Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление финансами в стране осуществляется из единого центра — Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало [6].

1.4. Составляющие финансовой политики

Финансовая политика состоит из главных компонентов:

1. Налоговой политики;

2. Бюджетной политики;

3. Денежно-кредитной политики;

4. Ценовой политики;

5. Таможенной политики;

6. Политика в области управления государственным долгом.

В пределах общей финансовой политики принято выделять ее составные части: бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Налоговая политика [7] — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей.

Можно отметить, что налоговая политика – это стратегия и тактика страны по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населений в бюджет страны.

Изменение налоговых ставок, базы налогообложения, а так же видов налогов и их количество, является основными рычагами налоговой политики. Основной задачей налоговой политики является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами одной из функций, как фискальной.

Все назначения и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя функции:

1. Фискальную — главную. Состоит она в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда.

2. Экономическую — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.

Бюджетная политика - это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства.

Более простыми словами можно сказать, что бюджетная политика – это целенаправленные действия Правительства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Он влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. В Российской Федерации для составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета существует специальный бюджетный процесс.


Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1. Государственный бюджет [8] – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований. Наиболее простым языком можно сказать, что это годовой план государственных расходов и источников их покрытия;

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Основными функциями, которые выполняет государственный бюджет, являются:

- определение экономической политики государства;

- контроль и ограничение действий Правительства;

- осуществление регулирование денежных потоков внутри государства.

К определению понятия «денежно-кредитная политика» применяют разные подходы, но основным понятием денежно-кредитной политики является совокупность мероприятий направленных на повышение благосостояния населения. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики[9] есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Основными целями денежно-кредитной политики являются:

- сдерживание инфляции;

- обеспечение устойчивости платежного баланса;

- смягчение циклических колебаний в экономике;

- обеспечение полной занятости.

Ценовая политика государства выражается в своей стратегии и тактики государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства. В основу ценовой политики входят практические действия федерального центра, органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на установление и регулирование цен в национальной политики, а так же сфере услуг. Основная задача ценовой политики является осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования, в связи с тем, что рост цен на товары и услуги монополий, приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.


Таможенная политика – это осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета [10]. Другими словами таможенная политика представляет собой часть внешнеторговой деятельности государства, которая регламентирует объем. Структуру и условия экспорта и импорта товаров. Наиболее проявляемая форма таможенной политики является таможенный протекционизм.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг [11].

Таким образом, на мой взгляд, под управлением государственным долгом понимается совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований и контролю за их целевым и эффективным использованием.

Подводя итог по содержанию, мной хотелось бы отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно бороться с любыми поставленными перед государством задачами, которые бы не постигли экономику государства. Важно, что лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения страны.

Глава II. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе

2.1. Особенности разработки финансовой политики в РФ

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Государственная финансовая политика — понятие многоплановое. И если рассматривать ее в целом, то сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.


Разработка финансовой политики, основное направление которой, это улучшение структуры используемых финансовых ресурсов, предполагает ускорение оборачиваемости оборотных средств и оптимизацию состава внеоборотных средств. В разработке финансовой политики принимают участие такие ветви власти как законодательная и исполнительная. В современной России, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который в ежегодных посланиях [12] (в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу (3 года). Правительство Российской Федерации[1] обязано действовать в рамках этого послания с основной задачей, реализовать основные направления развития экономики и обеспечить социальную стабильность в обществе. Правительство РФ, как одна из ветвей власти, разрабатывает проекты нормативно-правовых документов, необходимых для выполнения поставленных перед ним задач по реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу[2] для рассмотрения при последующем принятия их к действиям. Если Госдума не принимает нормативно-правовой документ или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание нормативно-правового документа, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему нормативно-правового документа, либо уйти в отставку. Однако, опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы в современной России свидетельствует о том, что находятся два федерального органа управления в постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Российской Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Российской Федерации в финансовой политике незначительны. Функции органов власти субъектов Российской Федерации ограничиваются местным бюджетом и местными налогами. Главы субъектов Российской Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.


Финансовая политика [13] – это сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.

2.2. Особенности проведения финансовой политики в РФ

2.2.1. Налоговая политика

Налоговая политика страны находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы страны, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Если рассматривать интересы государства, то в частности его интересы базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в государственный бюджет объема доходов, который является достаточным для выполнения принятых государством обязанностей. Однако, нужно иметь ввиду, что налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов граждан страны, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы [14].

Обобщая все выше сказанное, можно сделать промежуточный вывод, что налоговая политика в Российской Федерации является только частью стратегии развития государства. Она не может существовать без планов развития других направлений социально-экономической политики в стране. Все направления в Российской Федерации объединили в едино Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

На своевременном этапе налоговая политика в стране развивается в таких направлениях как:

- определен перечень налогов;

- устраняются неточности в формулировках, причесываются порядок расчета существующих налогов;