Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, общий результат экспертного опроса следующий:

- 60% родителей считают, что их дети-подростки имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% родителей считают, что у их детей этот уровень низкий;

- 70% классных руководителей считают, что их ученики-подростки имеют низкий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 30% руководителей считают, что у их учеников этот уровень средний;

- 50% учеников-подростков считают, что у них высокий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и еще 50% подростков считают, что у них этот уровень средний.

Поскольку подростки, с нашей точки зрения, были очень субъективны в оценках себя, мы считаем, что нужно больше доверять взрослым, а в частности – классным руководителям, их оценка является самой объективной, ибо родители подростков могли в чем-то идеализировать своих детей. Поэтому, приходим в выводу, что у подростков 13-14 лет преобладают низкий и средний уровни определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека.

Следующим основной части эмпирического исследования стало определение невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека учеников юношеского возраста.

Результаты исследования по такому параметру, как «Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности» представлена на рис. 2.10-2.12. (ответы родителей, их руководителей и самих учеников юношеского возраста).

Рассматривая результаты исследования по указанному параметру, мы выяснили, что большинство родителей считают, что у их детей юношеского возраста невербальный репертуар находится на среднем уровне (50%), и 50% родителей считают, что на высоком. В то же время, классные руководители учеников юношеского возраста считают, у их учеников невербальный репертуар находится на низком среднем уровне (60%), а у 40% учеников он находится на высоком уровне. Относительно самих учеников юношеского возраста, то из них 60% считает, что их невербальный репертуар находится на высоком уровне, а 40% считают, что на среднем уровне.

Рис. 2.10. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках родителей учеников юношеского возраста, %


Рис. 2.11. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках классных родителей, %

Рис. 2.12. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках самих учеников юношеского возраста, %

Результаты исследования по такому параметру, как «Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации» представлена на рис. 2.13-2.15. (ответы родителей, их классных руководителей и самих учеников юношеского возраста).

Рассматривая результаты исследования по данному параметру, мы выяснили, что большинство родителей считают, что у их детей юношеского возраста чувствительность и сензитивность находится на среднем (70%) и высоком уровне (30%). Классные руководители учеников юношеского возраста считают, у их учеников чувствительность и сензитивность находится на среднем уровне (70%), а у 30% учеников находится на высоком уровне. Относительно самих учеников юношеского возраста, то из них 50% считает, что их чувствительность и сензитивность находится на высоком уровне, а 50% считают, что на среднем уровне.

Рис. 2.13. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках родителей учеников юношеского возраста, %

Рис. 2.14. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках классных родителей учеников юношеского возраста, %

Рис. 2.15. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках самих учеников юношеского возраста, %

Результаты исследования по такому параметру, как «Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения» представлена на рис. 2.16-2.18. (ответы родителей, классных руководителей и самих учеников юношеского возраста).

Рис. 2.16. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках родителей учеников юношеского возраста, %


Рис. 2.17. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках классных родителей учеников юношеского возраста, %

Рис. 2.18. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках самих учеников юношеского возраста, %

Рассматривая результаты исследования по параметру «Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения», мы выяснили, что большинство родителей учеников юношеского возраста считают, что у их детей эта способность находится на среднем уровне (60%) и на высоком уровне (40%). Классные руководители учеников юношеского возраста считают, у их учеников эта способность находится также на среднем уровне (60%), а у 40% учеников она находится на высоком уровне. Относительно самих учеников юношеского возраста, то из них 60% считают, что эта способность находится на высоком уровне, а 40% считают, что на среднем уровне.

Таким образом, общий результат экспертного опроса следующий:

- 60% родителей считают, что их дети юношеского возраста имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% родителей считают, что у их детей этот уровень высокий;

- также 60% классных руководителей считают, что их ученики юношеского возраста имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% руководителей считают, что у их учеников этот уровень высокий;

- 50% учеников юношеского возраста считают, что у них высокий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и еще 50% подростков считают, что у них этот уровень средний.

С нашей точки зрения, результаты опроса можно считать объективными у всех экспертов. Так, классные руководители и родители учеников юношеского возраста считают, что они имеют, в основном, средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека. Также считает и половина самих учеников юношеского возраста. Родители хотя и могут в чем-то идеализировать своих детей, однако реально оценивают их. Наиболее реально оценивали учеников классные руководители. В то же время, сами ученики также уже достаточно взрослые, чтобы объективно оценивать себя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мы рассмотрели теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, а также провели эмпирическое исследование особенностей проявления невербальных эмоциональных состояний в подростковом и юношеском возрасте. В итоге отметим следующее:


1. Рассмотрев эмоции и эмоциональные состояния человека, мы пришли в выводу, что эмоции – это субъективные реакции человека на влияние внешних и внутренних раздражителей, которые отображают в форме переживаний их личную значимость для субъекта, и проявляются в виде удовлетворения или недовольства. Базовые эмоции человека – это интерес, радость, удивление, страдания, гнев, отвращение, стыд, презрение, страх.

Эмоциональное состояние – это обобщенное понятие, объединяющее эмоции, эмоциональные переживания вследствие реагирования личности на внешние и внутренние раздражители. Богатство эмоциональных состояний проявляется в различных формах. Основными формами ученые называют настроение, аффект, стресс, дистресс, фрустрация.

2. Выявляя невербальные формы проявления эмоциональных состояний человека, мы пришли к выводу, что речь – это первичная естественная форма выражения мыслей индивида. В то же время, процесс коммуникации проходит изолировано от конкретной ситуации общения. Для участников общения имеет значение и тембр голоса говорящего, и его жесты, мимика, которыми он пользуется во время разговора.

Эмоции свободно, а иногда против воли человека, автоматически отображаются в мимике и пантомимике и сигнализируют о состоянии человека. Так язык эмоций разрешает не только высказывать свои собственные эмоции, но и понимать эмоциональные переживания других.

3. В практичексой части работы мы осуществили эмпирическое исследование особенностей проявления невербальных эмоциональных состояний в подростковом и юношеском возрасте. Базой эмпирического исследования послужила школа № 129 г. Москвы. Выборка исследования: 10 учеников – подросткового возраста (13-14 лет) и 10 учеников – юношеского возраста (16-17 лет). Опрос выборки был произведен по «Методике экспертной оценки невербальной коммуникации», разработанной А. М. Кузнецовой.

Результаты исследования следующие:

По группе учеников-подростков мы выяснили, что 60% их родителей считают, что их дети-подростки имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% родителей считают, что у их детей этот уровень низкий; в то же время 70% классных руководителей считают, что их ученики-подростки имеют низкий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 30% руководителей считают, что у их учеников этот уровень средний; при этом 50% учеников-подростков считают, что у них высокий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и еще 50% подростков считают, что у них этот уровень средний.


По группе учеников юношеского возраста мы выяснили, что 60% их родителей считают, что их дети имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% родителей считают, что у их детей этот уровень высокий; также 60% классных руководителей считают, что их ученики юношеского возраста имеют средний уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и только 40% руководителей считают, что у их учеников этот уровень высокий; при этом 50% учеников юношеского возраста считают, что у них высокий уровень определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека, и еще 50% подростков считают, что у них этот уровень средний.

Мы можем утверждать, что у подростков 13-14 лет преобладают низкий и средний уровни определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека; а у учеников юношеского возраста – средний и высокий уровни определения невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека. В связи с этим, считаем, что гипотеза исследования нами подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Волкова А. И. Психология общения / А Волкова. – Ростов-на-Дону, 2010 – 118 с.
  2. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112 с.
  3. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.132-134
  4. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии – 1995 – №4 – С. 83-89
  5. Додонов Б. И. В мире эмоций / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1997. – 140 с.
  6. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность личности // Тезисы доклада Юбилейной научной конференции ИП РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А.Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С.259-260
  7. Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Учебное пособие / В. И. Жельвис. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1999. – 81 с.
  8. Знак Е.К. Читать человека – как книгу. – Минск, 2012 – 195 с.
  9. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
  10. Ильин Э. П. Эмоции и чувства / Э.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 752 с.
  11. Кара Ж.Ю. Общая психология. – Ростов н/Д., 2010. – 421 с.
  12. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – Минск, 2008. – 502 с.
  13. Колшанский Г. В. Паралингвистика / Г. В. Колшанский. – М., 2010. – 196 с.
  14. Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов / Г Е. Крейдлин, С. А. Григорьев, Н. В. Григорьев. – М., 2007. – С. 166-248.
  15. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 529 с.
  16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1991 – 349 с.
  17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологи / Б.Ф. Ломов – М.: Наука, 2004. – 444 с.
  18. Луковцева А.К. Психология и педагогіка / А.К. Луковцева – М., 2008 – 398 с.
  19. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков – СПб: Питер, 2001. – 592 с.
  20. Мельник А.А. Язык жестов. – М., 2008. – 472 с.
  21. Милевич А.С. Направленность личности / А.С. Милевич // Международный журнал экспериментального образования – 2009 – № 4 – С.18-24
  22. Морозов В. П. Акустический язык эмоций в жизни и науке / В. П. Морозов // Язык эмоций, мозг и компьютер: вычислительная техника и ее применение. – М., 2002 – № 9. – С. 3-18.
  23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.; 4-е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 688 с.
  24. Петрова Е.А. Социальная психология личности: учеб-метод. пособие для студентов / Е.А. Петрова, Д.А. Смыслов. – М., 2008. – 204 с.
  25. Петрашкевич Н.Н. Способы выражения эмоционального состояния человека с помощью мимики и жестов / Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) – Минск: «Белорусский Дом печати», 2012. – С. 20-26.
  26. Психические состояния /Ред.- сост. Л.В. Куликов – СПб., 2008 – 298 с.
  27. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение / X. Рюкле. – М. : Интерэксперт, 2006 – 246 с.
  28. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб., 2010 – 212 с.