Файл: Проблема детской лжи(Социальные корни детской лжи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В нашем современном мире, где конкуренция и стремление быть первым, успешным, удачливее других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать. Ложь является типичной проблемой детства. Существует много причин, по которым дети лгут. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны. Обычно у большинства детей уже в дошкольном возрасте имеется опыт честности и опыт обмана, и во многом именно этот опыт определяет поведение ребенка в каждой конкретной ситуации. Что же может заставить ребенка солгать?

Ложь это своеобразная дисгармония в человеке, т.к. лжец утверждает, что что-то — истина, и в то же время он сам сознает, что это что-то не есть истина. Человек по природе органически цельное существо, он любит единство мысли и деятельности, поэтому всякое колебание, раздвоение, ложь ему не нравятся, так как подобные состояния вносят тревогу и смуту в душу. [1]

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена и тем, что о проблеме детской лжи в современной мире характеризуется всё более возрастающей ролью морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношение ко лжи. Очевидно, что лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, не обманывает ни себя, ни других. Он знает только то, что есть и что было, совсем не подозревая о существовании выдумки, мечты, лжи. Поэтому как первобытному человеку, так и детям ложь на первых порах бывает чужда, дет, как обычно, не знают и не понимают, она им не приятна. Дети крайне доверчивы, каждое слово, каждое обещание, каждое утверждение они принимают за несомненную истину, верят всему. Обмануть и солгать им не стоит никакого труда, так как они еще не знают и не понимают обмана, не подозревают, что он существует, что можно говорить ложь, обещать и не исполнять. Поэтому бытовой вывод здесь прост и основателен: лгать приучаются дети от взрослых.

Пол Экман пишет в своей книге «Психология лжи или узнай лжеца по выражению лица» дает такое определение лжи: «Ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды». Научное же мнение гласит: ложь есть порождение неправильного воспитания, искаженного формирования системы ценностей, дурного характера и других негативных причин, которые, как правило, устраняются нравоучениями, усилением контроля, использованием системы запретов и наказаний. [2] И подобные воспитательные меры сфокусированы на преодолении тенденции ребенка обманывать, оставляя в тени психологический анализ причин, по которым это происходит. Но все же нельзя отрицать то, что одного понимания фразы «лгать нехорошо» недостаточно для того, чтобы всегда говорить правду. Вследствие этого нездоровая, в общем, потребность солгать никуда не девается, а способы ее реализации лишь преобразуются. Тайное, конечно, может стать явным, но истинная помощь ребенку заключается не в уличении его во лжи, а в создании условий, где бы он мог оставаться честным с собой и другими, не теряя ощущения комфорта и безопасности.


Внимание данной проблеме уделяли в классической педагогике многие авторы, это такие как К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др., а из зарубежных авторов по педагогике и психологии можно отметить З. Фрейд, В. Штерн, Ст. Холл, Э. Берн, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Б. Спок, Х. Джайннотт, П. Лич, Олдред К. и др.. В изучении темы особое внимание уделялась вопросам различных видов детской лжи, фиксируется внимание на том, что дошкольники часто прибегают ко лжи в результате неправильных педагогических воздействий.

Цель данной курсовой работы — анализ поведения детей в ситуации, требующей ложного ответа.

Основные задачи данной курсовой работы:

  1. Исследовать социальные корни детской лжи
  2. Выявить какие виды и признаки лжи бывают
  3. Определить особенности причинность детской лжи
  4. Нам предстоит узнать как распознать лож и как при этом вести родителям.
  5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы
  6. Провести экспериментальные исследования отношения к разным видам лжи взрослых и детей

Для достижения поставленной цели нужно решить целый ряд задач:

- изучить литературу каковы социальные корни детской лжи

- исследовать систему и особенности, причины возникновения детской лжи;

- определить и изучить в каком возрасте дети начинают прибегать ко лжи;

- изучить как распознать ложь, чтобы научить ребенка приспосабливаться в этом мире и чтоб не стала привычкой лгать;

- подобрать и провести методики диагностики отношений в структуре социально-психологического климата группы;

- проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы;

- организовать совместную деятельность и воспитание взаимоотношений между детьми.

Виктор Знаков считает проблему лжи очень актуальной и насущной и в своем теоретическом исследовании «Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания» задается таким вопросом: «Существуют ли какие-то различия между психологическим содержанием лжи, неправды и обмана или это просто синонимы?».[3] Я так же задалась этим вопросом, а правда, существуют ли различия? В повседневной жизни люди частенько используют слова "ложь", "неправда", "обман" как синонимы, но, эти понятия с точки зрения различных зарубежных и отечественных психологов имеют различное по своей сути содержание.

Неправда - это сказанное лжецом не умышленно, а ввиду его собственного неведения правды или неполное знания о том, о чем он говорит. Неправда и обман, базируются на неполной информации, но, в отличие от обмана, который говорит не правду не скрывает известной информации, он не преследует коварных целей, кроме передачи информации, которая содержит неполную или искаженную информацию.[4]


Ложь, конечно, рождает в ребенке, те отрицательные качества, которые неприемлемы для восприятия взрослыми, такие качества как скрытность, недоверие, замкнутость, могут сформироваться в сознании ребенка, если с этим не бороться. Чем быстрее родители обнаружат эту проблему в своем ребенке, то это поможет преодолеть огромные трудности во взрослой жизни ребенка. Родители должны воспитывать уверенных в себе детей, которые с легкостью смогут жить в социальном окружении, быть открытыми и целеустремленными.

1. Проблема детской лжи

1.1 Социальные корни детской лжи

Ложь произошла от дьявола, поэтому его и называют «отцом лжи». У лжи не индивидуальные, а социальные корни происхождения. Что ложь произошла от дьявола, поэтому его и называют «отцом лжи». И именно из- за лжи первых людей склонил к непослушанию Бога, прельстив их лживыми словами: «будете, как боги». И поэтому обман производит огромное опустошение в душе человека, в его личной жизни и жизни общественной. Что приводит к ослаблению воли, рождает недоверие к людям, усиливает эгоизм и трусость, а это чаще всего порождает гордыню. А в нашем обществе, ложь как бы закономерное явление, как некий защитный механизм или приспособление. Детская ложь происходит на социально-психологической основе и несет в себе социальную функцию.

Ложь у детей имеет не индивидуальные, а социальные корни. В нашей жизни ложь – вполне закономерное явление, форма борьбы за существование, защитное приспособление. В детской душе имеют место процессы, которые совсем не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Эти процессы, сами по себе, могли бы развиваться и в таком направлении, что они никак не могли бы стать ложью, если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал их в ложь и не закреплял их в этом свойстве. Ложь у детей создается на социально – психической основе и прежде всего, имеет социальную функцию [5].

От рождения до 2 лет ребенок еще не может врать родителям. Он до 2 лет полностью – и физически, и психологически – зависит от матери. При этом мать должна стараться "распознавать" его желания и намерения и по возможности выполнить их. Если он начинает плакать и капризничать, значит ему необходимо присутствие мамы. До 2 лет ребенок связан с матерью, она как его продолжение. Она сделает, что он попросит. Все его потребности связаны с ней, в еде, тепле, внимании.


С 2-3 лет начинает меняться его психика, появляются не только потребности, он начинает познавать мир и окружающее в пространстве, ребенок имеет потребность в самостоятельности. Начинает упорствовать в изучении этого пространства. Вот тут и начинают проскальзывать первые попытки манипулирования. Ребенок настаивает на выполнении своих желаний. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это, конечно, очень сложный период для родителей. И все же, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам, которые приведут к умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его "заявок" и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Так как все эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере, он снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей "на прочность". При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману и хитрости.

В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда», это когда до определенного возраста дети думают, что все их желания известны родителям, как будто они находятся в стеклянном сосуде. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их "не понимают". И они начинают обижаться на маму, взрослых братьев и домочадцев. В один прекрасный день до малыша доходит, что мама может и не догадываться о его желаниях, что можно их скрыть. У малыша пропадает чувство «стеклянного сосуда» и он расширяет свои возможности. Эксперименты в этой области, говорят о фактическом обмане родителей, как о игре, в которую ребенок играет снова и снова. Как мы знаем, игра это источник познания окружающего мира для ребенка. Возможность научиться уживаться с другими людьми. И чем важнее для ребенка будет такой жизненный опыт, тем чаще он будет его использовать в игре. И поэтому, то, что выглядит, как совершенствование во лжи, может быть игрой, исследование себя и родителей. Распознают ли они ложь или нет? Дети начинают обманывать как бы "понарошку", сами не осознавая, что этим они обижают родителей и нарушают этические нормы. Но иногда обман может быть способом самоутверждения. Это сигнал того, что в отношениях между родителями и ребенком разлад. Необходимо родителям распознать такую ситуацию и найти альтернативный способ самоутверждения. Таким образом, как мы выяснили, что первые попытки осознанно обмануть своих родителей ребенок совершает в возрасте двух лет. И этот период очень важно не упустить и объяснить ребенку, что такое хорошо и что плохо. Нужно не просто это проговаривать, а добиться и объяснить, чтоб ребенок это усвоил. Строгость и терпение должны быть в равновесии в данном случае. Для этого родителям стоит быть подготовленными в отношении детской лжи. И не просто сказать об этом раз или два, а добиться того, чтобы ребенок хорошо это усвоил и научился действовать по правилам. И родителям здесь надо быть готовыми к тому, что эта учеба растянется надолго и стоит хорошо понимать особенности детской лжи.


1.2 Детская ложь

Прежде чем исследовать происхождение и развитие лжи у детей, мы должны остановиться на таких, довольно разнообразных, состояниях детской души, когда дитя, не думая лгать и, может быть, даже не зная лжи, является в глазах взрослых несомненным лжецом. Эти состояния мнимой детской лживости, которые и родителям и воспитателям нужно хорошо отличать от настоящей детской лжи. [11]

С детской ложью рано или поздно приходится сталкиваться всем родителям. Ребенок использует ложь, как один из способов привлечения к себе внимания и приспособления к жизни в обществе, хоть это и не одобряется. Надо взрослым выяснить сначала, что же является причиной того или иного проявления лжи, почему дети говорят неправду. Мы же все обманываем: и мужчины, и женщины, и дети. Ученые в Англии выяснили, что люди начинают врать с полугодовалого возраста. Так уже шестимесячные дети могут фальшиво смеяться или кричать, чтобы привлечь к себе внимание. После, повзрослев, дети начинают что-то умалчивать. С двух же лет дети лгут прямо в открытую, их любимая фраза: «Это не я».[2]

Наверное, нет на земле человека, который ни разу в своей жизни не соврал. Но вранье бывает различное, так же, как различны причины, заставляющие человека врать. Каждому родителю неприятно осознавать, что в воспитании его ребенка пошло что - то не так. Для этого попробуем разобраться, что же такое детская ложь. Популярный психолог Пол Экман утверждает, что: ложь - это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем желании это сделать.

Иногда простые детские фантазии называют ложью. Все дети любят фантазировать, этому у детей, легко найти объяснения. Тут имеется ввиду личностные особенности каждого ребенка (незрелость, инфантильность, не критичность). Дети, как обычно, впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность. И поэтому в детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой, выдуманной. Дети часто лгут и от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Иногда ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра, вчера. Бывает и так, что часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи, т.е к выдумке. Итак, мы можем сказать, что эта первая ступень лжи она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети становиться под действием страха. Именно страх заставляет детей лгать. Ребенок слабое существо, он боится всего: остаться один, темноты, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи. Разлад в эмоциональной жизни ребенка, потеря доверия окружающему его миру, разлад в взаимоотношениях с родителями, сверстниками, воспитателями, учителями. Все это может завести ребенка в мир грез и мечтаний, толкает его на построение фантазий, более идеального мира, который впоследствии и становится заменой реального мира. Бывают, что когда в семье строго воспитание, дети начинают лгать, чтобы избежать наказания. Формированию лживости способствуют многочисленные запреты и невыполнимые требования взрослых, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих [12]. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды: в 4 года время, когда ребенок пробует лгать и выдумывать, в 5-6 лет это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно. Что ложь имеет нехорошую природу и что она наказуема.