Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие оперативно-розыскных органов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Организация прокурорского надзора за органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельностью

Статьей 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Корреспондирующей с данной нормой статьей 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Прокуратура как единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека, не всегда имеет возможность для своевременного реагирования на факты их нарушения зачастую в силу недостаточного законодательного регламентирования тех или иных сфер правоприменения либо в силу отсутствия необходимого объема полномочий[14].

Основные проблемы возникают при проверке обоснованности проведения того или иного оперативного мероприятия, соблюдения законности при его проведении и при определении пределов действий оперативных сотрудников с целью не допустить совершение последними провокации для достижения положительного результата[15].

Как было справедливо отмечено, публичные интересы в сфере борьбы с преступностью не могут служить основанием для использования доказательств, полученных в результате провокации со стороны полиции.


Прокуроры могут судить об обоснованности оперативного мероприятия только по его результату, определяя таким образом степень достаточности и обоснованности проверяемой информации, поступившей оперативному работнику.

Статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен перечень оперативно-розыскных мероприятий. Однако на законодательном уровне не определен порядок их проведения, и правоохранительные органы сами формируют практику их реализации.

Действия органов, осуществляющих предварительное расследование, всегда на виду. Сохраняется возможность для исправления допущенных ошибок, восстановления нарушенных прав с помощью судебного контроля и прокурорского надзора. Восстановление прав, нарушенных при проведении ОРД, посредством указанных механизмов затруднительно в силу чрезмерной засекреченности оперативной деятельности[16].

До известных изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ прокурор, давая согласие на возбуждение уголовного дела, мог затребовать для проверки обоснованности возбуждения оперативные материалы и дело оперативного учета в целом, мог дать оценку относимости и допустимости собранных доказательств, их последующей легализации в рамках уголовного процесса. Теперь, к сожалению, данный превентивный механизм утрачен.

Материалы ОРД самостоятельными доказательствами не являются, но служат источниками доказательств, поскольку содержащиеся в них сведения имеют значение для уголовного дела.

Однако оперативный сотрудник имеет возможность исказить любую поступившую к нему информацию практически безнаказанно. Проверить это в порядке надзора невозможно. Представление же результатов ОРД не в оригиналах, а в сводных документах, справках и т.д. нарушает принцип непосредственного исследования доказательств, их соответствия допустимости, достоверности, относимости к рассматриваемому делу (например, прослушивали телефонные разговоры одних лиц, а выявили преступную деятельность других).

Невозможно подвергнуть проверке объективность информации, содержащейся в акте о наведении справок - изложенное отдается на полное усмотрение лица, проводившего данное мероприятие, которое может исказить, укрыть либо приукрасить полученные сведения.

Остра проблема легализации сбора образцов для сравнительного исследования, тем более когда данное мероприятие проводилось негласно. Она выражается в отражении места, времени, способа получения образцов и иных объективных данных. Изложенное в равной степени применимо и к обследованию зданий и сооружений.


Отождествление личности - фактически проведение опознания лица и впоследствии может исключить из перечня доказательств обвинения само следственное действие.

Всего этого можно было избежать, если бы в Законе «Об ОРД» был закреплен механизм проведения вышеуказанных мероприятий.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность - по существу, единственный вид государственной правоохранительной деятельности, позволяющей на самых ранних этапах развития тщательно замаскированной преступной деятельности выявить ее, предупредить наступление вредных последствий и пресечь преступление.

Кроме того, не следует забывать, что ОРД - достаточно эффективный инструмент проверки сообщений о преступлении, так как зачастую, даже при наличии повода к возбуждению уголовного дела, установить и зафиксировать признаки преступления только уголовно-процессуальными мерами не представляется возможным.

Оперативно-розыскную деятельность можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов по сбору во внепроцессуальной форме информации о преступлениях с целью их предупреждения, пресечения, раскрытия.

В связи с этим целями ОРД являются:

а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Ныне действующий Закон об ОРД не обошел вниманием сферу прокурорского надзора. Статья 21 этого Закона регламентировала прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указав, что надзор за исполнением законов Российской Федерации органами ОРД осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

Проверка исполнения субъектами ОРД закона может проводиться:

- в случаях обращений граждан, юридических и должностных лиц;

- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве данного субъекта, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;


- в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

Федеральный закон от 10.01.2003 N 4-ФЗ «О внесении дополнений в статьи 12 и 13 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

  1. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 05.09.2012) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», «Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»).

Литература

  1. Берзинь О.А., Лубков Е.А. Особенности оперативно-розыскного предупреждения преступлений // Российский следователь. 2015. N 9. С. 34 – 36.
  2. Гусев В.А. Законодательный механизм соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: проблемы и пути решения // Российский следователь. 201.61. N 15. С. 9 - 13
  3. Гусев В.А. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. 201.42. N 1. С. 40 - 44
  4. Гущин А. Н., Громов Н. А., Царева Н. П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. – М., 2013. 263 с.
  5. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность. – М.: Приор-издат, 2014. 248 с.
  6. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности «Законность», 2012, N 10. С. 15-23
  7. Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 37 - 40
  8. Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2015. N 6
  9. Кондратьев М.В. Оперативно-розыскные проблемы борьбы с организованной преступностью // Законность. 2015. N 2. С. 21 - 24
  10. Корякин В.А. Полномочия оперативно-розыскных органов // Юридический мир. 2016. N 3. С. 36 - 38
  11. Оперативно-розыскная деятельность: Совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебное пособие. – М: изд. Шумилова И. И., 2014. 314 с.
  12. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, А.Ю.Шумилова. – М.:ИНФРА-М, 2012. 416 с.
  13. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических ВУЗов. – 3-е изд. /Под общ. ред. В.Б.Рушайло. – СПб.: ЛАНЬ, 2012. 349 с.
  14. Теория оперативно-розыскной деятельности (под ред. Горяинова К. К., Овчинского В. С., Синилова Г. К.) Изд. 2-е, перераб. – М.: Норма. 2015. 328 с.
  15. Фролова Т.А. Порядок проверки судом допустимости результатов ОРД и доказательств, сформированных на их основе // Уголовный процесс. 2013. N 1. С. 19-28

  1. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность. – М.: Приор-издат, 2010. С. 12

  2. Кондратьев М.В. Оперативно-розыскные проблемы борьбы с организованной преступностью // Законность. 2012. N 2. С. 21

  3. в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

  4. в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ

  5. Оперативно-розыскная деятельность: Совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебное пособие. – М: изд. Шумилова И. И., 2011. С. 103

  6. Берзинь О.А., Лубков Е.А. Особенности оперативно-розыскного предупреждения преступлений // Российский следователь. 2012. N 9. С. 34

  7. Гущин А. Н., Громов Н. А., Царева Н. П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. – М., 2011. С. 96

  8. Гущин А. Н., Громов Н. А., Царева Н. П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. – М., 2011. С. 103

  9. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических ВУЗов. – 3-е изд. /Под общ. ред. В.Б.Рушайло. – СПб.: ЛАНЬ, 2009. С. 229

  10. Кондратьев М.В. Оперативно-розыскные проблемы борьбы с организованной преступностью // Законность. 2012. N 2. С. 22

  11. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

  12. Федеральный закон от 10.01.2003 N 4-ФЗ «О внесении дополнений в статьи 12 и 13 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

  13. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, А.Ю.Шумилова. – М.:ИНФРА-М, 2012. С. 237

  14. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности «Законность», 2012, N 10. С. 18

  15. Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2011. N 6

  16. Фролова Т.А. Порядок проверки судом допустимости результатов ОРД и доказательств, сформированных на их основе // Уголовный процесс. 2011. N 1. С. 21