Файл: Субъекты малого предпринимательства (Классификация и общая правовая характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства
Правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Актуальные проблемы осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства
-
- Гарантийная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса путем выдачи гарантий и поручительств.
- Финансирование кредитных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству.
- Использование других форм финансовой поддержки: лизинг, факторинг.
В течение всего 2015 года АО «Корпорация малого и среднего бизнеса» предоставила гарантии на сумму 19,2 млрд. рублей, и кредиты с гарантией корпорации на сумму 41,7 млрд. рублей.[4] В 2015 году корпорация вместе с Минэкономразвития и Банком России разработала и запустила программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для снижения процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счёт инструментов гарантийной поддержки. Поэтому процентная ставка составила 10% и 11 %. «В условиях программы было оговорено, что для участия в ней полная стоимость инвестиционного проекта должна быть не меньше 50 млн. рублей и не больше 1 млрд. рублей».[4]
Участие в этой программе приняли 12 самых крупных банков:
-
- ПАО «Сбербанк».
- ПАО ВТБ.
- ПАО ВТБ 24.
- АО «Россельхозбанк».
- ПАО «Промсвязьбанк».
- ОАО «Банк Москвы».
- АО «Райффайзенбанк».
- ПАО Банк «ФК Открытие».
- ПАО Российский национальный коммерческий банк.
- АО «Альфа - банк».
- АО «Газпромбанк».
- ПАО «Росбанк».
Субъекты малого и среднего предпринимательства очень остро реагируют на негативные перемены в предпринимательском секторе. «Введенные санкции, ограниченные кредитные ресурсы, скачок курса валют - ставят существование малого и среднего бизнеса под сомнение».[4] Понимая серьезность данной проблемы, Минэкономразвития была подготовлена и принята 2 июня 2016 года Стратегия развития субъектов малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Главная цель - развить сферу малого и среднего предпринимательства, принимая во внимание не только инновационное развитие и улучшение отраслевого сектора, а также социальное развитие и стабильный уровень занятости населения. Ожидается, что оборот малых и средних предприятий увеличится в 2,5 раз, а доля обрабатывающей промышленности в обороте возрастет на 20%. Реализация данной стратегии была разбита на 3 этапа:
-
- 2016 - 2018 гг. - обновить все инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
- 2019 - 2025гг. - обеспечить устойчивую динамику развития и стимулировать создание новых рыночных ниш.
- 2026 - 2030 гг. - обеспечить лидерство в отдельных сферах деятельности на мировом уровне.
Для успешной реализации стратегии в условиях дефицита финансовых ресурсов необходимо придерживаться следующих приоритетных целей:
- Разработать систему критериев по финансированию основных направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обосновать
их реализацию.
- Разработать инструменты, способствующие активному развитию инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и повышению ее эффективности.
- Разработать систему показателей для оценки ресурсов, отражающих инвестиционную привлекательность малого и среднего бизнеса на региональном уровне. В этой системе показателей необходимо учесть наличие промышленной и ресурсной базы, состояние потребительского рынка и отразить социальные проблемы региона. В совокупности достижение этих целей обеспечат привлечение предпринимателей в те сегменты, которые в большей степени будут отвечать необходимым потребностям региональной экономики.
Таким образом, чтобы повысить эффективность инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, необходимо провести тщательный анализ целесообразности выпуска новых видов продукции, технологической и производственной базы, изменить структуру управления, создать более эффективные коммерческие структуры.
Исходя из вышесказанного, отметим, что в настоящее время в России уровень развития субъектов малого и среднего предпринимательства не соответствует современным требованиям национальной экономики и острой конкуренции на мировом рынке. Малое и среднее предпринимательство имеет весомый потенциал, но его недостаточное развитие приостанавливает решение многих проблем, которые влияют не только на малый и средний бизнес, но и на всю экономику в целом. Следовательно, в настоящее время одной из приоритетных задач государства является развитие малого и среднего бизнеса. Прилагаемые усилия правительства Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства на данный момент недостаточны. Малый и средний бизнес максимально ориентированы на общественные проблемы и нужды, поэтому если государство будет активно поддерживать малый и средний бизнес, это поможет пополнить бюджеты на муниципальном уровне и решить насущные проблемы по повышению качества и уровня жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, чей годовой доход не превышает 800 миллионов рублей, и численность рабочих не более 100 человек. К субъектам среднего предпринимательства относятся также вышеперечисленные организационные формы, чей доход не превышает 2 миллиарда рублей, и численность рабочих не более 250 человек.
Для правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса принято множество нормативных правовых актов. Все вышеперечисленные акты закрепляют права и обязанности предпринимателей малого и среднего бизнеса. Данные законы также закрепляют гарантии государственной защиты в сфере предпринимательства.
Государственные программы поддержки малого бизнеса, в общем, не претерпели изменений. При этом все больше мероприятий осуществляются на региональном и муниципальном уровне. Информация о них размещается на официальных сайтах соответствующих органов
Для успешной реализации стратегии в условиях дефицита финансовых ресурсов необходимо придерживаться следующих приоритетных целей:
1. Разработать систему критериев по финансированию основных направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обосновать
их реализацию.
2. Разработать инструменты, способствующие активному развитию инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и повышению ее эффективности.
3. Разработать систему показателей для оценки ресурсов, отражающих инвестиционную привлекательность малого и среднего бизнеса на региональном уровне. В этой системе показателей необходимо учесть наличие промышленной и ресурсной базы, состояние потребительского рынка и отразить социальные проблемы региона. В совокупности достижение этих целей обеспечат привлечение предпринимателей в те сегменты, которые в большей степени будут отвечать необходимым потребностям региональной экономики.
Таким образом, чтобы повысить эффективность инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, необходимо провести тщательный анализ целесообразности выпуска новых видов продукции, технологической и производственной базы, изменить структуру управления, создать более эффективные коммерческие структуры.
Исходя из вышесказанного, отметим, что в настоящее время в России уровень развития субъектов малого и среднего предпринимательства не соответствует современным требованиям национальной экономики и острой конкуренции на мировом рынке. Малое и среднее предпринимательство имеет весомый потенциал, но его недостаточное развитие приостанавливает решение многих проблем, которые влияют не только на малый и средний бизнес, но и на всю экономику в целом. Следовательно, в настоящее время одной из приоритетных задач государства является развитие малого и среднего бизнеса. Прилагаемые усилия правительства Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства на данный момент недостаточны. Малый и средний бизнес максимально ориентированы на общественные проблемы и нужды, поэтому если государство будет активно поддерживать малый и средний бизнес, это поможет пополнить бюджеты на муниципальном уровне и решить насущные проблемы по повышению качества и уровня жизни населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
-
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 2014 № 31 ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2017). // Собрание законодательства РФ 2000 № 32 ст. 3340.
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2018) // Собрание законодательства РФ 2001. №33 (часть I) ст. 3431.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ 2001. №33 (часть I) ст. 3431.
- Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ 1996№ 17 ст. 1918.
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 31.12.2017). // Собрание законодательства РФ 1996 N 1 ст. 1.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2007 № 31 ст. 4006.
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ 1998 № 7 ст. 785.
- Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011). // Собрание законодательства РФ 1996 № 20 ст. 2321.
- Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 01.07.2017). // Собрание законодательства РФ 2008 N 30 (ч. 1) ст. 3615.
- Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). // Собрание законодательства РФ 2001 № 49 ст. 4562.
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 31.12.2017). // Собрание законодательства РФ 2006 № 12 ст. 1232.
- Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 26.07.2017 № 207-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ 2017 № 31 (Часть I) ст. 4756.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017). // Собрание законодательства РФ 2011 № 50 ст. 7344.
- Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). // Собрание законодательства РФ 2013 № 14 ст. 1652.
- Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 № 246-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2015 N 29 (часть I) ст. 4372.
- Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412 «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности» // Собрание законодательства РФ 2017 № 49 ст. 7453.
- Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 (ред. от 01.12.2016) «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» // Собрание законодательства РФ 2010 № 35 ст. 4577.
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 июля 2015 г. № 505 «Об утверждении требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на всех уровнях (в том числе в интернете). // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 ноября 2015 № 45.
- Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // Вестник Банка России № 46 2014.
Основная и специальная литература
- Беляева О.А. Учебное пособие «Предпринимательское право» Москва, 2016г. С. 55.
- Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 4. С. 47 - 60
- Дойников И.В. Практическое пособие «Государственная поддержка для развития среднего и малого бизнеса» Казань, 2016г. С. 59.
- Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26 – 31.
- Ершова И.В. Учебное пособие «Предпринимательское право: неравнодушный взгляд» Москва, 2016г. С. 88.
- Круглова Н.Ю. Учебное пособие «Хозяйственное право» Москва, 2017г. С. 10.
- Колесникова С.Г. Практическое пособие «Государственная поддержка для развития среднего и малого бизнеса» Москва, 2016г. С. 95.
- Коршунов Н.М. Практическое пособие «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Москва, 2017г. С. 53.
- Костина Н.Н., Даниленко Н.И., Ивлев А.В. Кредитование малого бизнеса государственными и коммерческими банками: анализ и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38. С. 20 – 23.
- Лаптев В.В. Практическое пособие «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Москва, 2017г. С. 88.
- Невская М.А., Сибикеев К.В. Практическое пособие «Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами» Москва, 2017г. С. 22.
- Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Учебное пособие «Предпринимательское право» Москва, 2016г. С. 39.
Интернет ресурсы
- Статистика малого и среднего предпринимательства в России 2015 – 2016. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 01.02.2018).
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года. Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depMB/20151216. (Дата обращения: 01.02.2018).
- Расчеты RAEX (Эксперт РА) по данным Банка России, 2015 - 2016 гг. Электронный ресурс. Режим доступа// http://raexpert.ru/.
- Предварительные итоги исследования российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса 2015 года. RAEX. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2015/Sep11c. (Дата обращения: 01.02.2018 г.).