Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что проблема общения личности принадлежит к числу наиболее важнейших в психологии. Общение – это большой дар, достояние общественного бытия человека. От того, способен ли человек общаться, зависит, достигнет ли он успеха или же потерпит неудачу.

На сегодняшний день также все психологи едины в том, что на общение человека влияют его эмоции и эмоциональные состояния. И актуальность изучения их влияния на процесс общения резко возрастает на данном этапе развития нашего общества, когда происходит кардинальное изменение социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.п.

Значение эмоций и чувств в общении достаточно важны, и в этом направлении весомый вклад в исследованиях сделали И.Н. Горелов, В.И. Жельвис, К. Изард, Э.П. Ильин, Г.В. Колшанский и др. В то же время, невербальные проявления эмоциональных состояний человека, с нашей точки зрения, были изучены недостаточно.

Целью курсовой работы мы обозначили рассмотрение теоретических аспектов невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, а также эмпирическое исследование особенностей проявления невербальных эмоциональных состояний в подростковом и юношеском возрасте.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие эмоций и эмоциональных состояний человека.

2. Выявить невербальные формы проявления эмоциональных состояний человека.

3. Осуществить эмпирическое исследование особенностей проявления невербальных эмоциональных состояний в подростковом и юношеском возрасте.

Объектом исследования выступают невербальные формы проявления эмоциональных состояний человека.

Предмет исследования – особенности проявления невербальных эмоциональных состояний в подростковом и юношеском возрасте.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы:

а) теоретические – анализ, синтез, сопоставление и обобщение – дали возможность теоретического осмысления полученных нами данных;

б) эмпирические: «Методика экспертной оценки невербальной коммуникации», разработанная А. М. Кузнецовой.

в) методы математической обработки данных.

Информационной основой исследования послужила научная литература, статьи в периодических изданиях, а также информационные базы сети Интернет.

Теоретическое значение исследования состоит в обогащении новыми знаниями про невербальные проявления эмоциональных состояний человека.


Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований по данной теме.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека

На протяжении всего периода развития человека у него сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий – эмоции. Тот самый объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, так как каждый человек имеет свое, специфическое отношение к ним.

Эмоции – это субъективные реакции человека на влияние внешних и внутренних раздражителей, которые отображают в форме переживаний их личную значимость для субъекта, и проявляются в виде удовлетворения или недовольства [23, с. 157].

В узком значении слова, эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассматривать чувство, которое испытывают болельщики на трибуне стадиона, да и спорта в общем (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые ощущает болельщики, наблюдая за игрой [6, с. 219].

Эмоции выполняют несколько функций – рис. 1.1.

Функции эмоций

↓ ↓ ↓ ↓

Мотивационно-регулирующая

Сигнальная

Защитная

Коммуникативная

Рис. 1.1. Функции эмоций [19, с. 236]

Так, мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции принимают участие в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения [19, с. 236].

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций абсолютно не возможна. Эмоции, с точки зрения Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека [19, с. 237].


Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, эмоция может защитить человека от опасности.

Роль коммуникативной функции в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. В тот же время, люди, принадлежащие к различным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать много выражений человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, грусть, страх, удивление и пр. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом [19, с. 237].

Учеными установлено, что чем сложнее организовано живое существо, тем более высокую ступень на эволюционных ступеньках он занимает, тем более богатой и разнообразней является гамма эмоций, которую он способен переживать.

Эмоции могут быть положительными (радость, счастье, удовлетворение) и отрицательными (неудовольствие, страдание, горе, страх, гнев, ненависть).

Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, или вызывают они активное или пассивное состояние, повышают или снижают жизнедеятельность человека. Так, например, эмоции, побуждающие к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, называются стеническими (гр. «стенос» – сила). Это радость (от радости «готов горы свернуть»), увлечение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, удручают жизнедеятельность (с грец. «астенос» – слабость, бессилие). Это подавленность, грусть, тоска. Некоторые эмоции можно отнести как к астеническим, так и к стеническим (горе, страх), все зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности, типа его нервной системы [10, с. 468].

Основной качественной характеристикой эмоций, что определяет их вид по специфике и особую окрашенность переживаний, – является модальность. По модальности выделяют три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злость, раздражительность, злость – гнева; веселье, радость, торжество – радости.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон расхождений по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень большой для эмоции любой модальности. Радость может проявляться, как слабая по силе эмоция, например, когда человек ощущает чувство удовлетворения. Восхищение – эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования к ненависти и злости, страх – от легкого беспокойства к ужасу. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть разной. Временами человеку тяжело понять, какую эмоцию он ощущает и почему она возникает [10, с. 469].


Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Тот самый объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за трудоспособность и одновременно осуждать за лицемерие.

В итоге отметим, что человек ощущает эмоции постоянно. И от того, умеет ли он ими управлять, зависит качество его жизни.

К. Изард по сфере явления, определяющей появление эмоции, выделил следующие эмоции – таблица 1.1.

Таблица 1.1.

Классификация эмоций по К.Изарду [9]

Эмоция

Содержание

Интерес

- это положительное эмоциональное состояние, оказывающее содействие развитию навыков и умений, получению знаний.

Радость

- это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего к этому моменту была небольшая или, во всяком случае, неопределенная.

Удивление

- не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Это эмоциональная реакция на обстоятельства, что возникли внезапно. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, нацеливая внимание на объект, который его вызвал, и может переходить в интерес.

Страдания

- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, что к этому моменту воображалось более или менее возможным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев

- отрицательное эмоциональное состояние, которое, как правило, проходит в форме аффекта и вызвано внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение

- отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), столкновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, моральными или эстетичными принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно объединяется с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Стыд

- отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в оосознании несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о надлежащем поведении и внешнем виде.

Презрение

- отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождающееся в несогласовании жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств. Последние воображаются субъекту как низменные, что не отвечают принятым моральным нормам и эстетичным критериям.

Страх

- отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или мысленной опасности. В отличие от эмоции страдания, которая вызывается прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, имеет в своем распоряжении лишь вероятностный прогноз возможного неблагополучия и действует на его основе (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).


Эмоциональное состояние – это обобщенное понятие, объединяющее эмоции, эмоциональные переживания вследствие реагирования личности на внешние и внутренние раздражители. Его объем охватывает личность и различные виды эмоций в ответ на указанные раздражители.

С точки зрения Э.П. Ильина, богатство эмоциональных состояний проявляется в различных формах. Ученый выделил следующие формы эмоциональных состояний – рис. 1.2.

Формы эмоциональных состояний

↓ | ↓ | ↓

Настроение

|

Аффект

|

Стресс

Дистресс

Фрустрация

Рис. 1.2. Формы эмоциональных состояний по Э.П. Ильину [10]

Настроение – это общее эмоциональное состояние, своеобразно окрашивающее на определенное время деятельность человека, характеризующее его жизненный тонус. Различают положительное настроение, которое характеризуется бодростью, и отрицательное, которое удручает, демобилизует человека, вызывает пассивность.

Настроение – это такое общее эмоциональное состояние, что выразительно не направлено на что-то конкретное. Причинами настроений бывают разнообразнейше – это и неподготовленность к деятельности, и страх перед ожидаемой неудачей, и болезненные состояния, и приятные новости и пр. Особое место среди причин, вызывающих настроения, занимает суеверие. Вера у приметы, особенно отрицательные, вызывает пассивность, страх, расстраивает психическую деятельность личности [10, с. 189].

Мера податливости настроения имеет индивидуальный характер. Лица, которым присущи самообладание, не подвергаются перепадам настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть какие-либо основания, а, наоборот, пытаются бороться с трудностями.

Аффект – это сильное, кратковременное возбуждение, возникающее внезапно, овладевающее человеком такой мерой, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффектов может быть неожиданное переживание – сильная радость, страх, вспышка гнева [10, с. 189].

В состоянии аффекта нарушается саморегуляция организма, которая осуществляется эндокринной системой, деятельность внутренних органов, ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П. Павлов, анализируя аффектные состояния, отмечал, что человек в состоянии аффекта, что превышает тормозную функцию коры, говорит и делает то, чего он не разрешает себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет аффект. Особенно резко сказывается аффективное состояние при опьянении, при котором тормозные процессы значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями, в которые попадается человек.