Файл: Направления социальной защиты населения (Обеспечение социальной защиты населения в Ростовской области: итоги и результаты).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной защиты населения
1.2 Формы и направления социальной защиты населения
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Обеспечение социальной защиты населения в Ростовской области: итоги и результаты
2.2 Определение ключевых проблем реализации социального обслуживания в Ростовской области
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее динамичной и эффективной формой хозяйствования является социально ориентированная экономика. Она предполагает значительную деятельность органов власти всех уровней в решении социальных проблем и социальной защиты населения. При всех положительных моментах рыночной экономики, она, к сожалению, не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. В этой связи возникает необходимость вмешательства государства в лице органов власти в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики и регулирования отдельных проблем социальной защиты населения. Перераспределение национального дохода осуществляется через бюджет, а государство при этом реализует систему социальных программ.
В курсовой работе анализируются существующие представления о направлениях социальной защиты населения. Социальная защита населения рассматривается в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, раскрывается система, виды (меры) и организационно-правовые способы осуществления социальной защиты населения, формулируется понятие социальной защиты населения.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных условиях когда большая часть населения муниципальных образований продолжает оставаться в сложном положении, вызванном экономическими преобразованиями, инфляцией и безработицей, руководителям региональной власти приходится решать главную задачу - существенным образом улучшить материальное и социальное положение населения, мобилизуя для этого дополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии и современные организационные формы социальной работы и социальной защиты населения.
Объект исследования: сфера социальной защиты населения.
Предмет исследования: направления социальной защиты населения.
Цель курсовой работы заключается в исследовании направлений социальной защиты населения.
Основные задачи курсовой работы:
- исследование понятия социальной защиты населения
- изучение форм и направлений социальной защиты населения
- анализ обеспечения социальной защиты населения в Ростовской области
- оценка особенностей и тенденций реализации социального обслуживания в Ростовской области
- изучение международных принципов направлений социальной защиты населения.
Теоретическая основа исследования базируется на: законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы социальной защиты населения; научной литературе, в которой рассматриваются методология и современные проблемы сферы социальной защиты населения таких авторов, как Волгин Н.А., Суварян Ю.М., Копян В.М.; публикациях таких периодических изданий, как «Журнал исследований социальной политики», «Проблемы прогнозирования, а также Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной защиты населения
Понятие социальной защиты не раз было предметом научных исследований[1]. Однако вопросы в определении содержания этого понятия остаются.
В науке социальную защиту населения рассматривают как систему общественных отношений по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите[2].
Социальная защита населения является базовым понятием права социального обеспечения, а также важнейшим понятием социального права, существующего наряду с частным и публичным правом.
В широком смысле социальная защита включает в себя не только социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и др.
В этой связи справедливо мнение М.Ю. Федоровой о том, что социальная защита "формируется как система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию, компенсацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости"[3].
Социальная защита населения получила конституционное закрепление в п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ)[4].
В ст. 7 Конституции Российской Федерации в общих чертах определено содержание социальной защиты. К ней отнесены: охрана труда, охрана здоровья, гарантированная оплата труда, государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; система социальных служб, государственные пенсии, пособия и др.
Эти положения развиты в ст. 37 Конституции РФ (вознаграждение за труд, защита от безработицы), ст. 38 (государственная защита материнства, детства и семьи), ст. 39 (гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность),ст. 40 (обеспечение жилыми помещениями), ст. 41 (охрана здоровья).
Система социальной защиты населения представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия[5].
Представляется, что исходя из содержания ст. ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции Российской Федерации в систему социальной защиты населения входят следующие блоки общественных и правовых отношений:
1) социальное обеспечение;
2) охрана труда;
3) охрана здоровья;
4) вознаграждение за труд;
5) содействие занятости;
6) благотворительность;
7) обеспечение жилыми помещениями;
8) обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья;
9) социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.
Т.К. Миронова аргументированно полагает, что в систему социальной защиты, помимо иных составляющих, входят социальное страхование и социальное обеспечение, которые должны рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем[6].
Указанный автор обоснованно подвергает критике позицию ученых, представляющих социальную защиту в неполном виде: "если социальную защиту рассматривать как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем согласно Конституции Российской Федерации социальное обеспечение"[7].
Некоторые авторы включают в социальную защиту социальное страхование, социальную помощь, государственное социальное обеспечение, социальное обслуживание, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательное государственное страхование, благотворительность[8].
Например, А.В. Пашков отмечает, что социальная защита выражается через три институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту[9]. Т.Ф. Романова указывает, что основными институтами социальной защиты населения являются: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами[10].
По мнению М.И. Лепихова, в качестве организационно-правовых форм социальной защиты выделяются обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственная социальная помощь[11]. В приведенных примерах проявляется, во-первых, неполное представление о содержании социальной защиты населения, а во-вторых, смешение видов социального обеспечения, блоков и организационно-правовых форм социальной защиты населения. Из перечисленных выше положений к социальной защите можно отнести лишь предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[12].
Социальное обеспечение и благотворительность выступают блоками социальной защиты населения. Социальная помощь, социальное обслуживание входят в социальное обеспечение как его виды[13]. Что касается правовых (организационно-правовых) форм социальной защиты, то под ними понимаются организационно-правовые способы ее осуществления[14].
При этом необходимо различать понятия: "блоки социальной защиты населения" (о них речь шла выше), "правовые (организационно-правовые) формы социальной защиты населения" и "виды (меры) социальной защиты населения" в рамках отдельных блоков общественных и правовых отношений.
1.2 Формы и направления социальной защиты населения
Организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения.
К ним относятся: обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное государственное страхование, дополнительное добровольное страхование, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, корпоративное финансирование, частное финансирование.
Социальное обеспечение и охрана здоровья оказываются на основании:
- обязательного социального страхования, бюджетного финансирования, дополнительного добровольного страхования, корпоративного и частного финансирования;
- охрана труда, вознаграждение за труд, обеспечение жилыми помещениями - силами бюджетного, корпоративного и частного финансирования, содействие занятости организуется посредством бюджетного и корпоративного финансирования;
- благотворительность существует в организационно-правовой форме частного финансирования;
- обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов организуется за счет бюджетного финансирования; социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф, предусматривается в форме бюджетного финансирования, а также обязательного страхования имущества (посевов, техники и др.).
Видами (мерами) социальной защиты населения являются денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.).
Проанализировав содержание социальной защиты населения на основе норм Конституции Российской Федерации, следует определить ее как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.