Файл: Субъекты малого предпринимательства (Классификация и общая правовая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес жизненно необходим для ее нормального функционирования, поскольку он является источником того самого «среднего класса», который обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом.

В прошлые времена советские средства массовой информации, а также серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, и умалчивали о том, что практически столько же их вновь создаются.

Главным преимуществом малого и среднего бизнеса заключается в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие малого и среднего бизнеса является одним из значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Целью настоящего исследования является исследование малого и среднего предпринимательства как субъектов хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить классификацию субъектов малого и среднего предпринимательства;
    2. Исследовать правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. Рассмотреть государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
    4. Выявить актуальные проблемы осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства.

Объектом настоящего исследования является общественные отношений, связанные с правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предметом настоящего исследования являются законодательные нормы Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы курсового проекта содержат объективную оценку субъектов малого и среднего предпринимательства и их место в системе государственной экономики страны. Выводы в курсовой работе могут послужить теоретической основой для совершенствования действующего законодательства.


Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Классификация и общая правовая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства

Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства

Темпы экономического роста в стране зависят от развития малого и среднего бизнеса. Поэтому государство его поддерживает путём снижения налоговой нагрузки и прочих льготных условий. Субъекты малого и среднего предпринимательства способствуют образованию новых рабочих мест. К ним относятся юридические лица различных организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Отнесение к виду малого и среднего предпринимательства происходит в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  1. Предприятия, у которых в уставном капитале доля других юридических лиц не превышает четверть или 49%, если речь идет о долях иностранных юридических лиц или юридических лиц, не относящихся к малому и среднему предпринимательству.
  2. Акционерные общества с акциями, относящимися к инновационному сектору.
  3. Организации – участники «Сколково».
  4. Организации, ведущие деятельность по внедрению интеллектуальной собственности из в подп. в) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.
  5. Организации с составом учредителей, соответствующим подп. д) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.[7]

При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (подп. 2.1 п. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:


  1. Выработка текстильных изделий.
  2. Изготовление одежды.
  3. Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).

Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности» с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.[17]

Ежегодно законодательство в нашей стране смягчается в пользу поддержания представителей малых и средних бизнесменов и учреждений. В 2017 году Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 26.07.2017 № 207-ФЗ (последняя редакция), были установлены льготные условия по численности рабочих в средних предприятиях, занятых в сфере лёгкой промышленности. Теперь для них могут установить большее значение этого показателя, превышающее максимальное количество (более 250).[13]

Для того чтобы определить, можно ли считать хозяйственное общество или партнёрство представителями небольшого бизнеса, нужно рассматривать соответствие их к критериям малого или среднего предпринимательства в следующей последовательности:

  1. Определить суммарную долю участия в уставном капитале иностранных организаций, представителей крупного бизнеса, государства или муниципальных предприятий. Если процент участия не превышает предельных значений, рассматривать другие критерии.
  2. Проверить соответствие предельных значений среднесписочной численности работников. В их число входят все наёмные работники, не только те, кто трудится на полной ставке, но и совместители, рабочие в филиалах и обособленных подразделениях.
  3. Посмотреть, не превышена ли сумма годового дохода предприятия в зависимости от вида.[6]

Анализ данных показателей проводится ежегодно, но для того чтобы предприятие вышло из числа представителей малого бизнеса, несоответствие двум последним условиям должно длиться не менее трех лет подряд. Это значит, что если в 2016 году у юридического лица был превышен допустимый доход, а по итогам 2017 года он уложится в рамки допустимых значений, то организация не утратит статус малого или среднего в 2018 году.


Если индивидуальный предприниматель работает в одиночку, не привлекает наёмных сотрудников, то главный критерий соответствия небольшому предприятию для него – это годовой доход. В начале коммерческой деятельности, когда индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью только зарегистрировались, их относят к малому бизнесу по критерию численности сотрудников, a по итогам года проверяют доход.

Отдельно можно выделить тех лиц, которые перешли на упрощённую систему налогообложения. Среди них нет крупных компаний и бизнесменов, так как условия перехода на упрощённую систему налогообложения гораздо жестче критериев субъектов малого и среднего предпринимательства. На упрощенной системе налогообложения максимальный годовой доход лица не может превышать 150 млн. рублей, тогда как y представителей малого бизнеса этот показатель равен 800 млн. рублей, а для среднего предпринимательства – 2000 млн. рублей. Доля участия капитала других организаций по упрощенной системе налогообложения должная быть меньше 25%, для малого и среднего предпринимательства – до 49%.

C недавних пор для систематизации учёта всех субъектов малого и среднего предпринимательства ведётся Единый реестр. Его ввели в действие во второй половине 2016 года. Все данные в этой базе постоянно актуализируются и расположены в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы России. Обновление сведений происходит в автоматическом режиме, так как этот реестр связан c другими Едиными реестрами налогоплательщиков, например, EГPЮЛ и EГPИП.[22]

Любой частный бизнесмен, директор OOO или крестьянского (фермерского) хозяйства, y которого есть подтверждённая электронная подпись, может зарегистрироваться в базе и получить нужную информацию o любом субъекте. Общедоступные данные делятся на обязательный сектор и дополнительную информацию.

Обязательный сектор состоит из:

  1. Названия организации или имя предпринимателя;
  2. ИНН, KПП, OГPН;
  3. Юридического адреса или места регистрации;
  4. Вида (микро -, малое или среднее предприятие);
  5. Деятельности (код OKВЭД);
  6. Наличия патента или лицензии (если есть).

В кластер c дополнительной информацией сведения загружаются по желанию самого налогоплательщика субъекта малого и среднего предпринимательства. Сюда можно внести:

  1. Описание производимых товаров или услуг c кодами OKП, OKПД, OKУН;
  2. Количество заключённых контрактов по программам государственных закупок;
  3. Данные для контактов.

В реестре субъектов малого и среднего предпринимательства можно найти сведения o любом юридическом лице и индивидуальном предпринимателе по ИНН или названию, в том числе данные своего собственного предприятия. Поэтому здесь удобно проверять статус представителя малого бизнеса. Если информация имеется по запросу, значит, все в порядке, если она отсутствует – необходимо подать заявление для актуализации данных.

После запуска этого реестра, жизнь налогоплательщиков упростилась. Теперь им необязательно регулярно представлять налоговую и бухгалтерскую отчётность, чтобы сохранить статус участника программ государственной помощи.

Чем интенсивнее будут развиваться небольшие предприятия в стране, тем большую пользу это принесёт государству. Создавая для этого благоприятные условия, государство решает свои собственные внутренние проблемы. Благодаря развитому малому и среднему предпринимательству можно получить:

  1. Пополнение бюджета за счёт налоговых отчислений вновь созданных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, переставших вести незарегистрированную коммерческую деятельность.
  2. Сокращение числа безработных граждан, что способствует уменьшению расходов на выплаты пособий под безработице.
  3. Улучшение благосостояния и уровня жизни людей.
  4. Развитие тех отраслей экономики, которые плохо освоены, в том числе высокотехнологичные производства.[12]

Особый статус позволяет малым и средним предприятиям пользоваться несколькими видами льгот:

  1. Налоговыми;
  2. Административными;
  3. Финансовыми.

Налоговое законодательство предусматривает льготы в виде сниженных ставок для тех учреждений, которые применяют спецрейсы. Такие системы налогообложения, как единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог распространены среди индивидуальных предпринимателей и малых обществ с ограниченной ответственностью. Большинству из них удобно и выгодно находиться на специальном режиме, так как размер ставок там более чем приемлемый: от 7,5 до 15% для единого налога на вмененный доход, от 1 до 6% на упрощенной системе налогообложения.

Под льготными административными условиями понимается ведение бухгалтерского учета в сокращённом варианте и смягчение кассовой дисциплины. Кроме этого финансовую деятельность малых предприятий проверяют не так часто, как это предусмотрено для крупных организаций. В программе государственных закупок для них выделена своя доля: 15 % всех товаров работ и услуг в год каждая организация государственного или муниципального сектора должная закупать y них.[1]