Файл: Теоретические основы Конституционного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы Конституционного права


Понятие, предмет и методы Конституционного права;

Конституция, как юридический документ; Основы конституционного строя.

Понятие, предмет, метод Конституционного права РФ


КП - это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между обществом, личностью и государством.

Предмет КП составляют две основные сферы общественных отношений:

  • отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);

  • властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).

Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Метод КП – императивный.


Конституция РФ как юридический документ


1. Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.

По своей форме конституция — юридический документ, который принимается:

  • парламентом;

  • специальной конституционной ассамблеей;

  • народом на референдуме.

Иногда конституция даруется монархом.

Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям.

  • по форме;

  • способу изменения, внесения поправок и дополнений;

  • степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По форме конституции классифицируются:

  • на писаные (кодифицированные) это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций в мире);

  • неписаные (некодифицированные) конституции, которые состоят из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные (некодифицированные) конституции действуют:

  • в Великобритании (множество парламентских актов, принятых в разные века, их судебное толкование);

  • Швеции (4 конституционных закона);

  • Израиле (10 "Основных государственных законов").


По степени изменения, внесения поправок и дополнений5

  • Гибкие - Изменение гибких конституций достигается путем принятия обычного закона.

  • Жесткие - конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США, Россия).

По степени соответствия или несоответствия существующимобщественным отношениям выделяются:

  • реальные конституции, адекватно отражающие существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств);

  • фиктивные конституции, не отражающие существующих общественных отношений и зачастую являющиеся документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

Конституция РФ принята путем всенародного референдума

12.12.93. По своей структуре Конституция РФ состоит'.

  • из преамбулы;

  • раздела первого — собственно текста Конституции, включающего 137 статей;

  • раздела второго — заключительных и переходных положений. Преамбула — торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от именимногонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

  • ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

  • осознание России частью мирового сообщества;

  • гражданский мир и согласие;

  • государственное единство;

  • равноправие и самоопределение народов;

  • незыблемость прав и свобод человека;

  • демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137статьях

Конституции, сгруппированных в девяти главах:



  • "Основы конституционного строя";

  • "Права и свободы человека и гражданина";

  • "Федеративное устройство";

  • "Президент Российской Федерации";

  • "Федеральное Собрание";

  • "Правительство Российской Федерации";

  • "Судебная власть";

  • "Местное самоуправление";

  • "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Конституция стабильна и имеет сверхжесткий характер нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью.

Сверхжесткий характер Конституции РФ обеспечивается

очень сложным (даже по мировым стандартам) порядком ее изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.

Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее измененийможет исходить:

  • от Президента РФ;

  • Правительства РФ;

  • Государственной Думы ФС РФ (далее - Госдума);

  • Совета Федерации ФС РФ;

  • законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

  • не менее 1/5 депутатов Госдумы или членов Совета Федерации.

Новые названия субъектов РФ учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Основные поправки:

Сфера изменений

Изменение

Норма Конституции

Судебная система

Добавили в систему судебной власти арбитражное судопроизводство. Раньше указывали только конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство

Ч. 2 cт. 118

Перечислили суды, которые составляют судебную систему, например, Верховный суд, арбитражные и мировые суды. Раньше суды не перечисляли

Ч. 3 ст. 118

Ужесточили требования к судьям – они не должны иметь иностранного гражданства и вкладов за границей. Такое требование уже было в законодательстве

Ст.119

Снизили состав Конституционного суда с 19 до 11 судей

Ч. 1 ст. 125

Ввели дополнительные обязанности для Конституционного суда, например, должен проверять конституционность законов по запросу Президента

Ч. 5.1 ст. 125


Разрешили сенаторам увольнять судей Конституционного и Верховного судов. Президент вправе предложить сенаторам отстранить от должности судей Конституционного и Верховного судов за поступки, порочащие честь и достоинство судьи. Сенаторы будут вправе прекратить полномочия судей

п. «е.3» ст. 83, п. «л» ч. 1 ст. 102





Разрешили Президенту обращаться в Конституционный суд до того, как подпишет закон, который одобрила Госдума. Если суд не подтвердит конституционность закона, то Президент возвращает его в парламент

Ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108

Президент

Ограничили возможность занимать должность Президента в принципе более двух сроков – убрали слово «подряд». Правило не распространяется на действующего Президента. Конституционный суд согласился, что эта норма законна (заключение Конституционного суда от 16.03.2020 № 1-З)

Ч. 3 и 3.1 ст. 81

Ужесточили требования к кандидату в Президенты. Занимать должность Президента вправе человек, который прожил в России не менее 25 лет и не имеет иностранного гражданства

Ч. 2 ст. 81

Ввели понятие единой публичной власти, в которую входит в том числе Президент. Еще в публичную власть входят органы государственной власти и органы местного самоуправления

Ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132


Добавили полномочий Президенту. Так, Президент вправе уволить премьера без отставки Правительства. Ранее отставка премьера означала отставку всего Правительства

Ст. 83

Продублировали положения о неприкосновенности Президента после отставки. Такая неприкосновенность уже установлена в Федеральном законе от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»

Ст. 92.1, 93

Разрешили Президенту не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера. Раньше Президент обязан был распустить Госдуму

Ч. 4 ст. 111


Обязали Президента поддерживать мир и согласие

Ч. 2 ст. 80

Обязали Президента приносить присягу, в том числе в присутствии сенаторов

Ч. 2 ст. 82

Госсовет

Положения о Госсовете внесли в Конституцию. Госсовет станет конституционным органом. Должны издать федеральный закон, который будет регулировать работу Госсовета.

Президент образовал Госсовет Указом от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». Сейчас это неконституционный совещательный орган при Президенте. Председателем Госсовета выступает Президент, а членами – высшие чиновники, к примеру, председатели обеих палат, полпреды Президента в федеральных округах

П. «е.5» ст. 83

Федеральное собрание (ФС)

Ввели новое понятие – сенатор. В связи с этим по тексту Конституции много технических изменений – слова «члены Совета Федерации» заменяют на «сенаторы РФ». Например, обязали Президента приносить присягу не в присутствии членов Совета Федерации, а в присутствии сенаторов

ч. 2 ст. 82

Разрешили быть пожизненными сенаторами бывшим Президентам и лицам, которые имеют выдающиеся заслуги перед страной

Ч.2.ст.95

Ужесточили требования к сенаторам. Стать сенатором можно после 30 лет, если нет иностранного гражданства и вкладов за границей

Ч.4.ст.95

Установили срок для работы сенатором – шесть лет

Ч.6.ст.95

Ужесточили требования к депутатам Госдумы. Избираться вправе человек, постоянно проживающий в России, без иностранного гражданства и без вкладов за границей

Ч.1.ст.97

Запретили одновременно участвовать в обеих палатах ФС: быть депутатом Госдумы и сенатором


Ч.1.ст.97

Ввели неприкосновенность для сенаторов

Ч.1.ст.98

Разрешили совместно собираться обеим палатам, только чтобы прослушать послание Президента

ст.100

Расширили полномочия сенаторов. Вправе лишать бывшего Президента неприкосновенности. Должны назначать Председателя Конституционного суда и согласовывать руководителей силовых ведомств

ст.102

Расширили полномочия депутатов Госдумы, например, вправе выдвинуть обвинения против бывшего Президента, чтобы лишить его неприкосновенности

ст.103

Разрешили сенаторам направлять парламентские запросы руководителям любых государственных структур

ст.103.1

Правительство

Ужесточили требования к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов. Занимать эти должности вправе человек после 30 лет, без иностранного гражданства и без вкладов за границей

Ч.4.ст.110

Изменили правила о том, как вступает в должность Председатель Правительства. Утверждать премьера будет Госдума. Раньше назначал Президент с согласия Госдумы

Ч.1.ст.111

Обязали Госдуму утверждать заместителей премьера и федеральных министров. После этого Президент назначает их на должность. Одновременно разрешили Президенту распустить Госдуму, если три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров

Ст.112

Ввели персональную ответственность премьера перед Президентом

Ст.113

Ввели обязанности для Правительства, к примеру, должно защищать семью и инвалидов, развивать промышленность и предпринимательство и поддерживать волонтеров

Ч.1.ст.114

Разрешили членам Правительства продолжить работу после отставки, если так решит Президент

Ст.117

Федеральные чиновники

Ужесточили требования к руководителям федеральных государственных органов и регионов. Занимать эти должности вправе человек после 30 лет, без иностранного гражданства, без вкладов за границей

Ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78

Прокуратура

Продублировали основные понятия из Закона о прокуратуре – дали определение прокуратуры и указали, какие граждане вправе быть прокурорами

Ч. 1 и 2 ст. 129


Ввели правило, по которому Президент сам назначает генерального прокурора и региональных прокуроров после консультации с сенаторами. Раньше назначали сенаторы по представлению Президента

Ч. 3 и 4 ст. 129


Местное самоуправление

Распространили федеральные законы на местное самоуправление

Ст.131

Обязали местное самоуправление обеспечивать население медицинской помощью

Ст.132

Ограничения касаются: Президента; министров; членов Правительства; сенаторов; депутатов Госдумы; любых судей и прокуроров; высших должностных лиц регионов; Уполномоченного по правам человека; руководителей федеральных госорганов

Запретили: иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, позволяющий проживать в другой стране; владеть вкладами за границей; хранить ценности в зарубежных банках. Почти для всех запрет действовал и раньше, но сейчас его закрепили в Конституции. Для прокуроров и Уполномоченного по правам человека запрет ввели впервые

Ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95, ч. 1 ст. 97, п. «е» ч. 1 ст. 103, ч. 4 ст. 110, ст. 119, ч. 2 ст. 129


Территории в России

Разрешили создавать федеральные территории с назначением на них местной власти. Эти территории не будут входить в состав других регионов. Пока нет разъяснений о том, как будут формироваться такие территории

Ч. 1 ст. 67


Запретили действия, которые направлены на то, чтобы изменить границы России

Ч. 2.1 ст. 67


Разрешили размещать отдельные федеральные органы власти за пределами Москвы

Ч. 2 ст. 70


Социальные гарантии и экономический рост

Гарантировали оплату труда не менее прожиточного минимума

Ч. 5 ст. 75

Закрепили индексацию пенсии не реже одного раза в год

Ч.6 ст. 75

Гарантировали обязательное социальное страхование и индексацию социальных выплат

Ч.7 ст. 75

Обязали создавать экономический рост и повышать доверие между государством и гражданами

Ст. 75.1

Международные отношения

Разрешили не исполнять решения межгосударственных органов, если они противоречат Конституции

Ст.79

Закрепили положение о том, что Россия обеспечивает и поддерживает международную безопасность

Ст.79.1



Основы Конституционного строя


Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции, и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.

Основами конституционного строя согласно Конституции РФявляются:

  • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

  • демократический характер государства;

  • правовой характер государства;

  • социальный характер государства;

  • федеративная форма государственного устройства;

  • республиканская форма правления;

  • признание частной собственности, равенство всех форм собственности;

  • суверенитет;

  • единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.


Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.



Конституционные обязанности

Основы МСУ

Политические основы

Права человека.

Классификация прав и свобод человека;

Конституционные обязанности человека и гражданина; Гарантии прав и свобод человека.

Классификация прав и свобод человека;


Основные права человека делятся на три большие группы:

  • личные права;

  • политические права;

  • экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:

право на жизнь;

  • право на достоинство;

  • право на свободу;

  • право на личную неприкосновенность;

  • право на неприкосновенность жилища;

  • право на выбор места жительства и свободное передвижение;

  • право на пользование родным языком и определение национальности;

  • право на информацию и защиту информации;

  • право на свободу совести;

  • право на свободу мысли и слова;

  • право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.