Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав ответы респондентов – родителей можно также отметить кризис сформированности культурологических чувств и недостаточное участие семьи в их формировании.

Таким образом, согласно цели нашей квалификационной работы, основываясь не теоретических данных, подтвержденных нашим практическим исследованием, нами разработана программа культурологического воспитания с использованием народных праздников, направленная на сохранение национальных традиций, формирования культурологических чувств, культурологического сознания.

На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы постараемся вовлечь родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе культурологического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в дошкольном образовательном учреждении.

Была поставлена задача, рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Была проведена беседа «Что такое фольклор?».

Цель беседы: формировать у родителей положительное отношение к фольклору.

Методика проведения: после проведенной беседы родителям было предложено рассказать, как они соблюдают фольклор, ответить на вопросы.

Диаграмма 3. Диагностика проведенной беседы с родителями детей младшего школьного возраста

После проведенной беседы можно сделать вывод о том, что – 45% положительно относятся к фольклору, но в то же время 55% родителей не считают нужным использовать фольклор.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Государственная программа «Культурологическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса культурологического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

«В настоящее время задачи культурологического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, за­кладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Решение задач культурологического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.


В течение всего учебного года была запланирована целенаправленная работа с педагогами. Основными формами работы по формированию патриотизма являются:

  • консультирование воспитателей;
  • педагогический совет;
  • выставки детского творчества;
  • беседы, занятия с детьми;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.

Таким образом, результаты исследования показали, что применение фольклора как средства культурологического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте. Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

В результате диагностики культурологического воспитания на начальном этапе выявлено, что высокий уровень знаний детей составляет 10%, средний – 50%, низкий – 40%.

Учитывая вышеперечисленные условия, была разработана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также составлен комплекс занятий по патриотическому воспитанию старших школьников по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора.

2.2.Программа по духовно-нравственному воспитанию с использованием средств фольклора у школьников

На основании результатов констатирующего этапа была разработана программа по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших школьников.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, семье.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.


Родной посёлок. Родная природа. Дети получали краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

Занятия: «Край мой Уралом зовется», беседа о жизни и труде уральцев, экскурсии по улицам посёлка, в ДК, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем посёлке», рисование «Зима на Урале», «Наш посёлок», «Уральские горы», чтение сказов Бажова. При ознакомлении с родной природой воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощряется желание больше узнать о родной природе.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-культурологических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Занятия: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.

Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».

  • Продолжительность занятий – 30 минут
  • 1 занятие в неделю.

Для примера покажу занятия, которые наиболее полно помогут воспитывать Культурологическое чувство с помощью средств фольклора.


  1. Занятие на тему «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Задачи:

  • формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  • формировать представления о народах, населяющих Урал;
  • познакомить с культурой и традициями уральского народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.

В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.

К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.

Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина - Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Побывали в гостях в уральской семье, где узнали об истории и культуре Урала. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.

  1. Занятие «Семья. Родословное древо моей семьи».

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

В занятии использованы методы словесные и наглядные.

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

В ходе занятия дети познакомились с понятием «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.

Послушали рассказы детей о родословных древах их семей;

Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи;


Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.

Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка – член семьи.

В конце занятия спели песню «Моя Родина».

  1. Занятие на тему «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном посёлке.

Задачи:

  • расширять знания о посёлке;
  • пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;
  • воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: беседа по теме «Мои махневцы», рассматривание фотоальбома «Махневцы», домашнее задание: составить рассказ о своей улице, чтение пословиц о доме.

В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.

В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.

Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом – моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.

Дальше дети отправляются в путешествие по родному посёлку.

Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.

Проходит викторина.

1 тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.

2 тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.

3 тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и сооружений посёлка, дети отгадывают загадки к каждому слайду.

Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.

Под песню «С чего начинается Родина» дети на листе ватмана рисуют свое настроение.

Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию культурологических чувств средствами фольклора у детей младшего школьного возраста.

2.3 Оценка эффективности программы

Основываясь на данных констатирующего эксперимента, анализируя ответы детей, мы определили экспериментальную (1) и контрольную (2) группы.

Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в рамках организации внеурочной деятельности, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.

Диагностика на промежуточном срезе проводилось по аналогичной методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента представлен выше.