Файл: Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

Изучение уровня развития культурологических чувств и осознания национальных традиций школьников на промежуточном этапе эксперимента в 1 группе

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

5

Высокий

Лена В.

4

средний

Дамир В.

4

средний

Кайрат Г.

5

Высокий

Олег Д.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

5

Высокий

Андрей К.

4

средний

Катя К.

5

Высокий

Марат К.

4

средний

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

5

Высокий

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

5

Высокий

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

5

Высокий

Максим Н.

4

средний

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем культурологического воспитания и сформированности положительного отношения к национальным традициям– 45%, что на 35% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента; 45% младших школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 10% (2 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания, что на 30% ниже аналогичных данных на констатирующем этапе.

Наглядно сравнительные данные представлены на диаграмме 4.

10

50

40

45

45

10

0

10


20

30

40

50

60

1

2

3

констатирующий

срез

промежуточный

срез

Диаграмма 4. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств и сохранения национальных традиций у школьников 1 группы (1- высокий уровень, 2 – средний уровень, 3 – низкий уровень).

Таблица 8

Изучение уровня развития культурологического сознания и отношения к народным традициям школьников 2 группы на промежуточном этапе эксперимента

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

4

средний

Сережа Т.

4

средний

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

5

высокий

Миша Л.

4

средний

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

5

высокий

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

4

средний

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во 2 группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания культурологического сознания – 15% (3 человека); 70% школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 15% (3 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания.


Диаграмма 5. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств у школьников 2 группы

Таблица 9

Сводная таблица изучения уровня развития культурологического сознания школьников на промежуточном этапе эксперимента

Класс

Уровни развития культурологического сознания

высокий

средний

низкий

45

45

10

15

70

15

Выводы. Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в 1 группе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций через использование народных праздников.

Для нас одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить самому в окружающей его действительности наиболее важное, типичное. Существует возможность не увидеть главного или принять за главное нетипичное. Для формирования нравственного потенциала в ходе приобщения детей к историческим корням русского народа можно обозначить следующее:

Вещи, которые окружают и впервые пробуждают душу ребенка, воспитывая в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными;

• необходимо широко использовать все виды фольклора. В сказках, пословицах, песнях сохранилась память об особенных чертах русского характера, существовавшие нравственные ценности. В русском фольклоре особое место занимает уважение к труду, восхищение мастерством рук чело- века, что весьма благотворительно сказывается на нравственном воспитании детей;

• в русских народных традициях, культовых обрядах, праздниках и играх сфокусированы сохраненные за прошедшие века результаты наблюдений за типичными особенностями русского национального характера;

• независимая детская игровая деятельность рождается из потребности познать окружающий мир, быть его частью. Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих общих переживаний, интересов;

• для воспитания нравственных чувств имеют большое значение исторические знания. Детям необходимо рассказывать о героических поступках русских людей, как прошлого, так и настоящего. Такие знания учат их чувству сопереживания за свою Родину, помогают ощутить свою принадлежность к России; чувствовать себя в дальнейшем гражданином своей страны. Для реализации этих задач народная педагогика создала богатую фольклорную со- кровищницу, насыщенную содержательным, эмоциональным материалом, который стал мудрым помощником родителей и общества в нравственном воспитании детей.


В заключении хочется отметить, что возрождение нравственного воспитания и духовно-нравственное развитие личности ребенка – это важный элемент общественного сознания. Понимая актуальность этой проблемы, мы пришли к выводу о том, что формирование и развитие личности школьника невозможно без духовности.

Заключение

В результате проведенной работы, как в части изучения теоретической литературы, так и в экспериментальной части, была достигнута цель: обоснованы и предложены педагогические пути и способы нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Гипотеза, исследования, сформулированная во введении, нашла свое подтверждение в ходе эксперимента.

Огромное значение для нравственного воспитания детей играет народная культура.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.

В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.

И тогда реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа могут оказать народные праздники, обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью « . Суть народного праздника состоит в том, что он «организационно объединяет людей в единое целое для совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач».


Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
  2. Андреева, А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики [Текст]: автореф. дис. … канд. Пед наук / А.Г. Андреева. – М., 1996. – 16 с.
  3. Беляева, В.А. Теория и практика нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре [Текст]: дис. … д-ра пед. наук /В.А. Беляева. – М., 1999. – С. 269–270.
  4. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Власова. – Ростов н/Д, 1999. –366 с.
  5. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования [Текст] / Г.И. Гайсина. –М.: Прометей, 2002. – 316 с.
  6. Грибоедова, Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Т.П. Грибоедова. – Томск, 2000.
  7. Гусейнов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2002. – 472 с.
  8. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. –Челябинск, 2000. – 365 с.
  9. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М.: «Планета 2000», 2003. – 63 с.
  10. Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. –208 с.
  11. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст]/ И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
  12. Осипов, А.И. Принципы воспитания в христианской педагогике [Текст] / А.И. Осипов // Воспитание школьников. –1999. – № 4. – С. 5–8.
  13. Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе нравственного воспитания подростков [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Петракова. – М., 1999.
  14. Петракова, Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы нравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст]/ Т.И. Петракова // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М.: Самшит, 1999. – С. 174–182.
  15. Саласкина, З.И. Становление нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии [Текст]: дис. … канд. пед. наук / З.И. Саласкина. – Саратов, 1998.
  16. Солдатенков, А.Д. Теория и практика нравственного воспитания школьников [Текст]: автореф. … д-ра пед. наук / А.Д. Солдатенков. – М., 1998.
  17. Черкасов, В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) [Текст] / В.А. Черкасов // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I регион. межвуз. науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г., г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 27–31.
  18. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
  19. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы [Текст] / В.Д. Ширшов. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1994. – 348 с.
  20. Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. – 2004. – № 4. – С. 69-72.
  21. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Изд-во МГУ,
  22. 2004. – 176 с.
  23. Петракова, Т.И. Духовность и нравственность - базовые характеристики личности / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М. : Импэто, 2004. – С. 21-23.
  24. Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. – №3 (57). – Прил. № 6-11. – С. 54-56.