Файл: Направления социальной защиты населения (Обеспечение социальной защиты населения в Ростовской области: итоги и результаты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учреждения социального обслуживания населения сталкиваются с трудностями реализации своей практической деятельности в соответствии с законодательной базой. Они пытаются адаптироваться к модернизированной системе социального обслуживания и в этом году, отмечают специалисты, стало немного проще в плане реализации практической стороны законодательства. Внедрение основных целей нового законодательства в практике социального обслуживания населения происходит очень медленно.

Таким образом, мы можем выделить следующие трудности, с которыми сталкивается органы исполнительной власти и учреждения социального обслуживания населения в Ростовской области в практической деятельности при реализации новой нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания населения:

1. При обращении гражданина к поставщикам социальных услуг, он теряет права самостоятельного выбора поставщика.

2. Принцип предоставления социальных услуг на договорной основе вызывает затруднения при обслуживании несовершеннолетних граждан (законные представители не видят необходимости в предоставлении несовершеннолетнему гражданину социальных услуг).

3. В реестр поставщиков социальных услуг включено мало организаций из негосударственного сектора.

4. Происходит бюрократизация при оформлении пакета документов.

5. В практической реализации законодательства разграничение полномочий между структурами в сфере социального обслуживания населения не происходит.

6. Реализация на практике получения частично или полностью оплачиваемых по утвержденным тарифам услуг затруднительна.

7. Индивидуальная программа не может быть приостановлена до того момента, пока не удовлетворится потребность получателя социальной услуги, по которой она разрабатывалась. Не может параллельно осуществляться другая индивидуальная программа, в которой могли быть расширены ресурсы помощи через приостановление другой.

8. Социальные услуги не предоставляются семье, как группе людей, нуждающихся в социальных услугах, а только конкретном гражданину.

9. С введением нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники учреждений социального обслуживания лишились льгот, положенных работникам образования.

Исходя из результатов исследования, полученных методом полуструктурированного глубинного интервью, мы можем сделать вывод, что несмотря на то, что нормативные правовые документы Ростовской области в сфере социального обслуживания населения соответствует с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», практическая деятельность сферы социального обслуживания в регионе не во всем соответствует законодательной базе.


В связи с выявленными тенденциями и трудностями реализации социального обслуживания населения в Ростовской области можно сделать вывод, что требуется доработка нормативной правовой базы с учетом особенностей реализации системы социального обслуживания населения.

Эффективными нововведениями являются договор между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг, реализация индивидуальной программы, введение тарифов на социальные услуги, реестр поставщиков социальных услуг, однако есть моменты, непредусмотренные законодательством, что мешает их более эффективной реализации.

Управления по социальной защите населения «отрезаны» от участия в предоставлении социальных услуг, они лишь предоставляют меры по социальной поддержке населения в виде материальных выплат и лишь бюрократией связаны с социальными услугами.

Ни органы исполнительной власти, ни подведомственные учреждения социального обслуживания населения, ни само население не готово к новой системе социального обслуживания. Требуется длительное время для адаптации и соответствующей реализации закона в практике.

На основании проведенного исследования, нами выявлены ключевые проблемы в основных направлениях реализации социальной защиты населения Ростовской области.

Ключевые проблемы:

  1. Наличие неудовлетворенной потребности в модернизации материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

Для обеспечения высокого качества социального обслуживания, соответствующего меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества, требуется модернизация материально-технической базы социального обслуживания граждан в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к предоставлению социальных услуг.

  1. Высокая нагрузка на социальных работников.

В связи с динамично развивающимся рынком жилищного строительства в Ростовской области появляются новые микрорайоны, часть жителей которых нуждается в получении социальных услуг. При этом увеличивается расстояние от действующих учреждений социального обслуживания до получателей социальных услуг.

Обеспечение максимального удовлетворения спроса на социальное обслуживание при неизменном количестве необходимых учреждений вызывает усиление нагрузки на существующий штат социальных работников, что негативным образом влияет на качество их работы.


  1. Слабая вовлеченность негосударственного сектора в оказание социальных услуг.

Недостаточно широкая вовлеченность социально ориентированных некоммерческих организаций в оказание социальных услуг населению обусловливает недостаточное использование потенциала по обеспечению последовательного повышения качества, доступности и вариативности предоставляемых услуг.

В связи с этим на федеральном уровне был принят Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы. В Ростовской области для преодоления данной проблемы принят и действует Комплексный план мероприятий Ростовской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно электронной базе данных социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) муниципальных образований, в настоящее время в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения функционирует 50 СО НКО.

В связи с тем, что стоимость социальных услуг в Ростовской области остается одной из самых низких, у социально ориентированных некоммерческих организаций снижен интерес к данной сфере.

  1. Низкая доступность объектов социальной инфраструктуры, в том числе городского пассажирского транспорта, для всех категорий маломобильных групп населения.

По итогам 2017 года в городе в среднем только 60 % социально значимых объектов инфраструктуры обеспечены необходимыми условиями доступа для всех категорий маломобильных групп населения, в частности:

  • доля муниципальных учреждений здравоохранения – 55,0 %;
  • доля муниципальных учреждений образования: дошкольных – 48,0 % и общеобразовательных – 60,0 %;
  • доля муниципальных учреждений соцзащиты – 84,2 %.

Только 22,7 % объектов городского пассажирского транспорта в Ростове-на-Дону адаптированы для инвалидов и иных маломобильных групп населения.


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

По результатам исследования и выявленных ключевых проблем сформулируем ключевые тренды развития социальной защиты населения в Ростовской области.

Ключевые тренды:

  1. Рост потребности в социальных услугах.
  2. Рост популярности принципа «адресности» при предоставлении социальной поддержки.
  3. Возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий.

Механизм реализации для достижения ключевых трендов.

Приоритетные задачи, мероприятия и инструменты:

1. Расширение охвата нуждающихся граждан услугами учреждений социального обслуживания.

1.1. Систематический мониторинг и анализ в сфере социального обслуживания населения:

- проведение мониторинга сети и штатной численности учреждений социального обслуживания Ростовской области;

- детальный анализ функционирования учреждений социального обслуживания с позиции уровня удовлетворенности спроса населения на услуги данных учреждений и степени их доступности, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по расширению охвата населения, нуждающихся в соответствующих услугах.

1.2. Сокращение очереди на получение социальных услуг:

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, в том числе закупка оборудования;

- внедрение передовых инновационных методов работы по предоставлению социальных услуг и их внедрение в систему социального обслуживания;

- развитие стационарозамещающих технологий.

2. Обеспечение оптимальной нагрузки на социальных работников и улучшение кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания.

2.1. Мониторинг кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания.

2.2. Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника.

2.3. Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости населения в социальных услугах по формам социального обслуживания).

2.4. Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания.

2.5. Реализация мер социальной поддержки и стимулирования труда работников организаций социального обслуживания, в том числе:


- расходы на осуществление государственных полномочий в сфере социального обслуживания, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 5 части 1 и частью 1.1 статьи 6 Областного закона от 03.09.2014 №222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» (в части предоставления социальным работникам бесплатного проезда на всех видах общественного внутригородского (внутрирайонного) транспорта, пригородного автомобильного транспорта (кроме такси).

2.6. Повышение престижа профессии, в том числе:

- расходы на осуществление единовременной денежной выплаты активистам творческих коллективов граждан пожилого возраста и инвалидов, посвященной Дню пожилых людей, участникам городского конкурса профессионального мастерства «Лучший социальный работник»;

- организация и проведение мероприятий в рамках ежегодного празднования Дня города Ростова-на-Дону, Дня добрых дел, Дня пожилых людей, Дня социального работника.

3. Расширение возможностей доступа негосударственного сектора к участию в мероприятиях в системе социального обслуживания населения.

3.1. Реализация мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных и добровольческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания и защиты населения, в том числе:

- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям Ростовской области, осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан.

3.2. Применение в системе социального обслуживания механизма муниципально-частного партнерства.

4. Увеличение числа объектов социальной инфраструктуры, доступных для всех категорий маломобильных групп населения.

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы.

4.2. Создание карты доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры.

4.3. Паспортизация всех объектов социальной сферы, непрерывный мониторинг их доступности для маломобильных групп населения.

4.4. Дооборудование объектов социальной инфраструктуры техническими средствами адаптации, в том числе:

- адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов муниципальной собственности и услуг социальной инфраструктуры путем дооборудования и установки технических средств адаптации (создание физической и  информационной доступности зданий, устройство санитарно-гигиенических комнат, отделка помещений визуальными и тактильными средствами, установка подъемников, поручней, ограждений, пандусов), разработка проектной документации, разработка (актуализация) паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры.