Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Институт нотариата – защитник конституционных прав и законных интересов граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

На современном этапе формирования гражданского общества нотариат является одним из ведущих институтов, приобретающих важное значение в механизме защиты прав, свобод и законных интересов субъектов частных и публичных правоотношений. В свою очередь гармоничное развитие самого гражданского общества невозможно без эффективного, своевременного, адекватного практического воздействия на него, в т. ч. и со стороны нотариата. Именно юридическая практика позволяет выявлять потребности общества, ставить новые цели, определять современные возможности и реализовывать их, прогнозировать предполагаемые изменения, обозначать тенденции и перспективы дальнейшего развития правоотношений. Органы нотариата, вовлеченные в механизм правового регулирования, не просто выступают правоприменительными субъектами, но и сами воздействуют на развитие правовой системы общества, в т. ч. путем формирования нотариальной практики.

Цель курсовой работы – проанализировать контроль за профессиональной деятельностью нотариусов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть институт нотариата как защитник конституционных прав и законных интересов граждан;

- исследовать механизм реализации конституционно-правовых принципов при оказании нотариальных услуг;

- изучить проблемы законодательного регулирования правил совершения нотариальных действий в РФ.

Нотариат в системе конституционных прав реализуется.

пирамида Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Нотариат в системе конституционных прав реализует

Основная часть

Глава 1. Теоретические аспекты нотариальной деятельности


1.1. Институт нотариата – защитник конституционных прав и законных интересов граждан

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 [2] защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

«Четкое государственное регулирование и контроль за деятельностью нотариусов, адвокатов и их объединений - это одна из гарантий обеспечения конституционных прав граждан, обязательное условие создания демократического правового государства» [6, с. 55]. Реализация государственной политики в этой области возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 [4], территориальные органы Минюста России осуществляют ряд полномочий в сфере нотариата:

- в установленном порядке открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

- осуществляют в установленном порядке контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

- выдают лицензии на право нотариальной деятельности;

- ведут реестры выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

- направляют сведения, подтверждающие назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законом срок.

Часть полномочий территориальные органы осуществляют совместно с нотариальными палатами субъектов:

- осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил нотариального делопроизводства;

- объявляют конкурс и образуют конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса;

- организуют прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

- принимают решение о наделении нотариусов, занимающихся частной практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы;


- наделяют полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

- образуют квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

- принимают решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

- в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

- в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

- учреждают и ликвидируют должности нотариусов в субъекте Российской Федерации.

Фундаментальное реформирование отношений собственности и иных имущественных

отношений явилось объективным фактором современного повышения роли и значимости института нотариата в российском обществе.

В России установлено 8 тысяч (8 040) должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и 20 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Фактически нотариальную деятельность осуществляют 7 911 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 16 нотариусов государственных нотариальных контор.

В Сибирском федеральном округе фактически нотариальную деятельность осуществляют 988 нотариусов, занимающихся частной практикой (12% от общероссийского количества) и 9 государственных нотариусов (56% от общероссийского количества). На территории Сибирского федерального округа установлено 367 нотариальных округов. Наибольшее количество нотариальных округов - в Алтайском (63) и Красноярском краях (53).

Как правило, должности нотариусов занимают женщины. В целом по России их количество составляет 6 686 человек (83% от общероссийского количества нотариусов), в Сибирском федеральном округе - 862 женщины-нотариуса (87% от общего количества нотариусов в округе).

Основная масса нотариусов Сибирского федерального округа - 381 нотариус (37%) -имеет стаж работы нотариусом от 20 до 30 лет, 92 нотариуса (9%) - от 30 лет и более.

В 2014 г. территориальными органами Минюста России в Сибирском федеральном округе продолжена работа по выдаче лицензий на право нотариальной деятельности (110 выданных лицензий), по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов (проведен 31 конкурс), проведению квалификационных экзаменов для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (18).

В порядке реализации полномочий по контролю за нотариальной деятельностью, в соответствии с утвержденными планами работ, территориальными органами осуществляются проверки деятельности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также проверки соблюдения правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой.


В 2014 г. территориальными органами проведено 410 проверок, что составляет 40% от числа действующих нотариусов. Основная часть проверок проведена с участием представителей территориальных органов Минюста (266, 65%). Наибольшее количество проверок отмечается в Алтайском крае (72), Иркутской (67), Омской (58) и Новосибирской областях (47). По итогам проверок наиболее часто встречающимися являются замечания по составлению номенклатуры дел, формированию и оформлению наследственных дел, ведению и заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, соблюдению форм нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей.

Важным средством укрепления законности и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением является рассмотрение обращений граждан. В 2014 г. на работу нотариусов, занимающихся частной практикой, в территориальные управления жаловались 84 раза, на действия государственных нотариусов поступило 7 жалоб.

По результатам рассмотрения территориальными органами жалоб на действия частнопрактикующих нотариусов все признаны необоснованными (100%). По результатам рассмотрения 7 жалоб на действия государственных нотариусов 5 (71%) признаны обоснованными.

По-прежнему в большинстве случаев граждане обращаются по вопросам оформления наследственных прав, в том числе по завышенным, на их взгляд, размерам тарифа и взимаемых денежных сумм за предоставление услуг правового и технического характера, отсутствие информированности граждан о предоставлении льгот, предусмотренных налоговым законодательством и порядком их получения.

Поскольку в большинстве жалоб содержатся вопросы, касающиеся профессиональной деятельности нотариусов, они направляются для рассмотрения в нотариальные палаты, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством контроль профессиональной деятельности нотариусов.

Непосредственно в нотариальные палаты Сибирского федерального округа поступило 528 жалоб (практически на каждого второго нотариуса), из которых признаны обоснованными 16 (3,5%).

Гражданами также активно реализуется право на судебное обжалование действий нотариусов. Так, в 2014 г. на отказ в совершении нотариального действия поступило 146 жалоб, наибольшее количество из которых составили жители Кемеровской области (50, или 34%). По результатам рассмотрения поступивших жалоб судами наибольшее их количество удовлетворено - 83 (57%). Совершенные нотариальные действия обжалуются намного реже - 25 случаев в 2014 г., что составляет 0,0005% от общего количества совершенных нотариальных действий (5 274 433), из которых судами удовлетворено 2 (8%).


Следует отметить, что в 2014 г. на действия (отказы и совершенные нотариальные действия) государственных нотариусов жалобы в суды не поступали, меры дисциплинарной ответственности к ним не применялись. К нотариусам, занимающимся частной практикой, меры ответственности применялись 27 раз (1,3% от общего количества нотариусов в округе).

Согласно действующему Профессиональному кодексу нотариусов Российской Федерации, принятому Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18.04.2011 г., решение о применении к нотариусу мер дисциплинарной ответственности принимает только нотариальная палата. До настоящего времени складывается неоднозначная судебная практика: один суд относился к кодексу как к нормативному акту и применял содержащиеся там меры дисциплинарного воздействия, а другой считал, что это ненормативный акт, и не учитывал его при рассмотрении обстоятельств дела.

С 1 января 2015 г. в Основы о нотариате внесены значительные изменения, в том числе расширены полномочия территориальных органов Минюста России и нотариальных палат субъектов в области контроля за нотариусами. Положения Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] предусмотрели также принятие единого для всех нотариусов Кодекса профессиональной этики, который должен являться нормативным актом.

Также указанным Федеральным законом в Основы о нотариате внесены существенные изменения, касающиеся таких вопросов, как установление дополнительных требований для лиц, претендующих на должность нотариуса, порядка взаимодействия с органами местного самоуправления по регистрации и учету совершаемых ими нотариальных действий и контроля за ними в этой области.

Так, в статье 14.1. Основ о нотариате закреплены основания приостановления полномочий нотариуса. Приостановить полномочия нотариуса возможно в судебном порядке в случае, если у нотариуса отсутствует договор страхования гражданской ответственности, заключение нотариуса под стражу или домашний арест, в случае временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке уголовно-процессуального законодательства.

Среди новелл в законодательстве можно также отметить то, что предполагается повысить доказательственную силу нотариального акта, изменить систему нотариального тарифа, в том числе при удостоверении сделок с недвижимостью, а в самой сфере регистрации прав ускорить ее регистрацию и др. С 1 января признана утратившей силу статья 36 Основ. В связи с этим изменением, правом выдачи свидетельств о праве на наследство после смерти наследодателя, умершего после 1 января 2015 г., обладают все нотариусы в пределах нотариального округа. Однако на территории Забайкальского и Красноярского краев ведение нотариусами наследственных дел и после 1.01.2015 г. продолжает осуществляться в прежнем порядке - по алфавитно-территориальному принципу. В обоих субъектах принято решение о преждевременности изменения существующего порядка распределения ведения наследственных дел. В