Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность налоговой системы государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В условиях рыночных отношений одним из важнейших факторов, определяющих и регулирующих финансово-экономические отношения предприятий и организаций с государством и органами его власти, является налоговая система государства. Налоговая система должна обеспечить государство необходимыми финансовыми ресурсами для решения важнейших финансово-экономических и социальных задач, а также целей перспективного развития и обеспечения конкурентоспособности на длительную перспективу.

Система налогообложения является наиболее значимым рычаг регулирования государством социального и экономического развития, стратегии инвестиционной деятельности, внешнеэкономической политики, количественных и качественных изменений в производственной деятельности и торговле, а также для ускоренного развития приоритетных отраслей и сфер экономики. предприятия

С помощью налоговой системы, применяемых льгот и финансовых санкций, которые являются составной частью системы налогообложения, государство оказывает влияние на финансово-экономическое состояние предприятий. Целью данного воздействия является стремление создать равные условия для всех участников общественного воспроизводства. При этом, методы налогового регулирования финансовых и экономических отношений, в сочетании с другими экономическими рычагами, помогают сформировать необходимые условия для создания и функционирования единого комплекса народного хозяйства, который способствует развитию рыночных отношений, а также создает условия для исполнения государством социальных обязательств.

При формировании и использовании государством налоговой системы происходит изъятие у физических и юридических лиц части их доходов в свою пользу, для формирования государственного бюджета. Осуществление фискальной функции налогов, которая связана с наполнением доходной части всех уровней и звеньев бюджетной системы, позволяет обеспечить перераспределение национального дохода и формирует необходимые предпосылки для эффективного исполнения государством своих обязательств перед обществом.

Актуальность выбранной0 темы курсовой работы определяется тем, что ключевым условием для стабилизации и развития финансовой системы государства, является обеспечение устойчивого сбора налогов и поддержание налоговой дисциплины плательщиков налогов.


Целью курсовой работы является0 изучение и анализ существующих и перспективных прямых налогов, их функции, роль и место в 0налоговой системе РФ.

Поставленная в курсовой работе цель, определяет структуру работы.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система государства, в частности существующие прямые налоги.

Предмет исследования – это направления совершенствования системы прямого налогообложения в государстве.

Основные методы исследования: сравнение, анализ, группировка.

Теоретико-методологической основой исследования являются книги, статьи и монографии таких авторов как Алиев Х.Б., Захарьин В.Р., Князев В.Г., Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Для достижения поставленной цели первая глава работы посвящена влиянию, роли и месту прямых налогов в налоговой системе государства. Она раскрывает такие понятия как сущность прямых налогов и описывает действующую налоговую систему. В то же время, рассматривается вопрос о истории возникновения традиционной системы налогообложения и особенностях налоговых систем разных стран мира. Особое внимание уделяется теориям налогообложения наиболее известных ученых.

Во второй главе подробно изложены порядок исчисления и уплаты одного из прямых налогов на примере предприятия.

Третья глава, заключительная, описывает все недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы прямых налогов в РФ.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА РФ

Понятие и сущность налоговой системы государства. Функции налогов

Налоговая система представляет собой наиболее значимым рычаг регулирования государством социального и экономического развития, стратегии инвестиционной деятельности, внешнеэкономической политики, количественных и качественных изменений в производственной деятельности и торговле, а также для ускоренного развития приоритетных отраслей и сфер экономики. предприятия


Государство активно применяет и использует налоговую систему в качестве определенного рычага влияния на негативные тенденции развития экономики. Особенно это заметно в условиях финансово-экономических и политических санкций со стороны западных стран. Так, с 2019 года изменяется ставка налога на прибыль с 18 до 20%, вводится налог на самозанятых в некоторых регионах Российской Федерации. Это должно способствовать увеличению бюджета и , как следствие, перераспределению государственных расходов между секторами экономики.

Таким образом, налоги и вся0 налоговая система государства, представляют собой мощный инструмент управления экономикой и социальной сферой. От того, насколько эффективно и целесообразно организована система налогообложения, во многом зависит качественное функционирование всей экономики государства, политическая устойчивость и степень его конкурентоспособности в мировом хозяйстве[1]. предприятия

В настоящее время налоговая система Российской Федерации построена на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории государства. К таким принципам относятся:

  1. однократность обложения - один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период времени;
  2. единый порядок введения и отмены налогов, их ставок и налоговых льгот;
  3. единая классификация налогов;
  4. четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня[2]. предприятия

Принятая законодательством система налогообложения представляет собой практический способ перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков (физических и юридических лиц). Таким образом, существующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций и роли налоговой системы в развитии государства на долгосрочную перспективу.

Первое место следует отдать регулирующей функции налогов, без которой в экономике нельзя обойтись по причине необходимости государственного воздействия на те или иные сегменты экономики. Рыночная экономика в развитых странах является регулируемой экономикой. В современном мире представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, которая не регулируется государством достаточно сложно, т.к. государство должно решать не только экономические, но и социальные задачи. Особенностью российского государства, также являются высокие инфраструктурные и оборонные расходы, которые являются наиболее затратными для бюджета страны. предприятия


При этом, государственное0 регулирование осуществляется в двух направлениях:

- регулирование 0рыночных, товарно-денежных отношений. Данное регулирование заключается в разработке законов, нормативных актов, которые определяют взаимоотношение действующих предприятияна рынке хозяйствующих субъектов, к которым, прежде всего, можно отнести предпринимателей, работодателей и наемных рабочих, а также органы государственной власти. К подобным регуляторам относятся законы, постановления, 0 инструкции государственных органов, регулирующие взаимодействие и взаимоотношения товаропроизводителей, сферы услуг и потребителей, банковских структур, фондовых и товарных бирж, и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; предприятия

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении[3].

Следовательно, развитие экономики государства регулируется финансовыми и экономическими методами, то есть путем использования отработанной системы налогообложения, регулирования ставок ссудного капитала и процентных ставок по депозитам, распределения из бюджетов различных уровней инвестиций, капитальных вложений и трансфертов, использование системы государственных закупок и осуществления стратегических программ развития и т.д. Поэтому, основное место в этом комплексе многосторонних экономических отношений занимают налоги и налоговая система. предприятия предприятия предприятия предприятия

Также выделяют стимулирующую функцию налогов. Используя налоги, льготы или санкции по отношению к хозяйствующим субъектам, государство стимулирует научно-технический прогресс, рост количества рабочих мест, инвестиции и капитальные вложения в развитие экономики и производства и т.д. Ускорение научно-технического прогресса с помощью налоговой системы проявляется в том, что размер прибыли, которая направлена на модернизацию оборудования, реконструкцию, расширение производства товаров и реализации услуг, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Данная льгота оказывает существенное стимулирующее воздействие на модернизацию оборудования. Предприятия


Третьей функцией налогов является распределительная или перераспределительная. С помощью налогов в государственном бюджете формируются централизованные фонды, которые затем распределяются на решение народнохозяйственных задач, как производственного, так и социального характера, финансирование инфраструктурных и межотраслевых проектов, целевых программ – оборонных, научно-технических, экономических, а также социальных[4].

При помощи налоговой системы государство перераспределяет часть ресурсов, полученных от физических и юридических лиц, используя их на формирование и развитие производственной и социальной структуры государства, на инвестиционную деятельность, в капиталоемкие и фондоемкие отрасли народного хозяйства, такие как железные и автомобильные дороги, нефтегазовые отрасли, электростанции, атомные станции и др. В последние пять лет, особенно после введения санкций со стороны западных стран, значительные средства из государственного бюджета направляются на развитие отечественного сельскохозяйственного производства, кризисное состояние которого (особенно в 90-е и начало 2000-х годов) создает угрозу национальной продуктовой и продовольственной безопасности. предприятия[5]

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальною направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите[6]. предприятия

Еще одной функцией налогов является фискальная. Происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов, обороны и безопасности государства, а также той части непроизводственной сферы деятельности общества, которая не имеет собственных источников формирования доходов (учреждения культуры, такие как библиотеки, архивы и пр.), либо получаемые доходы недостаточны для обеспечения необходимого для эффективного функционирования и уровня развития, такие как фундаментальная наука, театры, музеи, образовательные и медицинские учреждения и т.п.

Применяемое разделение функций налоговой системы имеет непостоянный характер. Функции налогов взаимосвязаны, они переплетаются и реализуются одновременно, в зависимости от сферы и места применения. Налоговой системе присуща одновременно подвижность и стабильность. Стабильная система налогообложения позволяет увереннее чувствовать себя предпринимателям, которые могут заранее и достаточно точно определить экономический эффект от осуществления того или иного предпринимательского проекта, реализованной сделки, финансовой операции или бизнес-плана. предприятия