Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.). Дактилологические жесты – своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии [27, с. 49].

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, отношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д. Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном – жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу [27, с. 49].


В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого-то – другие. В одном случае важна мимика, в другом – жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе – обнимают за плечи.

Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [20]. Жесты могут:

1) выражать то же, что и речь;

2) выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

3) предвосхищать значения, переданные речью;

4) акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

5) быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

8) заменять отдельное слово или фразу;

9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Организация и методология исследования невербальных эмоциональных состояний человека

Начиная эмпирическое исследование, мы исходили из того, что невербальные эмоциональные состояния четко проявляются в процессе коммуникации, которую ведет человек. В то же время, особенности проявления невербальных эмоциональных состояний зависит от возраста человека, поскольку с возрастом человек начинает более контролировать свои эмоции.

Целями эмпирического исследования мы определили следующие:

1) сформировать выборку для исследования, включив в нее лиц подросткового и юношеского возраста;

2) оценить невербальные проявления у лиц подросткового возраста;

3) оценить невербальные проявления у лиц юношеского возраста;

4) сопоставить особенности невербального проявления у лиц подросткового и юношеского возраста.


Гипотеза исследования: уровень проявления невербальных эмоциональных состояний человека зависит от его возраста, поэтому мы считаем, что в юношеском возрасте ученики лучше понимают невербальные эмоциональные состояния, чем в подростковом.

Базой эмпирического исследования послужила школа № 129 г. Москвы.

Эмпирическое исследование было проведено в феврале 2017 года.

Генеральная совокупность: учащиеся школы № 129 г. Москвы.

Выборочная совокупность: два ученика школы № 129 г. Москвы, из которых:

- 10 учеников – подросткового возраста (7 класс). Возраст – 13-14 лет;

- 10 учеников – юношеского возраста (11 класс). Возраст – 16-17 лет.

Половая дифференциация: 11 девочек и 9 мальчиков.

Форма проведения эмпирического исследования: анкетный опрос, письменный, раздаточный (респондент получает анкету и сам ее заполняет).

Этапы проведения эмпирического исследования невербальных эмоциональных состояний человека:

1. Подготовительный ‒ анализ научной литературы по теме исследования и подбор соответствующей методологии для исследования;

2. Основной ‒ непосредственное осуществление исследования (проведения опроса по методике);

3. Завершающий ‒ обработка, анализ и интерпретация данных, формирование выводов.

Для решения задач эмпирического исследования нами было использовано следующие методы:

1. Метод беседы. Это метод, с помощью которого можно получить информацию на основе ответов собеседника на вопросы, которые ставит исследователь.

2. Наблюдение. Это метод целенаправленного и планомерного восприятия явлений, событий, результаты которого фиксируются исследователем.

2. Анкетный опрос. Это метод сбора первичной информации, который основывается на опосредствованном психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Он дает возможность исследователю за короткий промежуток времени получить большое количество информации. Преимуществом этого метода является также легкость применения и обработки данных.

Для анкетного опроса нами была выбрана «Методика экспертной оценки невербальной коммуникации», разработанная А. М. Кузнецовой. Ее сущность состоит в том, что несколько экспертов с помощью анкеты оценивают невербальные проявления человека. Нами для оценивания выбраны: один из родителей, классный руководитель и сам опрашиваемый.

Анкета включает 20 вопросов, и каждый из них имеет 4 варианта ответа, при этом каждому варианту приписывается определенный балл (от 1 до 4). Методика дает возможность диагностировать 3 параметра невербального общения:


- невербальный репертуар человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности;

- чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации;

- способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения.

Описание методики и анкета представлены в приложении А.

4. Методы математической обработки результатов исследования.

2.2. Анализ результатов исследования невербальных эмоциональных состояний человека

Первым этапом основной части эмпирического исследования стало определение невербальных проявлений эмоциональных состояний у учеников подросткового возраста.

Так, результаты исследования по такому параметру, как «Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности» представлена на рис. 2.1-2.3. (ответы родителей подростков, их руководителей и самих подростков).

Рис. 2.1. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках родителей учеников, %

Рис. 2.2. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках классных родителей, %

Рис. 2.3. Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности в оценках самих учеников-подростков, %

Рассматривая результаты исследования по параметру «Общая оценка невербального репертуара ученика с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности», мы выяснили, что большинство родителей считают, что у их детей подростков невербальный репертуар находится на среднем уровне (70%), и только 30% родителей считают, что на низком. В то же время, классные руководители учеников-подростков считают, у их учеников невербальный репертуар находится на низком уровне (60%), и только у 40% учеников он находится на среднем уровне. Относительно самих учеников-подростков, то из них 50% считает, что их невербальный репертуар находится на высоком уровне, а 50% считают, что на среднем уровне.

Результаты исследования по такому параметру, как «Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации» представлена на рис. 2.4-2.6. (ответы родителей подростков, их руководителей и самих подростков).


Рис. 2.4. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках родителей учеников, %

Рис. 2.5. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках классных родителей, %

Рис. 2.6. Чувствительность, сензитивность ученика к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации в оценках самих учеников-подростков, %

Рассматривая результаты исследования по параметру «Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого, способность к адекватной идентификации», мы выяснили, что большинство родителей считают, что у их детей-подростков чувствительность и сензитивность находится на среднем (50%) и низком уровне (50%). Классные руководители учеников-подростков считают, у их учеников чувствительность и сензитивность находится на низком уровне (70%), и только у 30% учеников он находится на среднем уровне. Относительно самих учеников-подростков, то из них 60% считает, что их чувствительность и сензитивность находится на высоком уровне, а 40% считают, что на среднем уровне.

Результаты исследования по такому параметру, как «Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения» представлена на рис. 2.7-2.9. (ответы родителей подростков, их руководителей и самих подростков).

Рис. 2.7. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках родителей учеников, %

Рис. 2.8. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках классных родителей, %

Рис. 2.9. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения в оценках самих учеников-подростков, %

Рассматривая результаты исследования по параметру «Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения», мы выяснили, что большинство родителей считают, что у их детей-подростков эта способность находится на низком уровне (60%) и среднем уровне (40%). Классные руководители учеников-подростков считают, у их учеников эта способность находится на низком уровне (70%), и только у 30% учеников она находится на среднем уровне. Относительно самих учеников-подростков, то из них 50% считает, что эта способность находится на высоком уровне, а 50% считают, что на среднем уровне.