Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Институт нотариата – защитник конституционных прав и законных интересов граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новые возможности открываются у физических и юридических лиц при передаче документов другим физическим или юридическим лицам, предусмотренные новой редакцией ст. 86 Основ. Таким правом обладает нотариус, который передает заявления и (или) иные документы физических или юридических лиц другим физическим или юридическим лицам. В состав передаваемых документов включается сопроводительное письмо нотариуса. Практика исходила из того, что документы на бумажном носителе могли быть переданы лично под расписку, направлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или переданы с помощью технических средств. Теперь добавлены еще информационно-технологические сети. В последнем случае нотариус, осуществляющий изготовление электронного документа на основании представленного документа на бумажном носителе в порядке, установленном ст. 103(8) настоящих Основ, и формирует пакет

документов, подписанных квалифицированной электронной подписью нотариуса. Удостоверение равнозначности электронного документа на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного документа содержанию на бумажном носителе.

На практике это будет означать, например, возможность в разгар избирательной кампании или момент проведения выборов, направить соответствующий документ, жалобу, протокол избирательной комиссии с итогами голосования на определенном избирательном участке. Такой порядок, на наш взгляд, должен способствовать более оперативному принятию решения по результатам голосования и вызывать у избирательного корпуса дополнительную гарантию и доверие к институтам формирования депутатского корпуса и органов местного самоуправления. Важным является тот момент, что изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которого удостоверена нотариусом. Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе осуществляется нотариусом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью.

Можно говорить об электронных документах физических или юридических лиц, подписанных квалифицированными электронными подписями соответствующих лиц, при котором могут передаваться нотариусом другим физическим или юридическим лицам путем создания пакета документов электронных документов, подписанных нотариусом квалифицированной электронной подписью нотариуса, и передачу его с использованием инфомационно-телекоммуникационных сетей. Дополнительной гарантией должен служит тот факт, что электронные документы принимаются к передаче при условии, что квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходят электронные документы, проверена и принадлежность данной подписи заявителю подтверждена в соответствии с требованиями закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи». По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус выдает свидетельство о направлении документов адресату, в том числе в случае невозможности их передачи с указанием причин невозможности их передачи. В случае получения подтверждения получения адресатом переданных документов, нотариусом оформляется и выдается свидетельство о передаче документов.


Современный тип конституционно-правовых отношений требует определенного подхода и новизны в понимании характера конституционного строя государства, «на вершине которого, - по справедливому замечанию профессора В.Т. Кабышева, - стоит человек, его жизнь, честь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником». В значительной части реализация этого конституционного права возлагается на нотариуса, особенно это касается того момента, когда нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним. По просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, нотариус представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационный орган).

Законодательно закреплено, что если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает свидетельство о государственной регистрации права, а также иные документы, выдаваемые регистрационным органом, и передает их указанным лицам. Документы, необходимые для представления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляются нотариусу лицами, обратившимися за совершением нотариального действия. Важным также является возможность, при которой при подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. В этом случае полномочия нотариуса осуществляются без доверенности. Однако, полагаем, что с учетом нагрузки нотариуса и загруженности нотариальной конторы, часть вопросов такого порядка может быть выполнена работниками нотариальной конторы, на которых нотариусом может быть оформлена доверенность.

Неотъемлемым элементом правового статуса каждого гражданина является его субъективное право быть или стать наследником. Право собственности «относится к числу основных прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»4. Право наследования включает в себя: возможность наследодателя распорядится принадлежащим ему имуществом на случай смерти, а право наследника или наследников воспользоваться правом на его получение и надлежащее оформление. В ст. 35 Конституции РФ заложен механизм реализации конституционных принципов неприкосновенности собственности, свободы договора, юридического равенства собственников. Следует сделать оговорку, смысл которой заключается в таком понятии, как «наследование», где приоритет отдается воле наследодателя, выраженной в завещании. В соответствии с п.1 ст.1158 «Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства» ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (п. 1 ст.1119 ГК РФ), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ).


Так, решением Савеловского районного суда города Москвы от 6 апреля 2012 г. были частично удовлетворены исковые требования гражданина М.В. Кондрачука об определении долей в наследстве, открывшемся после смерти в 2010 г. его родного брата, о признании за ним права на конкретную долю и о включении в наследственную массу спорного имущества. Суд первой инстанции исходил из того, что истец является наследником первой очереди в связи с отказом от наследства в его пользу матери наследодателя, а потому вправе претендовать на соответствующую долю в наследственном имуществе. Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований М.В. Кондрачука, суд апелляционной инстанции, сославшись, в том числе, на п.44 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании». Там говорилось, что отказ от наследства в пользу других лиц (направленный отказ) может быть совершен в пользу лишь тех лиц из числа наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию. Суд пришел к выводу, что отказ матери наследодателя от наследства в пользу истца противоречит ст.1158 ГК РФ, поскольку имеются наследники предшествующей очереди, к которой истец, как родной брат наследодателя, не относится. Нарушение абзацем первым п. 1 ст. 1158 ГК РФ своих прав, гарантированных ст. 19 и 35 Конституции РФ, гражданин М.В. Кондрачук усматривает, что он не позволяет однозначно определить круг лиц, в пользу которых можно совершить отказ от наследства. Тем самым допуская в правоприменительной практике различные подходы к решению этого вопроса и, следовательно, возможность необоснованного исключения некоторых лиц из круга наследников по закону.

Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу по данному вопросу и отметил, что в отношении участников возникших до 29 мая 2012 г. наследственных правоотношений, которые соотносили свои действия с законом в его прежнем официальном толковании. При этом они полагали, что могут предвидеть последствия этих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных ими прав, гарантированных ст.35 (части 2 и 4) Конституции РФ, оказывается нарушенным принцип правовой определенности5. Тем самым подрывается доверие граждан к закону и действиям государства, что, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, недопустимо.

Таким образом, механизм реализации конституционно-правовых принципов при оказании нотариальных услуг представляет собой систему предоставления широкого спектра квалифицированной юридической помощи, направленной на обеспечение поддержания реального доверия граждан к государству и правовому регулированию в целом.


2. Осуществление контроля за профессиональной деятельностью нотариусов

Необходимость контроля обусловлена тем, что в реальной юридической практике появляются новые проблемы, которые должны выявляться с помощью контроля и быстро и эффективно решаться. Важна роль контроля и в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций. Всякий контроль должен выполнять предупредительную функцию. Чем на более ранней стадии будут выявлены отклонения, тем значимее будут его результаты.

Нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле.

Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате2. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят неоднозначный характер, что обусловлено спецификой нотариальной деятельности и нотариальных актов.

Во-первых, контроль за профессиональной деятельностью — это необходимый элемент любой как публично-правовой, так и частноправовой организации.

Во-вторых, специфика контроля в сфере нотариальной деятельности определяется особенностью нотариальных актов. В основном эти акты не имеют ограничений по времени действия. Например, такие акты, как свидетельство о праве на наследство, нотариально удостоверенные договоры, будут действовать до тех пор, пока наследник не пожелает каким-либо образом распорядиться своим имуществом либо пока не будет заключена новая сделка. Допущенные в нотариально удостоверенных документах ошибки могут проявиться через десятки лет, и многие из них практически не устранимы (например, ошибки в тексте завещания, если завещатель уже умер и решается вопрос о подтверждении прав наследников).

Законодательством о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов, в частности контроль за про-

фессиональной деятельностью, судебный, налоговый контроль, а также контроль органов прокуратуры. Контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер3. Следует заметить, что профессиональный контроль носит одновременно предварительный и последующий характер, поскольку целью его являются как поиск уже допущенных ошибок, так и профилактика их в будущем. Что касается судебного, налогового контроля, а также контроля органов прокуратуры, то они обычно носят последующий характер, так как направлены преимущественно на выявление нарушений законодательства с целью применения правовых санкций, установленных законом.


Статья 34 Основ законодательства РФ о нотариате закладывает базу контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. Причем, ч. 2 этой статьи разделяет контроль по субъектному составу. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, наделенный функцией контроля в сфере нотариата, и его территориальные органы, а за нотариусами, занимающимися частной практикой,— нотариальные палаты.

Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Статья 39 Основ законодательства РФ о нотариате не разграничивает порядок совершения нотариальных действий по субъектному составу. Частнопрактикующие нотариусы, так же, как и нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, осуществляют свою деятельность от имени государства. Поскольку государство передало им часть своих полномочий в сфере нотариальной деятельности, оно должно иметь возможность контролировать надлежащее исполнение этих государственных функций частными нотариусами. Однако правом контролировать профессиональную деятельность частнопрактикующих нотариусов пользуются только нотариальные палаты. Государство же в лице территориальных органов юстиции вправе контролировать только профессиональную деятельность государственных нотариусов.

Такое разделение контрольных функций (надзор за деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой) необходимо рассмотреть как с точки зрения соответствия Конституции РФ, так и с точки зрения целесообразности и эффективности. В отношении государственных нотариусов никаких сомнений не возникает. Налицо, хоть и с некоторыми особенностями, взаимоотношения «работник — работодатель». В ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате закреплено, что увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ о труде. На него полностью распространяется и возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Нотариальная палата также наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере нотариальной деятельности, а именно контроля за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов.

Природа взаимоотношений частнопрактикующего нотариуса и нотариальной палаты несколько иная, чем взаимоотношений государственного нотариуса и органа юстиции. Это не трудовые отношения, так как нотариус не является работником нотариальной палаты. Это и не административные отношения, так как отсутствует иерархичность, соподчиненность. Это и не властные отношения. Но иначе и быть не может, так как это противоречило бы гарантиям нотариальной деятельности.