Файл: Субъекты малого предпринимательства (Классификация и общая правовая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог по первому параграфу первой главы, можно сделать следующие выводы. К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, чей годовой доход не превышает 800 миллионов рублей, и численность рабочих не более 100 человек. К субъектам среднего предпринимательства относятся также вышеперечисленные организационные формы, чей доход не превышает 2 миллиарда рублей, и численность рабочих не более 250 человек.

Правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства

Система нормативно-правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение экономической свободы, прав и гарантий субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формирование правовой среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства способствует решению многих проблем, которые стоят на пути его развития. Вместе с тем определенным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства является то, что законодательные акты не являются актами прямого действия, для их реализации органами исполнительной власти принимаются подзаконные акты, которые неоднократно изменяются и дополняются. Лицам, которые решили заняться предпринимательством, иногда трудно разобраться во множестве нормативных правовых актов, которые к тому же не всегда стабильны. В Российской Федерации правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где такая деятельность регулируется нормами хозяйственного права.

Рассматривая законодательную базу, которая регулирует основы деятельности малого и среднего предпринимательства в РФ, стоит отметить следующие нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Так, ст.34 ч.1 данного нормативного акта устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».[1] Стоит отметить, что Конституция РФ также закрепляет минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, ст.1 данного нормативного акта устанавливает, что «закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки».[7]

Важно подчеркнуть, что во многом правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства закрепляются в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

Наравне с кодифицированными актами предпринимательскую деятельность регулируют также:

  1. Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности, к таким законам можно отнести:
    1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018). Так, ст.1 ч. 1 данного закона устанавливает что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей».[3]
    2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 26.12.2008 № 293-ФЗ (ред. от 07.02.2011).
  2. Федеральные законы, которые определяют основные принципы рыночной экономики:
    1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29.07.2017). Данный нормативный акт в ст.1 «определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».[4]
    2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). Данный нормативный акт согласно ст.1 «регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг».[5]
  3. Федеральные законы, которые устанавливают правовое положение хозяйствующих субъектов, к данным нормативным актам можно отнести следующее:
    1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 31.12.2017). Данный нормативный акт согласно ст. 1 «определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров».[6]
    2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). Данный нормативный акт согласно ст. 1 «определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества».[8]
    3. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011). Данный нормативный акт согласно ст. 2 «регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг».[9]
    4. Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Данный нормативный акт согласно ст. 1 «регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества».[10]
  4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности, к данным нормативным актам относятся:
    1. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017). В данном нормативном акте определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
    2. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). Данный нормативный акт согласно ст. 1 «регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом» [11]
    3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ«О рекламе» (ред. от 31.12.2017). Целями данного нормативного акта, согласно ст. 1 является «развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы».[12]

К числу международных документов, которые регулируют предпринимательскую деятельность можно отнести следующие правовые акты:

  1. Конвенция о договоре международной перевозки грузов (заключена в Женеве в 1956 году).
  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключенная в Вене в 1980 году).
  3. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА).
  4. Евразийская патентная конвенция 1994 года.

Подводя итог по второму параграфу первой главы, можно сделать следующие выводы. Для правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса принято множество нормативных правовых актов. Все вышеперечисленные акты закрепляют права и обязанности предпринимателей малого и среднего бизнеса. Данные законы также закрепляют гарантии государственной защиты в сфере предпринимательства.

Глава 2. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальные проблемы осуществления их деятельности

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Общая информация о порядке и формах поддержки отражена в ст. 16 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 16 закона № 209-ФЗ помощь осуществляется в следующих формах:

  1. Финансовой.
  2. Имущественной.
  3. Консультационной.
  4. Информационной.
  5. В виде содействия в кадровой политике.
  6. Посредством иных нормативно-правовых мер в целях реализации политики государства по развитию малого и среднего бизнеса (ст. 7 закона № 209-ФЗ).

Обеспечивают правовую поддержку и организацию вспомогательных мероприятий (ч. 2, 4 ст. 16 закона № 209-ФЗ):

  1. Федеральные органы;
  2. Субъекты РФ;
  3. Муниципалитеты;
  4. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (далее — Корпорация).[3]

Таким образом, система программ поддержки малого бизнеса является многоуровневой. В силу ст. 17 закона № 209-ФЗ финансовая госпрограмма поддержки малого бизнеса осуществляется в виде:

  1. Субсидий за счет федерального, регионального и местного бюджетов (ст. 78, 78.1. 78.2 Бюджетного кодекса РФ). Субсидирование представляет собой целевую и безвозмездную государственную выплату на открытие предпринимательской деятельности. Деньги не придется возвращать, как это обычно делается при займе или взятии кредита.
  2. Бюджетных инвестиций только из регионального и местного бюджетов (ст. 79, 80 БК РФ). Каждый субъект малого и среднего бизнеса вправе рассчитывать на разностороннюю поддержку со стороны государства – это регламентируют различные нормативно-правовые акты и в первую очередь Федеральный закон №209-ФЗ. Разные программы имеют свой срок действия, условия предоставления и бюджет.
  3. Государственных и муниципальных гарантий из средств указанных выше бюджетов (ст. 115 БК РФ).

Реальные денежные средства напрямую, без цели, организациям не перечисляют. В каждой федеральной программе субсидирования (инвестирования, гарантий) прописываются:

  1. Цели, на которые могут быть выделены финансы (например, для закупки оборудования).
  2. Условия и порядок получения средств.
  3. Перечень представляемых соискателем документов.
  4. Размер помощи.
  5. Порядок предоставления отчетности о потраченных средствах.[5]

Кроме того, существуют фонды содействия кредитования и гарантийные организации (ст. 15, 15.2, 15.3 закона № 209-ФЗ). Информацию о них можно почерпнуть в реестре таких организаций, который публикуется в свободном доступе в интернете.

Размер субсидий зависит от региона проживания и выдается на следующие нужды:

  1. Закупка сырья;
  2. Приобретение оборудования;
  3. Покупка расходного материала;
  4. Нематериальные активы;
  5. Ремонтные работы.

Финансирование осуществляется на безвозвратной основе и только при условии наличия стартового капитала у бизнесмена. Предприниматель может использовать полученные средства на открытие и развитие своей деятельности – например, покупка оборудования, сырья и материалов, ведение ремонтных работ или приобретение нематериальных активов. Важно подчеркнуть, что бизнесмен обязан отчитаться за использование полученных средств.

Виды финансовой поддержки на развитие малому бизнесу может утвердить исполнительный орган. После получения государственной денежной помощи предприниматель должен предоставить отчет об использовании средств. Это означает, что каждый человек, который получает государственную субсидию, несет ответственность за ее распределение и должен правильно израсходовать средства.[95]


Остаток денежной помощи придется вернуть назад, а в случае обнаружения факта нецелевого расходования выделенных денег, предприниматель должен будет вернуть всю сумму государству.

Любой безработный гражданин Российской Федерации может стать получателем субсидии на развитие малого бизнеса. Финансирование осуществляется совместно с Центром занятости населения. Лицо может быть признано безработным в том случае, если оно состоит на учете в Центре занятости по месту регистрации.

Потенциальный предприниматель с готовым бизнес-планом должен обратиться в Центр занятости населения. Бизнес-план заявителя должен содержать развернутую информацию о планируемой деятельности, месте ее осуществления, необходимом оборудовании, материалах, технологиях, рабочей силы, поставщиках.

Отдельное место в бизнес-плане отводится стоимости проекта, с учетом собственного и субсидируемого капитала. Также важно произвести расчеты и анализ. Для этого необходимо рассчитать ожидаемую выручку и прибыль, рентабельность проекта, срок окупаемости, и прочее.

Грамотный бизнес-план является залогом получения государственного финансирования. После согласования бизнес-плана с Центром занятости населения, безработный гражданин обращается в Федеральную налоговую службу с заявлением о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

Срок регистрации индивидуального предпринимателя, установленный нормативными документами, составляет пять рабочих дней. После получения Свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя и выписки из Единого реестра, начинающий предприниматель вновь обращается в Центр занятости населения с утвержденным бизнес-планом, заявлением на предоставление субсидии, паспортом и документами, подтверждающими статус индивидуального предпринимателя. Так происходит заключение договора на субсидирование деятельности между бизнесменом и государством.

Для того чтобы получить субсидию от государства на открытие предпринимательской деятельности, необходимо грамотно и подробно составить бизнес-план. После подписания документов Центр занятости населения перечисляет денежные средства на личный счет предпринимателя.

Главной особенностью получения государственного финансирования малого бизнеса является отсутствие необходимости возврата, так как средства предоставляются на безвозмездной основе.[8]

Взамен государство получает новое малое предприятие, новые рабочие места для населения и еще одну ячейку рыночной экономики.