Файл: Процедуры банкротства: виды, общая характеристика (Регулирование трудовых отношений в условиях процедур, применяемых в деле о банкротстве юридического лица).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное и неприспособленное разрушается, умирает, ассимилируется в среду или адаптируется в ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями – рост и развитие.

Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства – в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников – в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой и для предприятия – должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия – должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия – должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.

Проблемами банкротства юридических лиц занимались такие ученые как Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В., Байкина С.Г, Витрянский В.В., Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Кобозева Н.В., Ковалев В.В., Косорукова И.В., Старикова Л.Н., Грекова З.Н., Тихомирова Л.В., Тотьмянина К.М.

Целями курсовой работы являются изучение и анализ вопросов возникающих при применении процедуры банкротства в современных экономических условиях.

Основные задачи:

- рассмотрение общей характеристики несостоятельности (банкротства) юридических лиц;

- проанализировать процедуры, применяемые в деле о банкротстве юридического лица;


- выявить последствия несостоятельности юридического лица.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

1 Общие понятия (несостоятельности) банкротства юридических лиц

1.1 Законодательное регулирование банкротства

В развитии института несостоятельности (банкротства) можно выделить три главных этапа. Первый – «имперский», связан с зарождением цивилизованных правил о несостоятельности, второй – «советский» связан с их ликвидацией. Третий этап «современный», в него входят возрождение и совершенствование законодательного регулирования несостоятельности банкротства в России. Рассмотрим каждый из этапов развития.

Начало цивилизованных норм, имеющих целью регулирование банкротства ученые связывают с экономическими реформами Петра I. В те далекие времена этот этап был необходим, его диктовала жизнь. Развивались торговые отношения и появлялись иностранные участники. Складывающиеся отношения диктуют необходимость наличия четких правил «наказания» недобросовестных должников[1]. Естественно, что еще до эпохи Петра зарождалась «правовая» практика по «наказанию» в сфере несостоятельности. Однако именно при его правлении, с развитием иностранной торговли, эти правовые отношения указывают на целевой характер и назначение - не просто наказать должника, но и вернуть собственность кредиторов.

В начале XIX века вышел в свет первый действующий Устав о банкротах. Это время характеризуется как время бурного развития права в области урегулирования несостоятельности (банкротства). Устав «О торговой несостоятельности», принятый в начале XIX века, действовал до 1917 г. Однако уже тогда напрашивалось его перессмотрение. Законодательство о банкротстве в то время претерпело некоторые изменения.

Многие исследователи отмечают, что институт банкротства перестал существовать с приходом к власти Советов[2]. Однако это не совсем так. До 1922 г. критерии и правовые последствия несостоятельности (банкротства) не были урегулированы. Имперское законодательство о банкротстве было ликвидировано. В стране бушевал кризис, большинство предприятий было на грани банкротства. Вопрос о несостоятельности (банкротстве) для советского права стал особенно актуальным и острым во времена осеннего кризиса 1923 г.


Однако, не смотря на свое бурное вековое развитие, институт несостоятельности (банкротства) впоследствии в советский период государства и права потерял свое значение и был ликвидирован. Новое его рождение олицетворяется со становлением в России основ рыночных отношений в конце ХХ века.

Первая попытка законодательного урегулирования несостоятельности в условиях новых экономических условий это Закон РФ от 19.11.1992 № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Его жизнь продлилась шесть лет. За это время было внесено достаточно поправок, принято множество различных актов. Большая практика, которая на тот момент уже показала множество недостатков действующего законодательства, указывала на необходимость разработки нового закона. Один из наиболее отрицательных моментов названного Закона, отмечавшийся многими учеными, это применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота[3].

Так вышел в свет Федеральный закон № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998г. Его введение кардинально изменило подход к определению критериев несостоятельности юридических лиц, он внес новые процедуры банкротства. Но и этот Закон в результате был признан не отвечающим требованиям как кредиторов, так и должников. Значительное упрощение процедур банкротства привели к тому, что теперь при желании банкротом можно было сделать практически любое предприятие. И конечно быстро нашлись заинтересованные лица, которые активно начали пользоваться этими новшествами. А именно недобросовестные конкуренты и просто желающие обогатиться «вдруг». За 1998 - 2002 гг. банкротами было признано более 140 тыс. юридических лиц, в том числе около 3,9 тыс. государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Уже в 1999 г. возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о банкротстве.

С 2002 года и по сегодняшний день в России действует Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4]. Разумеется и он не совершенен, хотя и принес новые нормы, правила и порядок банкротства. Это можно увидеть по количеству изменений и поправок, которые регулярно в него вносятся.

Новое законодательство о банкротстве рассматривает понятия «банкротство» и «несостоятельность» как синонимы. Но не надо забывать, что изначально понятия «банкротство» и «несостоятельность» означали разные явления. В России в дореволюционный период, согласно законодательства тех лет, также как и законодательство других стран с более совершенной системой правопорядков, банкротство являлось частным случаем несостоятельности, о банкротстве должника говорили, когда причиной несостоятельности являлось совершенное определенными лицами преступление. В какой-то степени можно было говорить о том, что термин «банкротство» отражал уголовно – правовую сторону несостоятельности[5].


Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) закрепил следующее легальное понятие несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей согласно ст.2 Закона о банкротстве. Однако действительное понятие банкротства не охватывается приведенным определением. Основанием для признания должника банкротом является не просто установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, а совокупность ряда условий. При этом указанная неспособность должника устанавливается по отношению не ко всем кредиторам, а лишь к кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, и с учетом не всей суммы задолженности, а исчисленной в соответствии с Законом. Помимо того, что понятие не охватывает категории «несостоятельность» (которую можно определить лишь в результате анализа ряда статей Закона), данное в ст.2 определение противоречит п.3 ст.65 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) [6]. В ней говорится не только о судебном (принудительном), но и о добровольном банкротстве, возможном при наличии желания должника и воли кредиторов. Закон процедуры добровольного банкротства не содержит.

Это не единственное противоречие Закона и норм гражданского законодательства. Из чего можно сделать вывод, что реформирование института банкротства непоследовательно.

Итак, история правового регулирования банкротства (несостоятельности), как и абсолютного большинства иных институтов права, а также история развития понятия банкротства (несостоятельности) связаны с историческими особенностями развития государства и права России. Институт несостоятельности совершил продолжительный как во временном, так и в содержательном отношении путь, включающий не один этап эволюционного развития[7].

Несостоятельность является уникальным феноменом. При его изучении и раскрытии необходимо рассматривать два основных аспекта: исторический и сущностный. Результат рассмотрение первого аспекта - понимание различных подходов к определению данного понятия, второго – выявление социально-экономического содержания и правовой формы несостоятельности (банкротства), в том числе соотношение этих понятий между собой и другими категориями.


Некоторые авторы делают попытки разграничения рассматриваемых терминов в контексте экономического содержания, при этом «развертывается» понятийный ряд: «неплатежеспособность», затем идет «несостоятельность», заканчивает ряд банкротство. Процесс стартует с неплатежеспособности. Если неплатежеспособность становится практически непосильной для дебитора и последний утрачивают всякую возможность погасить долги перед кредиторами, тогда такой неплательщик, таким образом, приобретет новое качество - станет несостоятельным. Третья и завершающая характеристика на сложном пути неуспешного предпринимателя – банкрот. Банкротом последнего признает арбитражный суд.

Интересно мнение В.В. Ковалева, высказываемое им о том, что понятия «платежеспособность» и «ликвидность» являются близкими по отношению друг к другу, но не тождественными[8]. Для начала существует как бы два измерения осуществления по операциям купли-продажи, первое измерение характеризует потенциальную возможность компании рассчитываться по своим краткосрочным долгам, другое – фактическое осуществление такой потенциальной способности. О ликвидности идет речь в первом случае, а в следующем по номеру – о платежеспособности. Далее ликвидность компании подразумевает всего лишь то, что оборотные активы формально превышают краткосрочные обязательства[9]. Ликвидность более статична, т.е. ей присуща инерционность, в то время как платежеспособность обладает большей динамичностью, управляемостью. Отличие между этими двумя терминами более всего ярко заметно в случае, когда компания ликвидируется. Тогда в таком случае стоимость ее оборотных средств может подвергнуться резкому сокращению. Т.е., если компания будет продолжать функционировать в рамках своей деятельности, тогда будет чем возместить вложения в оборотные средства. В ситуации ликвидации компании такое может и не случиться.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) – одна из составных частей правового регулирования гражданского оборота и обеспечения его нормального функционирования. Совместные усилия специалистов многих направлений, имеющих целью адекватное урегулирование современной реальности общественно-экономического развития нашей страны, обеспечение равной охраны имущественных прав как кредиторов, так и самого должника, оздоровление экономики, приводят к регулярному совершенствованию Закона о банкротстве.