Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Организация работы аппарата бухгалтерии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложность технологии производства влияет на трудоемкость учета, требует высокого квалификационного уровня работников бухгалтерской службы, заключающегося не только в знаниях технологических особенностей производственной деятельности, влияющих на построение производственного учета (наличие переходов, переделов, особенностей обработки сырья, материалов, движения и хранения полуфабрикатов и др.), но тех из них, которые обусловливают применение специальных методов и способов бухгалтерского учета затрат на производство (вариантов сводного учета производственных расходов, способов оценки незавершенного производства, учета и оценки выпуска готовой продукции и др.).

Степень сближения и интеграции финансового и налогового учетов является фактором, который необходимо учитывать при расчете трудоемкости учетных и расчетных работ по формированию налогооблагаемой базы. Ее определение, как известно, является первостепенной обязанностью любой организации и обусловливается социальным стратегическим значением пополнения бюджетов всех уровней. Отсюда при максимальном сближении (выборе одинаковых методов и способов расчета стоимости объектов финансового учета и налогообложения, порядка их включения в состав расходов, учитываемых при расчете бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли и др.) этих видов учета, вплоть до отражения в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учета параллельной информации для бухгалтерского и налогового учета, удается снизить затраты на их осуществление и рационализировать учетные процессы.

Уровень организации управленческого учета обусловливается предназначением его данных для решения хозяйствования задач, провозглашенных как стратегические и тактические цели предприятия. Следовательно, в зависимости от сложности и информативности принятия управленческих решений, направленных на максимизацию выполнения оперативных и долговременных целей организации, разрабатывается и применяется система управленческого учета, которая влияет на уровень квалификации работников бухгалтерской службы, трудоемкость учетной работы, выражающуюся в генерировании и представлении на разные уровни руководства соответствующей информации.

Кроме того, система МСФО, в которой решаются проблемы получения информации прогнозного характера, может быть применена для формирования соответствующих показателей в рамках управленческого учета.

Это способствует повышению трудоемкости учетной работы, необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов с повышенным уровнем оплаты труда.


Уровень соответствия применяемых программ автоматизации финансового и управленческого учета и составления финансовой отчетности по МСФО фактическим информационным потребностям заинтересованных пользователей позволяет, учтя экономические интересы всех заинтересованных (внутренних и внешних) пользователей, выбрать программы автоматизации бухгалтерского учета, позволяющие с минимальными затратами на трансформацию программного обеспечения получить и предоставить им необходимую информацию. Следовательно, при высоком уровне соответствия учетных и отчетных данных информационным потребностям пользователей удается сократить трудоемкость бухгалтерских работ, временной лаг от момента генерирования бухгалтерской информации до момента ее представления заинтересованным пользователям, а значит, повысить оперативность управленческих решений.

Интенсивность использования справочно-правовых систем в практической работе специалистов бухгалтерской службы ведет к сокращению затрат на формирование достоверной и полной учетной и отчетной информации[7]. Справочно-правовые системы повышают оперативные возможности контроля в режиме реального времени изменений нормативно-правовой базы в области налогового и бухгалтерского учета, что способствует сокращению трудоемкости учетной работы, повышению квалификационного уровня специалистов, недопущению ошибочных расчетов и записей в результате таких изменений.

Таким образом, внешние условия и внутренние факторы в деятельности субъекта экономики обусловливают организацию учетной работы, способствуют ее рационализации и расчету оптимальной численности специалистов бухгалтерской службы.

Для оптимизации числа работников бухгалтерии, ее структуры и формирования оптимальной совокупности их функциональных обязанностей главный бухгалтер может воспользоваться разработками нормативов времени работы бухгалтеров, содержащихся в следующих документах[8]:

- в Постановлении Минтруда России от 05.06.2002 N 39 «Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти»;

- в Постановлении Минтруда России от 26.09.1995 N 56 «Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях»;

- в Приказе Минздрава России от 09.06.2003 N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (в ред. Приказа Минздрава России от 19.12.2003 N 607).


Особенностью нормативных правовых документов, которыми можно воспользоваться при проведении расчетов численности работников бухгалтерской службы, является то, что они рассчитаны на использование при ведении бухгалтерского учета ручного труда. Однако, несмотря на их ограниченное применение, можно воспользоваться приведенными в них формулами для исчисления трудоемкости учетных работ, если самостоятельно провести их хронометраж и с учетом поправок использовать при расчете численности персонала бухгалтерии. Тогда с учетом времени обязательных перерывов в работе на выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, нормативов в работе с электронно-вычислительными машинами с учетом сложности деятельности, необходимости соблюдения режима труда и отдыха можно более обоснованно и точно определить необходимые величины. Работа по исчислению трудоемкости учетных и отчетных работ, определению количественного состава бухгалтерии, составлению штатного расписания должна быть проведена как при формировании бухгалтерской службы, так и при оптимизации и рационализации ее деятельности в процессе функционирования.

Рациональная организация учетных процессов и деятельности бухгалтерской службы связана также с разработкой и практическим использованием положения о бухгалтерии, устанавливающего ее правовой и функциональный статус, определяющий место подразделения в общей структуре управления, должностные обязанности специалистов.

Положение о бухгалтерии является одним из документов по стандартизации деятельности организации, которые обязательно должны соответствовать национальному стандарту РФ - ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования», введенному Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст с 1 января 2013 г. Системе менеджмента качества в рамках национального стандарта свойственно объединение взаимосвязанных процессов в рамках управленческой деятельности в субъекте экономики, включающего руководство процессами обеспечения качества от управления предприятием в целом до управления низового уровня. Положение о бухгалтерии в контексте выполнения требований стандарта должно содержать правила попроцессного подхода к управлению разными видами деятельности на предприятии, инвентаризации наиболее существенных процессов, осуществляемых в нем, закреплению за каждым из процессов ответственных лиц, разработке соответствующей документации по регулированию их работы. Причем для реализации попроцессного подхода к управлению предполагается особенная роль бухгалтерской службы как подразделения, представляющего необходимые данные о процессах и явлениях хозяйственной жизни для принятия управленческих решений менеджерами разного уровня.


Положение разрабатывается главным бухгалтером организации, который руководствуется системой нормативных правовых актов, регулирующих организацию и постановку бухгалтерского учета и контроля в субъекте экономики, методическое обеспечение формирования данных в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, правилами документов, принятыми вышестоящими организациями[9].

Выполнение установок, содержащихся в ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования», определило содержание положения о бухгалтерии, включающего следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) функции;

4) структура и формирование бухгалтерии;

5) права и обязанности специалистов;

6) ответственность бухгалтерской службы.

Общие требования к наполнению разделов положения о бухгалтерии состоят в следующем. В разделе «Общие положения» содержится перечень основных нормативных правовых актов, которыми руководствуются специалисты при создании бухгалтерии и организации ее работы, определяются взаимосвязи службы с другими структурными подразделениями предприятия, место бухгалтерии в общей структуре управления.

Раздел «Основные задачи» объединяет комплекс наиболее значимых задач, которые решаются в процессе учетной деятельности:

- ведение финансового учета и своевременное формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- организация и порядок формирования данных для расчета налогооблагаемой базы и составления налоговых деклараций.

Кроме того, основными задачами бухгалтерии могут быть также ведение управленческого учета, осуществление налогового планирования и прогнозирования, которые также должны найти отражение среди ее задач. В данном разделе представляются и задачи взаимодействия бухгалтерской службы с внешними пользователями данных финансового, налогового и управленческого учета: органами статистики, налоговыми органами, государственными внебюджетными фондами, а также контрагентами (заимодавцами, дебиторами, поставщиками, подрядчиками, инвесторами и др.). Как основные задачи бухгалтерской службы могут рассматриваться организация и проведение внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда показатели деятельности экономического субъекта по российскому законодательству подлежат обязательному аудиту.


При разработке раздела «Функции» положения о бухгалтерии учитываются специфика и отраслевые особенности организации. Однако, независимо от них бухгалтерская служба создается для формирования документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета (фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах, иных объектах в случае их установления федеральными стандартами) в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, при формулировке функций бухгалтерской службы руководствуются требованиями ведения учета движения всех его объектов, контроля за отражением фактов хозяйственной жизни, своевременного составления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, представления ее в соответствии с нормами законодательства. Для этого разрабатывается учетная политика, утверждаемая руководителем организации, применяются первичные учетные документы для регистрации фактов хозяйственной жизни, заполняются регистры бухгалтерского учета для накопления и обобщения бухгалтерской информации, применяется денежное измерение объектов бухгалтерского учета, осуществляется инвентаризация активов и обязательств и др. Важной функцией бухгалтерской службы следует рассматривать проведение экономического и финансового анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление их результатов руководству организации и другим внутренним пользователям, заинтересованным в информации о резервах улучшения работы субъекта бизнеса, предлагаемых мероприятиях по их практической реализации.

Представление в рассматриваемом положении раздела «Структура и формирование бухгалтерии» обусловливается выбором главного бухгалтера типа организационной формы подразделения[10]:

- линейного;

- функционального;

- комбинированного.

Линейный тип организации бухгалтерской службы предполагает, что выполнение обязанностей работниками бухгалтерии напрямую замыкается на главного бухгалтера.

Функциональный тип характерен для структуры бухгалтерской службы, когда выполнение обязанностей по учету отдельных объектов происходит в рамках одного подразделения (отдела материального учета, отдела учета внеоборотных активов, отдела учета расчетных и кассовых операций и др.), а за результаты этой работы несет ответственность руководитель подразделения (начальник отдела, старший бухгалтер и др.). Он подчиняется непосредственно главному бухгалтеру организации.