальной заработной платы. Крестьянская беднота на протяжении ряда лет полностью освобождалась от сельскохозяйственного налога. В то же время налоговый пресс на нэпманов и кулаков постепенно усиливался. Когда началось свертывание нэпа, налоговая политика стала играть существенную роль в вытеснении из экономики частного сектора. Шкала прогрессии была такова, что кулацкие хозяйства должны были платить сельхозналог.

В годы Великой Отечественной войны налоги на население существенно возросли, а также были введены новые налоги. Среди них военный налог, который распространялся и на лиц, не имевших самостоятельных доходов. Интенсивно проводились сборы средств в фонд обороны, возросла подписка на займы; денежные компенсации, поступавшие на сберкнижки за временно отмененные ежегодные отпуска, не могли быть востребованы во время войны.[11]


Когда правил Никита Сергеевич Хрущев, проводился курс на сокращение и постепенную замену налогов с населения, были отменены займы. Перестройка поставила новые задачи перед налоговой политикой в связи с допущением индивидуальной трудовой деятельности, развитием кооперации, курсом на использование элементов рыночной экономики. Начала постепенно перестраиваться налоговая система. Дело шло тяжело ввиду отчаянного сопротивления приверженцев административно-командной системы. Законы о налогах получались несовершенными, требовали корректировки. Противостояние продолжалось до тех пор, пока не наступил глубокий экономический кризис и не произошло крушение Советской империи.[12]

1.2 Этапы эволюции налоговых органов в России

Взимание налогов - древняя функция и одно из основных условий существования государства. Без четкой, налаженной и эффективной системы сбора налогов немыслимо процветание и развитие общества. Органы налогового контроля - Министерство РФ по налогам и сборам (далее МНС РФ) и его подразделения в России имеют длинную историю.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (912г). Летопись «Повесть временных лет» - сообщает, что новгородские «словене» в IX в. ежегодно «мира для» (т. е. ради сохранения мира) платили дань варягам.[13]

В 966 г. князь Святослав покорил вятичей и «дань на них възложил». Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю, а под «полюдьем» - система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собирали при личном участии князя и его дружины («полюдье»), а позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор - данники.

Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига, но следует отметить о некоторых новациях. Особые чиновники (осьминники, мытники, таможенники, пошлинники) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Сбор дани, или как ее называли на Руси «ордынский выход», постепенно стали контролировать специально назначенные чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженную охрану. Параллельно с баскаками сбором дани занимались богатые восточные купцы - «бессермены». С конца XIII в. упоминания о баскаках в источниках становятся редкими, а их ликвидация приходится на 20-е гг. XIV в. Право сбора налогов было передано русским князьям. [14]Именно в этот период произошла систематизация взимания налогов (уплата «выхода» - ежегодного налога). Татарская дань сыграла важную роль в государственной жизни русских земель. На Руси дань, возникшая первоначально как следствие подчинения победителю, приучила население к платежу прямого налога и привела к понятию «тягла» как податной обязанности населения. Однако удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы. Лишь с появлением российской государственности и централизацией власти в конце XV в. сложились предпосылки для создания специальных органов, ведавших сбором налогов в масштабе государства.