Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Педагогические условия формирования нравственной культуры личности
1.1 Формирование нравственных ценностей детей как основное направление воспитания личности
1.2 Проблема нравственности, нравственного воспитания детей
1.3 Преемственность в духовно-нравственном воспитании детей
Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.2.Программа по духовно-нравственному воспитанию с использованием средств фольклора у школьников
Таблица 7
Изучение уровня развития культурологических чувств и осознания национальных традиций школьников на промежуточном этапе эксперимента в 1 группе
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Лилия Т. |
5 |
Высокий |
|
Лена В. |
4 |
средний |
|
Дамир В. |
4 |
средний |
|
Кайрат Г. |
5 |
Высокий |
|
Олег Д. |
4 |
средний |
|
Марат К. |
3 |
низкий |
|
Тимур Н.. |
5 |
Высокий |
|
Андрей К. |
4 |
средний |
|
Катя К. |
5 |
Высокий |
|
Марат К. |
4 |
средний |
|
Женя И. |
3 |
низкий |
|
Алексей П. |
5 |
Высокий |
|
Оля П. |
4 |
средний |
|
Лена Р. |
4 |
средний |
|
Юля Н. |
5 |
Высокий |
|
Лена С. |
5 |
Высокий |
|
Люда Д. |
5 |
высокий |
|
Лена И. |
5 |
Высокий |
|
Максим Н. |
4 |
средний |
|
Олег К. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем культурологического воспитания и сформированности положительного отношения к национальным традициям– 45%, что на 35% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента; 45% младших школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 10% (2 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания, что на 30% ниже аналогичных данных на констатирующем этапе.
Наглядно сравнительные данные представлены на диаграмме 4.
10
50
40
45
45
10
0
10
20
30
40
50
60
1
2
3
констатирующий
срез
промежуточный
срез
Диаграмма 4. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств и сохранения национальных традиций у школьников 1 группы (1- высокий уровень, 2 – средний уровень, 3 – низкий уровень).
Таблица 8
Изучение уровня развития культурологического сознания и отношения к народным традициям школьников 2 группы на промежуточном этапе эксперимента
№ |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
Уровень |
Дима А. |
4 |
средний |
|
Марина Е. |
4 |
средний |
|
Сережа Т. |
4 |
средний |
|
Оксана Г. |
4 |
средний |
|
Марина К. |
3 |
низкий |
|
Ольга Т. |
3 |
низкий |
|
Марат Л. |
5 |
высокий |
|
Миша Л. |
4 |
средний |
|
Ваня Р. |
4 |
средний |
|
Ева Б. |
3 |
низкий |
|
Амина Х. |
4 |
средний |
|
Саша Ш. |
4 |
средний |
|
Владислав У. |
4 |
средний |
|
Никита Д. |
5 |
высокий |
|
Валентин Ч. |
4 |
средний |
|
Рома Б. |
4 |
средний |
|
Маша Ж. |
5 |
высокий |
|
Ирина К. |
4 |
средний |
|
Тамара В. |
4 |
средний |
|
Нина Г. |
4 |
средний |
Анализ полученных данных во 2 группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания культурологического сознания – 15% (3 человека); 70% школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 15% (3 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания.
Диаграмма 5. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств у школьников 2 группы
Таблица 9
Сводная таблица изучения уровня развития культурологического сознания школьников на промежуточном этапе эксперимента
Класс |
Уровни развития культурологического сознания |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
3А |
45 |
45 |
10 |
3Б |
15 |
70 |
15 |
Выводы. Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в 1 группе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций через использование народных праздников.
Для нас одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить самому в окружающей его действительности наиболее важное, типичное. Существует возможность не увидеть главного или принять за главное нетипичное. Для формирования нравственного потенциала в ходе приобщения детей к историческим корням русского народа можно обозначить следующее:
Вещи, которые окружают и впервые пробуждают душу ребенка, воспитывая в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными;
• необходимо широко использовать все виды фольклора. В сказках, пословицах, песнях сохранилась память об особенных чертах русского характера, существовавшие нравственные ценности. В русском фольклоре особое место занимает уважение к труду, восхищение мастерством рук чело- века, что весьма благотворительно сказывается на нравственном воспитании детей;
• в русских народных традициях, культовых обрядах, праздниках и играх сфокусированы сохраненные за прошедшие века результаты наблюдений за типичными особенностями русского национального характера;
• независимая детская игровая деятельность рождается из потребности познать окружающий мир, быть его частью. Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих общих переживаний, интересов;
• для воспитания нравственных чувств имеют большое значение исторические знания. Детям необходимо рассказывать о героических поступках русских людей, как прошлого, так и настоящего. Такие знания учат их чувству сопереживания за свою Родину, помогают ощутить свою принадлежность к России; чувствовать себя в дальнейшем гражданином своей страны. Для реализации этих задач народная педагогика создала богатую фольклорную со- кровищницу, насыщенную содержательным, эмоциональным материалом, который стал мудрым помощником родителей и общества в нравственном воспитании детей.
В заключении хочется отметить, что возрождение нравственного воспитания и духовно-нравственное развитие личности ребенка – это важный элемент общественного сознания. Понимая актуальность этой проблемы, мы пришли к выводу о том, что формирование и развитие личности школьника невозможно без духовности.
Заключение
В результате проведенной работы, как в части изучения теоретической литературы, так и в экспериментальной части, была достигнута цель: обоснованы и предложены педагогические пути и способы нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.
Гипотеза, исследования, сформулированная во введении, нашла свое подтверждение в ходе эксперимента.
Огромное значение для нравственного воспитания детей играет народная культура.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.
В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.
И тогда реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа могут оказать народные праздники, обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью « . Суть народного праздника состоит в том, что он «организационно объединяет людей в единое целое для совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач».
Список литературы
- Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
- Андреева, А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики [Текст]: автореф. дис. … канд. Пед наук / А.Г. Андреева. – М., 1996. – 16 с.
- Беляева, В.А. Теория и практика нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре [Текст]: дис. … д-ра пед. наук /В.А. Беляева. – М., 1999. – С. 269–270.
- Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Власова. – Ростов н/Д, 1999. –366 с.
- Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования [Текст] / Г.И. Гайсина. –М.: Прометей, 2002. – 316 с.
- Грибоедова, Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Т.П. Грибоедова. – Томск, 2000.
- Гусейнов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2002. – 472 с.
- Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. –Челябинск, 2000. – 365 с.
- Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М.: «Планета 2000», 2003. – 63 с.
- Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. –208 с.
- Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст]/ И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
- Осипов, А.И. Принципы воспитания в христианской педагогике [Текст] / А.И. Осипов // Воспитание школьников. –1999. – № 4. – С. 5–8.
- Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе нравственного воспитания подростков [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Петракова. – М., 1999.
- Петракова, Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы нравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст]/ Т.И. Петракова // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М.: Самшит, 1999. – С. 174–182.
- Саласкина, З.И. Становление нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии [Текст]: дис. … канд. пед. наук / З.И. Саласкина. – Саратов, 1998.
- Солдатенков, А.Д. Теория и практика нравственного воспитания школьников [Текст]: автореф. … д-ра пед. наук / А.Д. Солдатенков. – М., 1998.
- Черкасов, В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) [Текст] / В.А. Черкасов // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I регион. межвуз. науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г., г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 27–31.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
- Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы [Текст] / В.Д. Ширшов. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1994. – 348 с.
- Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. – 2004. – № 4. – С. 69-72.
- Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Изд-во МГУ,
- 2004. – 176 с.
- Петракова, Т.И. Духовность и нравственность - базовые характеристики личности / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М. : Импэто, 2004. – С. 21-23.
- Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. – №3 (57). – Прил. № 6-11. – С. 54-56.