Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Понятие и сущность налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

История налогов начинается глубоко в древности. И этому есть документальные подтверждения, которые обнаруживаются примерно 2500 лет назад, в Египте. В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась так велика, что породила множество разных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону, наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов. Первый - кто должен платить налоги? Второй - с чего их следует взимать?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же. Платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это была их обязанность. Своими деньгами они были должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно, после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Однако к современному пониманию механизма налогообложения люди пришли не сразу. Вначале была идея дара, т.е. гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов.

3

Затем ее сменила идея смиреной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации.

Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству деньгами. Четвертой ступенью восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой была теория о долге гражданина перед государством.

4

Шестой уровень развития идеи налогообложения была убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового

прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.


Что касается второго вопроса – с чего следует взимать налоги, то ответ на него люди искали особенно долго. Человечество, пыталось определить способы взимания налогов, а вернее, ту базу, из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий.

Родившись из натуральных сборов, налоги получили широкое распространение после введения денежной системы. При этом особенно докучающим людям способом налогообложения были целевые налоги. В их основе лежала весьма нехитрая идея: "Есть определенная государственная нужда? Введем для покрытия связанных с ней расходов новый налог".

Неизмеримое налоговое бремя постоянно вызывало раздражение граждан самых разных стран и вело к восстаниям (историки только в Европе насчитывают более 80 "налоговых бунтов").

Эти события, в конце концов, заставили государственных деятелей и ученых задуматься, как сделать налоговые системы более разумными, простыми и естественно менее раздражающими налогоплательщиков.

В итоге главным источником государственных доходов стали налоги на доходы граждан и организаций.

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.

5

Это не удивительно, поскольку любые новшества в налоговой сфере всегда встречают сопротивление налогоплательщиков, объявляющих новый налог неразумным или несправедливым. Они ведь в чем-то они правы, так как идеальных налогов не существует. Поэтому и по сей день налоговое творчество не прекращается во всех странах мира.

Ученые-экономисты и сотрудники налоговых служб пытаются найти такое устройство налоговой системы, которое позволяло бы, с одной стороны, собрать в бюджет суммы, достаточные для финансирования деятельности государства, а с другой - не подавляло бы экономической активности в стране.

Крайний взгляд здесь представляет теория, разработанная в XIX в. американским экономистом Г.Джорджем. Он считал, что для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю (ведь земля не может "убыть" и ее от налогообложения не скроешь). Самое интересное, что за столетие, прошедшее с момента рождения этой теории, было собрано немало доказательств ее разумности, и все же ни одна страна не решилась принять ее на вооружение полностью.


Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, и, наверное, он будет бесконечен, т.к. налоги должны приноравливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к стадии экономического развития, на которой эта страна находится.

О термине «Налог» слышат многие, но не все знают подробности о нем. В этой теме попытаемся раскрыть, что же такое налог и раскрыть его подробности.

Данная тема очень актуальна, т.к. это касается каждой семьи и каждого взрослого человека. Поэтому нужно иметь широкое представление о налоге и знать его подробности.

Цель работы состоит в рассмотрении сущности налога и его экономического значения.

6

Задачи курсовой работы:

- Раскрыть понятие и сущность налога

- Рассмотреть функции, уровни и виды налогов

- Рассмотреть порядок исчисления налогов с физических лиц

- Раскрыть роль налогообложения физических лиц в экономике РФ

- Раскрыть роль налогов физических лиц в бюджете РФ

- Описать проблемы налогообложения и способы их устранения

Предмет курсовой работы – узнать, что же такое экономический налог с физических лиц и проанализировать его.

Методологическую основу исследования составили системный, экономический и статистический анализы.

Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы.

7

1. Понятие и сущность налогов

1.1. Понятие налога.

Определим, что же такое налог.

Налог – это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается принудительно органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц. В широком смысле к налогам относятся также сборы и пошлины, обязательные платежи фирм и домохозяйств государству, за предоставление прав, разрешений и других юридически значимых действий. К примеру: таможенные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и пр. Налог взимается с физических лиц и организаций для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сущность налога - это денежные взносы граждан, которые необходимы для содержания публичной власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.


Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов - зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Налоги появились одновременно с возникновением государства и являются главным источником государственных доходов.

8

1.2. Функции, уровни и виды налогов.

Определить суть налогов и сборов будет намного легче, если изучить основные функции, которые они выполняют.

Прямые функции:

1.Фискальная - это означает, что налоги являются основным инструментом, при помощи которого происходит формирование государственных финансовых ресурсов. Речь идет о внебюджетных и бюджетных фондах.

2.Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системы. С помощью налогов государство может регулировать темпы экономического роста. Уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей регионов, отдельных п/п. Таким образом, налог выполняет функцию встроенного регулятора.

Косвенные функции:

1.Перераспределительная - при помощи налога распределяет и пререраспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

2.Контрольня - при помощи налогов осуществляется контроль над деятельностью предприятий, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

3.Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций, решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

4.Социальная – за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

Уровни налогов. В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, которая включает федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы. В РФ все налоги делятся на три уровня:

9

1.Федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доход от капитала, подоходный налог, взносы в государственные социальные фонды, госпошлина, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы, налог на доход от углеводородов, сборы за пользование объектами живого мира и водными ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.


2.Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог не недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

3.Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Специальные налоговые режимы:

1.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

2.Упрощенная система налогообложения.

3.Система налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности.

4.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Разные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, более того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

1.Виды налогов по объекту:

- прямые, взимаются с физических и юридических лиц, а также их доходов (налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог)

- косвенные, облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (НДС, акцизы, импортные пошлины, налог с продаж)

10

2.Виды налогов по субъекту:

- центральные

- местные

В России существует трехуровневая система:

- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет

- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации

- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти

3.Виды налогов по принципу целевого использования:

- маркированные, это увязка налога с определенным направлением расходования средств. Это налог, который имеет целевой характер и соответствующие поступления. Он ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, не используется.

- немаркированные, все остальные налоги. Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики. Они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

4.Виды налогов по характеру налогообложения:

- пропорциональные, (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода)

- прогрессивные, (доля налога в доходе, с ростом дохода увеличивается). Как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход, тем большую часть необходимо отдать государству.

- регрессивные, (доля налога в доходе, с ростом дохода падает). Означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.