Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие оперативно-розыскных органов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности
1.2 Цели и задачи оперативно-розыскных органов
Глава 2. Правовой статус лиц оперативно-розыскной деятельности
2.1 Обязанности и права оперативно-розыскных органов
2.2 Организация прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью
Содержание:
Введение
Происходящие в последние годы глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни России сопровождается таким отрицательным явлением как рост преступности, который негативно влияет на социально-психологический и политический климат в стране, подрывает веру в способность государства обеспечить защиту гражданот преступных посягательств. Поэтому научно обоснованный подход к разрешению этих проблем приобретает крайне важное значение. К их числу относятся и вопросы оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В целях обеспечения наиболее эффективного применения оперативно-розыскной деятельности по выполнению возложенных на нее задач, в России организована специальная система государственных органов и структурных подразделений, осуществляющих оперативную работу. Данная система закреплена нормативно.
В соответствии со статьей 13 Федерального Закона, оперативно-розыскную деятельность в полном объеме методов и средств, вправе осуществлять оперативные подразделения.
Оперативное подразделение – это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.
Целью данной курсовой работы является рассмотреть систему и структуру оперативно-розыскных органов.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие оперативно-розыскных органов;
- исследовать цели и задачи деятельности оперативно-розыскных органов;
- определить обязанности и права оперативно-розыскных органов;
- проанализировать организацию прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью.
Объектом исследования являются структура органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Предметом исследования являются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.
Глава 1. Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности
1.1 Оперативные подразделения как субъект, непосредственно осуществляющий оперативно-розыскную деятельность
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - это организационно обособленные управленческие единицы, которым в правовых предписаниях оперативно-розыскного законодательства, а также в нормативных актах органов, осуществляющих ОРД, определены задачи, компетенция, объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и иных правовых действий[1].
Оперативные подразделения отличают следующие признаки:
- создаются в составе правоохранительных органов (органы внутренних дел, подразделения налоговых преступлений, таможенные органы) и органов государства, обеспечивающих его безопасность, - спецслужб (ФСБ, Государственная охрана, пограничная служба, внешняя разведка);
- выполняют задачи, предусмотренные оперативно - розыскным законодательством, адекватно своей компетенции;
- могут выполнять оперативно-розыскную функцию в полном объеме либо частично или работу оперативно-розыскного назначения вспомогательного характера;
- используют в своей деятельности методы, обусловленные разведывательным характером оперативно-розыскной деятельности;
- имеют в своем составе должностных лиц, правовой статус которых:
- во-первых, представляет собой симбиоз полномочий, предусмотренных и оперативно-розыскным законом, и законом, устанавливающим нормативно-правовой статус оперативно-розыскного ведомства, которому они принадлежат, и используемых одновременно при решении задач ОРД;
- во-вторых, сотрудников, использующих только полномочия оперативно-розыскного характера и работающих в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность на конспиративных началах;
- реализуют оперативно-розыскную функцию адекватно определенным направлениям, сочетая в их рамках гласные и негласные расследования;
- работают под руководством должностного лица, несущего персональную ответственность за деятельность оперативного подразделения, в частности за подбор и расстановку оперативных работников, качественное выполнение ими своих функциональных обязанностей;
- обеспечивают осуществление оперативно-розыскного процесса, координируя свою работу с иными отраслевыми оперативными службами и другими (не оперативными) подразделениями своего ведомства, а также с иными органами, осуществляющими ОРД.
Оперативное подразделение – это организационно-штатное звено (элемент), входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами[2].
Среди всех оперативных подразделений следует выделить те, которые правомочны проводить собственно оперативно-розыскную деятельность. К их числу относятся оперативные подразделения, которые структурно включены в государственные органы, перечисленные в ст. 13 Федерального Закона об ОРД.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона об ОРД, оперативные подразделения функционируют в составе следующих органов государства, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны[3].
4. Таможенных органов Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 8 части первой настоящей статьи[4].
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Как видно из содержания ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона об ОРД, законодатель перечислил в них как правоохранительные органы, призванные вести борьбу с общеуголовной и экономической преступностью, так и спецслужбы, осуществляющие разведку, контрразведку и отчасти разрешающие криминальные проблемы (ФСБ, органы государственной охраны, пограничной службы, органы внешней разведки, а также частично подразделения внешней разведки ГРУ МО России, ФАПСИ при Президенте Российской Федерации).
Оперативная деятельность спецслужб осуществляется в соответствии со ст. 9 и ст.10 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации, ч. 4 ст. 30 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке», п. 2 ст. 4 Федерального закона «О государственной охране».
На основании ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяют в составе этих органов перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и основные направления работы по обеспечению деятельности опер аппаратов.
Как правило, эти проблемы решаются путем издания нормативных актов, устанавливающих правовое положение и функциональные обязанности оперативных подразделений, их штаты, объемы решаемых задач, права и служебные обязанности руководителей и сотрудников подразделений и т. п.
1.2 Цели и задачи оперативно-розыскных органов
Цели ОРД указаны в ст. 1 ФЗ об ОРД:
а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ (далее - Конституция) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства[5].
Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции), реальным содержанием.
Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность)[6].
Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность - это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться.
Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности РФ. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.
Задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения[7].
По степени реализации угроз в отношении защищаемых объектов задачи в ОРД классифицируют на две группы защиты от преступных посягательств: