Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Организация работы аппарата бухгалтерии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно официальному определению (п.2 ПБУ 1/2008) «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.»

С 1 января 2017 года обновилась Классификация основных средств (ОС) по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ N 1 вносит Постановление Правительства РФ N 640. 
Поправки следующие:

- утрачивает силу норма о том, что Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета; 

- классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, действует в новой редакции. 

Минфин России в письме N 03-05-05-01/58129 разъяснил, что внесение изменений в Классификацию, не является основанием для изменения срока полезного использования ОС, установленного в соответствии с прежней редакцией Классификации на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества. При определении объектов налогообложения по налогу на имущество также применяется Классификация ОС, действовавшая на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества. 
В отношении ОС, принятых к учету с 1 января 2017 года, применяется новая Классификация с учетом внесенных изменений. 

Таким образом, с 1 января 2017 г. организации, которые для определения срока полезного использования ОС в бухучете использовали Классификацию, теперь этот срок устанавливают самостоятельно, руководствуясь только п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. С указанной даты срок полезного использования в бухгалтерском учете будет представлять собой ожидаемую (возможную) оценку срока использования объекта с учетом всех влияющих на него факторов (то есть с учетом ожидаемой производительности, режима эксплуатации, нормативных ограничений использования объекта и т.д.). 

В бухгалтерскую и налоговую учетную политику следует внести соответствующие изменения.

  В налоговом учете компания вправе создавать резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). За счет резерва можно включить во внереализационные расходы долги ненадежных контрагентов, а значит заплатить меньше налога на прибыль. 

С 1 января 2017 года юридические лица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем в 2016 году. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом N 405-ФЗ. 

С 2017 года действует положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). 


До 2017 года вариативности нет: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. Поэтому, если вы создаете в налоговом учете резерв, то следует внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения. 
Кроме того, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства.

Поэтому, если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом будет считаться только сумма, превышающая размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). 

До 2017 года в НК РФ не указано, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом N 401-ФЗ. 

С 1 января 2017 года вступает в силу закон № 244-ФЗ. Он регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 1 января 2017 года в статье 148 НК РФ появляется указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя. А сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ. 

Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российский продавец перестанет платить НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом он будет вынужден вести раздельный учет по НДС.

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Из разъяснений контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС[17].

При этом налогоплательщик вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В этом случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.

В налоговой учетной политике нужно закрепить:

- порядок ведения раздельного учета НДС; 

- применяет ли компания правило 5%, если «да», то порядок определения совокупных расходов (письмо ФНС России N КЕ-4-3/4475 (п. 1)). 
Приказом Минфина России N 64н внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.


Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т.ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).

Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». 
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

  Итак, поправки, внесенные в ПБУ Приказом N 64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:

1. в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25: 
- указанные организации вправе оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Напомним, до внесения поправок организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01); 
- микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация вправе признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ.; 
- организации могу признавать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухучет и документооборот по учету МПЗ; 
- организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

 - до внесения поправок МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Исключений из данной нормы для организаций, имеющих право на упрощенный бухучет, не было.


 2. в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесен дополнительный пункт 8.1, а также дополнен пункт 19:

 - организации могут определять первоначальную стоимость основных средств: 
• при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене); 
• при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС. 

Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. 
До внесения поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01). 

- организации вправе начислять амортизацию: 

• по ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31 декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

• по производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету[18]

Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.). 

3. в ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в пункт 14 внесена дополнительная норма, позволяющая организациям списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Ранее срок списания расходов по НИОКР определялся организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации. 
4. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» дополнено пунктом 3.1, позволяющим признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. 

До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации. 
Таким образом, поправки в ПБУ направлены на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов, чем создание возможных активов. Если СПМ решит применять вышеназванные упрощения, это необходимо закрепить в бухгалтерской учетной политике. Можно это сделать с начала 2017 года. Однако прежде, чем использовать упрощения, необходимо взвесить «за» и «против», поскольку от порядка признания указанных расходов зависят финансовые результаты, показатели бухгалтерской отчетности, а также величина чистых активов[19]
Не секрет, что с помощью налоговой учетной политики можно корректировать доходы и расходы текущего периода - снижать прибыль или убирать убытки из декларации. Поэтому в налоговую УП на 2017 года при необходимости можно внести изменения, позволяющие не допустить скачков расходов, не «выпасть» в убыток и не привлекать лишнего внимания налоговиков. 
Можно закрепить следующее[20]:


1. Распределение расходов на инвентарь и спецодежду. 
Стоимость инструментов, инвентаря, спецодежды и другого неамортизируемого имущества можно списывать в расход не сразу, а постепенно (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Частичное списание стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России N 135н). 
Соответственно, разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникнет. Это также целесообразно сделать, если финансовые показатели организации близки к убыткам, дабы распределить расходы равномерно между периодами. Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на равномерное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться этим методом списания, в нее необходимо внести изменения. 
2. Перечень прямых и косвенных расходов. 

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности (ст. 318 НК РФ):
• материальные затраты (пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);

• расходы на оплату труда производственного персонала, а также страховые взносы; 
• суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в производственной деятельности. 

Этот перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) является открытым и определяется налогоплательщиком в налоговой учетной политике самостоятельно. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Если надо сократить расходы текущего периода, можно максимум производственных затрат учитывать как прямые. В этом случае претензий со стороны инспекции быть не должно, а убытки уменьшатся, если есть незавершенное производство или остатки готовой продукции. 
Однако, закрепляя в учетной политике состав прямых расходов, важно помнить, что налоговый учет должен быть достоверным (ст. 313 НК РФ). Поэтому необоснованно менять перечень прямых расходов нельзя. При принятии решения нужно оценить, насколько эти расходы влияют на производство, и в первую очередь опираться на отраслевую принадлежность вашей организации.

В случае торговой деятельности порядок формирования стоимости товаров в налоговом учете фирма также определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (ст. 320 НК РФ). 

Обязательно включаются в состав прямых расходов:
• стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде; 
• транспортные расходы по доставке товаров до склада вашей организации (если такие расходы не включены в цену товаров). 
3. Резервы на отпуска и ежегодные выплаты.