Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Понятие и сущность налоговой системы государства).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА РФ
Понятие и сущность налоговой системы государства. Функции налогов
История развития налоговой системы и прямых налогов
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Риятиредппредприятия
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Среди основных недостатков действующей системы налогообложения в Российской Федерации следует выделить следующие:
Хроническое недопоступление налогов в бюджетную систему на протяжении 1990-х гг. резко ограничивало возможности финансирования необходимых функций государства. Недостаточные доходы и дефицитность бюджета привели к разрастанию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, к невозможности дальнейшего его обслуживания из-за быстрого нарастания соответствующих расходов, которые в отдельные годы превысили величину налоговых доходов бюджета. Высокие платежи по обслуживанию внешнего долга обуславливают необходимость реструктуризации внешнего долга.
1. Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и, в меньшей степени, трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Заложенная в Бюджетном кодексе норма о распределении налоговых доходов между центром и регионами 50% на 50% не соблюдается, из года в год регионы получают все меньшую долю доходов. Необходима дальнейшая реформа бюджетного федерализма: более четкое разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами власти, закрепление доходов за каждым уровнем бюджетной системы3. Помимо ущерба для социально-экономического развития регионов такое положение дел оказывает крайне негативное влияние и на политическую ситуацию в России - провоцируются различные проявления налогового сепаратизма, фактом общественного сознания стала деструктивная идея, что якобы существуют регионы-“доноры” и регионы-“реципиенты”, хотя плательщиками федеральных налогов являются вовсе не субъекты Федерации, а граждане и предприятия.
2. На развитие российской экономики, особенно производственного сектора, налоговая система оказывает подавляющее0 воздействие. Несмотря на отмену налогов с выручки от реализации продукции, снижение ставки налога на прибыль предприятий до 30%, сохранились высокие ставки налогов с фонда оплаты труда, на добавленную стоимость и др.
3. В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения0льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов отдельным предприятиям и организациям. Это искажает мотивацию хозяйственных руководителей, ориентирует0их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление «особых» отношений с органами власти. Во-вторых, нынешняя система льгот способствует развитию теневой и откровенно криминальной экономики - создает основу для коррупции, позволяет льготникам, в свою очередь, оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок и т.д.
4. Еще одним фактором, способствующим развитию теневой экономики, является построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1,5 - 2% налогоплательщиков в год. Такая низкая0 вероятность попасть под проверку, в сочетании с весьма умеренными санкциями за выявленные нарушения, прямо провоцирует граждан и предприятия искажать отчетность, скрывая доходы. Результаты проверок устойчиво показывают, что число выявленных нарушений превышает число проверяемых предприятий. Таким образом, налоговые нарушения имеются повсюду и стали уже не нарушением нормы, а нормой экономического поведения. Между тем, капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев, крайне сложно вернуться в производственную сферу - инвестиции стали настолько необычным явлением, что несомненно привлекут внимание налоговых органов к источнику средств.
5. В налоговой системе России недостаточна роль налогов с физических лиц. Если устранение прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой ставки подоходного налога 13% увеличило поступления в бюджет по некоторым оценкам более чем на 0,5% ВВП, то налогообложение всего недвижимого имущества граждан – от квартир до коттеджей во многом позволит восполнить выпадающие доходы бюджетов всех уровней[17].
Согласно имеющимся оценкам, в ФРГ укрывается от налогообложения0 до 25% доходов. Однако эта страна имеет развитую правовую систему, мощную и обладающую опытом многих десятилетий налоговую службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию.
В России, где все это отсутствует, невозможно достоверно оценить те, средства, которые выталкиваются налоговой системой из производительного оборота и даже вообще из страны. 0
Исходя их вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что наличие всех этих проблем позволяет говорить, как о кризисе российской налоговой системы, так и о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов, препятствующих социально-экономическому развитию. Реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.
Заключение
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.
Прямые налоги - налоги, которые0непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги0прямо0пропорциональны0платежеспособности.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц и налог0 на прибыль организаций; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные0 взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они0взимаются с конкретного физического лица.
Для начала0 анализа следует отметить, что в Российской Федерации преобладает все-таки косвенное налогообложение. При этом, доля прямых налогов на 2016 год утвержденного бюджета составила чуть менее 40% от налоговых доходов страны. В 2017 году доля прямых налогов в налоговых доходах федерального0 бюджета по планируемым показателям и исполненным осталась неизменной, и составила 40%.
Рост налога на прибыль организаций можно охарактеризовать многими причинами, это внесение серьезных поправок в Налоговый кодекс, в частности касаемых ставок налога на прибыль организаций, который подлежит зачислению в бюджеты страны.
Привязка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти к цене на нефть на мировых рынках является одной из причин роста данного0налога.
В настоящее время в0 налоговой системе Российской Федерации механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что0 неизбежно приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Это проявляется в том, что для современной налоговой системы характерно много проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность, что в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству0доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета.
В 2019–2020 годах прогнозируется сохранение сравнительно высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное» давление на экономику.
В программе социально-экономического развития Росси на среднесрочную перспективу предполагается в части совершенствования налога на прибыль изменить порядок отнесения на расходы в целях налога на прибыль расходов на осуществление НИОКР, с целью стимулирования инновационной активности. А также изменение порядка переноса убытков на будущее, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий – резидентов особых экономических зон, а в дальнейшем – рассмотрен вопрос об изменении этого порядка в отношении всех налогоплательщиков.
В настоящее время в ФНС России разработаны типовые, функциональные структуры, позволяющие оптимально организовать работу, ввести в работу принцип более четкой специализации, избежать дублирования функций разными структурными подразделениями, уйти от налогового администрирования по отдельным видам налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О федеральном бюджете на 2016 год»
- Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2016. – 416 с.
- Авдеев В.Д. Налог на прибыль: судебная практика. Комментарии. Рекомендации. Риски и возможности. М., 2014. С. 752.
- Геворкян Л.С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2017.- 560 с.
- Евстратова Л.М. Налог на прибыль и его роль в развитии государства. М., 2015. С. 224.
- Захарьин В.Р. Налог на прибыль. Сложные вопросы определения налоговой базы и уплаты налога. М., 2016. – 315 с.
- Качур О.В. Налоги и налогообложение. М., 2015. – 320 с.
- Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2014.-191с.
- Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2015. – 240 с.
- Международное налогообложение: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 375с.
- Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2014.- 360 с.
- Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 2016. – 496 с.
- Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2016.- 512 с.
- Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2015.- 383 с.
- Стародубцева И.В. Налог на прибыль. Сложные моменты. М., 2016. – 256 с.
- Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2014. – 344 с.
- Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М., 2016. – 544 с.
- Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2016.- №5.- С. 7.
- Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2014-2015 годах // Финансы.- 2016.- № 9.- С. 8-10.
- Зевакин М.Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2016.- № 22.- С. 30-33.
- Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2017.- № 2.- С. 28-33.
- Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2016.- № 4.-237 с.
- Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2016.- №34/П.- С. 3.
- Журнал «Расчет» № 2/2017 «Налог на прибыль: эффект от снижения» Наталья Дубцова.
- Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru
- www.minfin.ru
-
Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2015.- 383 с. ↑
-
Зевакин М.Ю. Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2016.- № 22.- С. 30-33. ↑
-
Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2016.- 512 с. ↑
-
Евстратова Л.М. Налог на прибыль и его роль в развитии государства. М., 2015. С. 224. ↑
-
Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2017.- № 2.- С. 28-33. ↑
-
Геворкян Л.С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2017.- 560 с. ↑
-
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2016. – 416 с. ↑
-
Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2016. – 416 с. ↑
-
Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2015. – 240 с. ↑
-
Стародубцева И.В. Налог на прибыль. Сложные моменты. М., 2016. – 256 с. ↑
-
Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М., 2016. – 544 с. ↑
-
Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 2016. – 496 с.
-
Авдеев В.Д. Налог на прибыль: судебная практика. Комментарии. Рекомендации. Риски и возможности. М., 2014. С. 752. ↑
-
Качур О.В. Налоги и налогообложение. М., 2015. – 320 с. ↑
-
Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2014. – 344 с. ↑
-
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2014.- 360 с. ↑