Файл: Конфискация и национализация имущества (Основания возникновения и прекращения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

До наступления 1990-х годов в Российской Федерации проблема национализации имущества не являлась актуальной. Данная не изученность связана с тем, что до указанного периода понятие «национализация» не вводилось в экономическую сферу действия. Похожая ситуация имела место быть и в юридической сфере. В средствах массовой информации, а, равно как и в литературе, написанной видными учеными-экономистами и учеными-юристами, не поднимался и не освещался вопрос национализации.

В связи с проведением государственных реформ был проведен процесс преобразования собственности, принадлежащей государству, то есть приватизация. Но помимо совершения приватизации, в государстве происходила национализации имущества. Стоит отметить, что главное гарантией национализации имущества должно быть равноценное возмещение изъятого у собственника имущества. Помимо этого, в соответствии с основным законом государства национализация имущества должна происходить в строгом соответствии с решением суда.

Еще одним способом изъятия имущества у собственника является конфискация. В последние годы конфискация имущества приобрела большое значение в законодательстве Российской Федерации ввиду эффективности и гуманности. Следует отметить, что крайне важным является недопущение превращения конфискации в способ передела собственности и необоснованного изъятия имущества. Конфискация имущества имеет большую значимость в правовом поле ввиду того, данный способ изъятия имущества способствует восстановлению справедливости.

Целью данной работы является понятие и раскрытие сущности конфискации и национализации имущества, анализ источников, раскрывающих сущность этих понятий, анализ совокупности правовых норм, регламентирующих конфискацию и национализацию имущества. Предметом указанной работы является совокупность процессов и действий, возникающих в ходе проведения конфискации и национализации имущества.

Обозначенной целью установлены следующие задачи:

1. раскрыть понятий конфискации и национализации имущества,

2. выявить юридической сущности конфискации и национализации имущества,

3. изучить и проанализировать источники по указанной теме работы.

Вопросам конфискации и национализации имущества посвящено много трудов выдающихся деятелей юридической науки. Среди таких работ можно обозначить: статью Сергея Сергеевича Желонкина «Конфискационные последствия антисоциальных сделок: соотношение частных и публичных интересов» 2012 года, статью Ларисы Владимировны Щенниковой «Гражданско-правовая наука о национализации» 2012 года, статью Владимира Дмитриевича Мазаева «Национализация как конституционный фантом» 2013 года и т.д. Вышеназванные источники в полной мере характеризуют основные признаки и черты национализации и конфискации имущества.


1. Основания возникновения и прекращения права собственности

1.1. Конфискация и национализация имущества как основания возникновения права собственности на имущество

Право собственности принадлежит к числу таких субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, а иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.

В цивилистической науке основания возникновения права собственности издавна принято подразделять на первоначальные и производные. Что же касается критерия разграничения первоначальных и производных способов возникновения права собственности, то в одних случаях предпочтение отдают критерию воли, в других – критерию правопреемства. Соответственно этому, сторонники критерия воли к первоначальным относят такие способы, при которых право собственности возникает независимо от воли, а к производным - такие, при которых оно возникает по воле предшествующего собственника. Те же, кто в основу разграничения кладут критерий правопреемства, к первоначальным относят способы, в основе которых правопреемства нет, а к производным – способы, которые покоятся на правопреемстве. Этот спор имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, сторонники критерия воли безоговорочно относят национализацию, т. Е. обращение имущества, принадлежавшего ранее отдельным физическим и юридическим лицам, в собственность государства к первоначальным способам возникновения права собственности, поскольку государство при национализации становится собственником вопреки воле предшествующего собственника. Напротив, те, кто предпочитают критерий правопреемства, рассматривают национализацию как производный способ возникновения права собственности, поскольку при национализации имеет место правопреемство (по крайней мере, преемство в правах).[1]


Во многих случаях возникновение права собственности у одного лица сопровождается его прекращением у другого и наоборот. Указанное обстоятельство учитывает и законодатель (например, п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации)[2]. В связи с этим и возникает вопрос, как определить место того или иного способа возникновения и прекращения права собственности в ряду способов возникновения или прекращения этого права. Как, например, определить место конфискации, при которой имеет место, с одной стороны, лишение собственника принадлежащего ему имущества, а с другой, — обращение его в собственность государства.

Исторически основным способом установления господствующего типа собственности, который в свое время утвердился в нашей стране в результате Октябрьской революции, принято считать национализацию, то есть обращение в собственность Советского государства имущества, принадлежавшего юридическим и физическим лицам. В собственность государства в первую очередь были обращены средства производства или, как принято было говорить, основные командные высоты в экономике. Сама национализация проводилась под различными наименованиями (национализация, конфискация, объявление собственностью республики, секвестр или реквизиция) и по самым различным поводам, но сущность ее оставалась при этом неизменной. За редчайшими исключениями национализация носила безвозмездный характер, то есть прежним собственникам не выплачивалось никакой компенсации за изымаемое у них имущество. В то же время новый собственник — государство не без успеха доказывало, что национализированное имущество перешло к нему, государству, со всеми активами. Указанное обстоятельство как раз и позволяет относить национализацию к производным способам приобретения права собственности.

В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия имущества физических и юридических лиц в собственность государства претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст. 35 Конституции Российской Федерации[3], гражданское законодательство устанавливает, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков.

К числу производных способов приобретения права государственной собственности относится конфискация (ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации).[4]


В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. Это и есть конфискация. Таким образом, конфискация во всех случаях носит безвозмездный характер и применяется в виде санкции за совершенное правонарушение. [5]

Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать следующий вывод: конфискация и национализация имущества отнесены к производным способам приобретениям права собственности. Одновременно оба эти способа выступают как способы прекращения права собственности. Важно отметить, что только по решению суда может происходить конфискация или национализация имущества. Данное правило законодательно закреплено в нормативно-правовых актах Российской Федерации, в части касающейся рассмотренных способов приобретения права собственности. Кроме того, конфискация имущества это есть санкция, наказание за правонарушение.

2. Понятие и виды конфискации имущества

2.1. Виды конфискации имущества

Конфискация представляет собой институт, используемый различными отраслями права: уголовным, административным, таможенным, налоговым и др.[6]

Конфискация во всех случаях носит безвозмездный характер и применяется в виде санкции за совершенное правонарушение. Государство не отвечает по обязательствам бывших собственников конфискованного имущества, если эти обязательства возникли после принятия государственными органами мер по охране имущества и без согласия указанных органов. По обязательствам, подлежащим удовлетворению, государство отвечает лишь в пределах перешедшего к нему актива имущества. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает конфискацию в виде дополнительной меры уголовного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Она может быть назначена только судом и лишь в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, не подлежит конфискации. Перечень такого имущества устанавливается уголовно-исполнительным законодательством. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает применение конфискации за совершение целого ряда преступлений в сфере экономики, преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, преступлений против государственной власти, а также преступлений против мира и безопасности человечества (разделы VIII-X, XII Уголовного кодекса Российской Федерации).[7] При этом в одних случаях конфискация предусмотрена в виде обязательной дополнительной меры уголовного наказания, в других вопрос решается альтернативно — конфискация может быть, а может и не быть назначена (например, п. 2 и 3 ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации).[8]


Имущество конфискуется в натуре. Выплата стоимости имущества в денежном выражении допускается, если конфискации подлежит доля в общей собственности. Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится по месту нахождения имущества судебным исполнителем, который проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись. Судебный исполнитель принимает необходимые меры к сохранению имущества, подвергнутого описи.

Конфискованное имущество передается финансовым органам после удовлетворения в соответствии с законодательством Российской Федерации всех предъявленных к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах его стоимости. [9]

В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть применена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Конфискация может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискацией в соответствии со ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.[10] Как правило, конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в собственности граждан. Конфискованная вещь принудительно-безвозмездно обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, ее принудительное обращение в муниципальную (негосударственную) собственность будет противоречить ч. 1 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [11]

Имущество создаваемых на территории Российской Федерации коммерческих организаций с иностранным участием не подлежит реквизиции или конфискации в административном порядке. [12]

Гражданское законодательство предусматривает конфискацию всего лишь в одном случае: в случае наличия умысла совершить сделку, заведомо противную основам правопорядка или нравственности. [13] А именно в виде санкции за совершение недействительной сделки (ст. 169 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации).[14]