Файл: Финансовая политика и ее реализация в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика является одной из основной составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом Российской Федерации, но приоритет в ее разработке принадлежит не исполнительной власти, а именно Президенту Российской Федерации, и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации. В последнее время основные направления экономики определяются посланиями Президента Российской Федерации на планируемый год и перспективу(3 года).

Однако финансовая политика как часть экономической политики страны представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов финансовой власти страны, направленные на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределения и экономическое использование для того, чтобы возможно было осуществить государству его функции. При рассмотрении уровня разных стран, можно сделать вывод, что главными стратегическими целями финансовой политики страны являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения в стране.

Так же от эффективности проведения финансовой политики зависит темп спада или роста промышленного производства, уровень безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.

Без сомнения можно сказать, что только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт, который наблюдается временем, показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономики. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Целью данной работы является, в первую очередь, раскрытие сущности финансовой политики, её значения для государства, а так же анализ прогнозов.


Глава I . Финансовая политика государства

1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики

Успешное функционирование и развитие экономики любой страны во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществления указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Для наглядности рассмотрения финансовой политики страны, в-первую очередь дадим определения финансовой системе.

Финансовая система [1] – совокупность сфер, звеньев финансовой системы, посредством которых в рамках той или иной социально-экономической формации осуществляется образование и использование фондов денежных средств.

Финансовая система включает в себя:

1. Государственный бюджет;

2. Местные бюджеты;

3. Внебюджетные фонды;

4. Финансы государственных предприятий.

Финансовая система управления финансами базируется на финансовой политике страны.

Для наиболее наглядного раскрытия теоретических аспектов финансовой политики страны, дадим определение финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [7, стр.6]. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Таким образом, финансовая политика является составной частью экономической политики страны. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Однако финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности страны. Она имеет свое конкретное содержание, а так же цели, задачи, формы и методы регулирования.


Основной и можно считать главной задачей финансовой политики является предотвращение социальной напряженности в обществе.

Содержание финансовой политики включает в себя:

- разработку основных направлений финансовой политики, целей и главных задач;

- формирование финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью страны и других субъектов экономики.

В ходе изучения мною специальной литературы по теме курсовой работы, можно выделить главные задачи финансовой политики страны [3]:

- обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществленных государством;

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- достижение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- формирование доходов, обеспечивающих благоприятное воспроизводство населения.

- создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Важной, по моему мнению, составной частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений [4].

Финансовый механизм это особенно динамичная часть финансовой политики. Изменения его происходят из –за решений тактических задач страны.

К элементам финансового механизма относятся:

- финансовое законодательство;

- организационные формы финансовых отношений;

- порядок формирования и использования публичных денежных фондов;

- финансовое прогнозирование и планирование;

- управление финансами.

Финансовая политика, в зависимости от длительности периода и характера ее задач, подразделяется:

- на финансовую тактику;

- на финансовую стратегию.

Тактика и стратегия финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет очень важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории нашей страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.


Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие экономических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.

​​​​​​​1.2. Механизм реализации финансовой политики

Рассматривая, поставленные перед финансовой политикой задачи, ее можно разделить на три вида:

- политика экономического роста;

- политика стабилизации;

- политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста - это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости [5]. Данная стимулирующая финансовой политики включает в себя:

• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации, или раскрывая вышесказанное более понятным языком, политика стабилизации это не что иное, как использование экономической политики страны ограничителем колебаний.

Политика ограничения деловой активности, или можно сказать одним словом сдерживающая политика, напротив, направлена на уменьшение реального объема валового национального дохода по сравнению с его потенциальным уровнем.

Финансовая политика включает в себя:

1. Выработку научно - обоснованных теорий развития финансов.

2. Определение первоочередных направлений использования финансов на перспективу и текущий период (механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов).

3. Разработку и осуществление однозначных мероприятий, практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что самое прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако этот механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

На основании вышеуказанного можно прийти к выводу, что приоритетной задачей финансовой политики, прежде всего, формирование максимального объема финансовых ресурсов, так как они основа любых преобразований в стране.


1.3. Типы финансовой политики

На протяжении всей истории развития финансовой политики, выделяют следующие типы последней:

- классическая;

- регулирующая;

- неоконсервативная;

- планово- директивная.

Рассмотрим каждый тип финансовой политики подробнее.

Классическая финансовая политика была основана на трудах А. Смита и Д. Рикарда. Главной ее задачей считается невмешательство государства в хозяйственную деятельность. Следствием основного направления классической финансовой политики считалось ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. Управление финансами должно сосредотачиваться в одном руководящем органе – министерстве финансов.

Вопрос об изменении подходов к финансовой политике перед страной еще в XIX в. Наиболее остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов XX века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике.

Разработкой регулирующей финансовой политики занимался английский ученый экономист Дж. Кейнс. В основу была положена его экономическая теория. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. В особенности это касалось вопроса управления циклическим развитием экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

В 70-х годах прошлого столетия в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Представители этого направления предлагали ограничить государственное вмешательство и изменить его методы. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово — директивная финансовую политику предложили В.И. Ленин и М.И. Бухарин. Она применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Целью плано-директивной финансовой политики являлась обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.