Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Организация работы аппарата бухгалтерии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ве­де­нии бух­гал­тер­ско­го учета в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных бух­гал­тер­ских про­грам­мах в учет­ной по­ли­ти­ке может преду­смат­ри­вать­ся, что ре­ги­стры бух­гал­тер­ско­го учета ве­дут­ся в виде спе­ци­аль­ных форм в элек­трон­ном виде и на бу­маж­ных но­си­те­лях, в ос­но­ве ко­то­рых лежат ре­ги­стры, преду­смот­рен­ные про­грам­мой. Та­ки­ми ре­ги­стра­ми, фор­ми­ру­е­мы­ми в бу­маж­ном виде или на ком­пью­те­ре (с элек­трон­ной под­пи­сью), могут быть Глав­ная книга, обо­рот­но-саль­до­вая ве­до­мость.

2. Организация работы аппарата бухгалтерии

2.1 Особенности функционирования бухгалтерской службы

Уровень затрат по формированию и функционированию бухгалтерской службы при любых внешних условиях хозяйствования имеет важное значение в оценке эффективности работы организации и ее информационного обеспечения. В связи с этим важными вопросами, которые должны быть решены в бухгалтерии, являются учет внутренних и внешних факторов хозяйствования, влияющих на трудоемкость бухгалтерских работ, структуру бухгалтерской службы, функциональные обязанности специалистов, информационное обеспечение юридических лиц.

Оптимизация издержек по организации и технике учетных процессов на предприятии характерна для формирования и функционирования бухгалтерской службы независимо от особенностей этапа хозяйственного развития страны[3]. Направленность на оптимизацию работы бухгалтерии обусловлена тем, что при ее организации обязательно учитываются современные методы генерирования учетной, налоговой и отчетной информации, представленные в нормативных правовых документах, цели, стратегические и тактические задачи, которые решаются в субъекте экономики, особенности технологии, организации и хозяйственной деятельности предприятия, состав пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, конкретные экономические и информационные интересы, которые они преследуют, работая с юридическим лицом.

Широкий диапазон задач, которые решаются при организации и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопровождается довольно значительными затратами. В связи с отмеченными обстоятельствами необходимость рационализации бухгалтерской деятельности стоит в качестве важной задачи как при создании бухгалтерской службы, так и при постоянной работе, проводимой руководством бухгалтерии по оптимизации издержек ее функционирования[4].


Более того, требование рациональности к учетной политике, представляющей по правилам п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н в ред. от 06.04.2015 N 57н) принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной жизни, является одним из обязательных правил бухгалтерского учета, которое должно быть реализовано при организации и осуществлении учетной деятельности.

Между тем в условиях кризисных явлений, имеющих место в нынешней российской экономике, совокупности санкционных мер со стороны развитых стран, объективная необходимость в сокращении организационных затрат на ведение бизнеса не являются тем веским основанием, которое должно сопровождать деятельность бухгалтерии. Известно, что результатом учетных процессов является представление определенной информационной совокупности, сформированной по установленным правилам и полностью охватывающей все этапы хозяйственного процесса предприятия, на разные уровни управления для принятия экономических, финансовых и организационных решений. В результате бухгалтерский учет представляет часть информационной и управленческой системы предприятия, без которой невозможно дать достоверное представление об эффективности снабженческой, производственной и коммерческой деятельности, о состоянии и динамике материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о финансовых результатах работы организации, ее финансовой устойчивости и платежеспособности, о последствиях инновационной и инвестиционной политики, соблюдении ключевых экономических и финансовых показателей, характеризующих работу субъекта бизнеса, разработке и реализации ключевых направлений его развития.

Необходимо учитывать законодательные решения, принятые в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и обязательные для выполнения руководителем и бухгалтерской службой субъекта экономики относительно[5]:

- организации ведения бухгалтерского учета и хранения учетных документов руководителем предприятия;

- обязательности разработки и утверждения учетной политики организации;

- обязательности регистрации в первичных учетных документах каждого факта хозяйственной жизни, последующего обобщения их в регистрах бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности;


- обязательности инвентаризации активов и обязательств, требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее составу, периодичности представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющегося государственным информационным ресурсом, организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, а при обязательности аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности - внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила нормативных правовых документов, которые должны обязательно найти воплощение в информационной совокупности бухгалтерского учета, представляют также нормы Налогового кодекса РФ.

Они составляют положения, которые должны быть соблюдены субъектами экономики при расчете налогооблагаемой базы по федеральным, региональным и местным налогам, наполняющим бюджеты разных уровней.

Организация и рациональное построение системы налогообложения на базе финансового учета в бухгалтерии или их раздельное ведение в другом структурном подразделении (отделе налогов и сборов, отделе налогового планирования и учета и др.) позволяют избрать вариант, наиболее экономный для данной организации.

Следовательно, требование рациональности в организации и осуществлении бухгалтерского учета должно опираться на многие составляющие, учитывающие роль и значение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в хозяйственной жизни юридического лица и экономики в целом, особенности субъекта хозяйствования и информационные интересы основных пользователей их данными.

Организация и ведение бухгалтерского учета составляют непростую проблему, решение которой требует серьезной профессиональной подготовки, наличия опыта работы в соответствующей должности, знаний в области законодательства (бухгалтерского, налогового, гражданского, трудового, административного и др.), финансового, налогового, управленческого учета.

Поэтому, несмотря на то, что по правилам п. 2 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» его организация и ведение могут осуществляться руководителем организации (если он является индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, по законодательству имеет право применять упрощенные способы бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность; руководителем отдельных субъектов среднего предпринимательства), в большинстве организаций ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера, иное должностное лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, или юридическое лицо, с которым также заключается договор о ведении бухгалтерского учета.


Условия законодательного характера, которые обусловливают требования к определению совокупности учетных работ, а следовательно, влияют на величину общей трудоемкости бухгалтерской деятельности в субъекте экономики и определяют штатную численность работников бухгалтерии, при построении рациональной бухгалтерской службы следует дополнить факторами, которые также определяют[6]:

- организацию бухгалтерской деятельности;

- должностные характеристики работников бухгалтерии, распределение между ними профессиональных обязанностей.

Такими факторами являются:

- размер организации;

- совокупность видов деятельности;

- номенклатура внутренних пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- номенклатура внешних пользователей данных бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- сложность организационной структуры юридического лица (наличие филиалов, представительств, других территориально удаленных и обособленных подразделений);

- сложность технологии производства;

- степень сближения и интеграции финансового и налогового учетов;

- уровень организации управленческого учета;

- уровень соответствия применяемых программ автоматизации финансового и управленческого учета и составления финансовой отчетности по МСФО фактическим информационным потребностям заинтересованных пользователей;

- интенсивность использования справочно-правовых систем в практической работе специалистов бухгалтерской службы.

Размер организации как фактор, обусловливающий организацию бухгалтерского учета, трудоемкость учетных работ, штатную численность учетного персонала, распределение должностных обязанностей, исполнение требований законодательства и др., влияет на количество хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни), совершаемых в единицу времени.

Следовательно, объем учетных работ растет, следствием чего является рост трудоемкости бухгалтерского, налогового учета за счет увеличения формируемых и обрабатываемых первичных учетных документов, трудоемкости формирования регистров бухгалтерского и налогового учета, усложнения работы по составлению налоговых деклараций и др.

При росте многообразия видов деятельности в субъекте экономики увеличивается число разнотипных хозяйственных ситуаций, что усложняет учетную и отчетную работу, вызывает потребность в специализации бухгалтерских кадров, постоянном повышении их квалификационного уровня, ведет к росту трудоемкости учетной работы, к необходимости использования специальных программ автоматизации бухгалтерского учета, требует дополнительной работы со стороны программистов, направленной на больший учет специфических особенностей таких видов деятельности.


Номенклатура внутренних пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности приводит к необходимости учета их информационных потребностей для принятия управленческих и экономических решений на уровне структурных и функциональных подразделений, мест возникновения затрат и центров ответственности, самих работников организации, которые заинтересованы в информации о тенденциях их оплаты труда, социальных гарантиях, возможностях добровольного медицинского страхования со стороны юридического лица, выполнения им локальных документов о премировании, а также о тех показателях работы организации, которые свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии:

- финансовых результатах и их тренде;

- финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др.

Значительное число внешних пользователей данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица свидетельствует о росте объема информации, которая должна быть предоставлена им для удовлетворения информационных потребностей, а значит, росте трудоемкости учетной работы, необходимости высокой квалификации работников бухгалтерской службы, серьезной, вдумчивой работы по распределению должностных обязанностей.

Кроме того, зачастую требуются соответствующие методические разработки для выполнения должностных обязанностей бухгалтеров по информационному обеспечению фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов, поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, имеющих прямой финансовый интерес в отношении организации, - локальные (внутренние) положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности, другие инструктивные материалы. Эта работа требует высокой квалификации и увеличивает трудоемкость работы заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера организации.

Следствием сложности организационной структуры юридического лица (наличие филиалов, представительств, других территориально удаленных и обособленных подразделений) является усложнение учетной работы, обусловленное необходимостью формирования положений их учетной политики, решения организационных и методических вопросов, обусловленных работой в условиях децентрализации или централизации учета, организации налогового учета в связи с обязательностью представления налоговых деклараций по месту нахождения обособленных структурных подразделений, рационального распределения должностных обязанностей между специалистами подразделения. Такая организационная структура бизнеса вызывает рост трудоемкости учетной работы, обязательности учета особенностей функционирования юридического лица в деятельности бухгалтерской службы.