Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Педагогические условия формирования нравственной культуры личности
1.1 Формирование нравственных ценностей детей как основное направление воспитания личности
1.2 Проблема нравственности, нравственного воспитания детей
1.3 Преемственность в духовно-нравственном воспитании детей
Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования
2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.2.Программа по духовно-нравственному воспитанию с использованием средств фольклора у школьников
Содержание:
Введение
Современный период развития российского общества актуализирует необходимость нравственного воспитания, поскольку характеризуется процессом переоценки ценностей, разнотипностью мировоззрения; социальными, этническими, конфессиональными, культурными различиями.
Актуальность исследования. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей.
Само понятие «нравственное воспитание» то утверждалось, то не признавалось педагогическим сообществом. В настоящее время по- прежнему нет его однозначного толкования, существуют определенные риски в процессе его осуществления, а педагоги считают себя некомпетентными в данной сфере. Тем не менее в современной школе духовно-нравственное воспитание стало обязательным. Государственными образовательными стандартами установлены требования к достижению планируемых результатов, а именно к формированию личностных универсальных учебных действий, в том числе нравственно-этической ориентации.
Важно заметить, что нравственное воспитание на начальной ступени образования реализуется «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи других институтов общества».
Проблемы духовности, нравственности рассматривались в трудах JI.C. Выготского, Б.Т. Лихачева, П.Е. Матвеева, и др. Ценностный подход в формировании личности исследовали (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др. Проблеме нравственного воспитания изучались в исследованиях Б.Ш. Алиевой, В.А. Блюмкина, В.П. Зинченко, A.M. Магомедова, A.B. Мудрик, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Л.Д. Кудрявцева, и др. В выше названных и иных исследованиях подчеркивается мысль о необходимости развития духовно-нравственных ценностей начиная с ранних ступеней развития.
Проблема эффективности нравственного воспитания будущего поколения привлекала внимание великих ученых древности (Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и другие), она имеет значение и актуальность в настоящее время. Огромный вклад в изучении нравственной сферы внесли Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и[5] другие. Зарубежные и отечественные ученые, Ж.Пиаже, Л.Колберг, А.В.Зосимовский, А.С.Золотникова, Р.Н.Ибрагимова изучали моральное и духовно-нравственное развитие в детском возрасте, исследовали особенности отношений младших школьников к нормам и правилам поведения. Нравственное развития личности продолжает интересовать и современных ученых. В работах В.Г. Александровой, З.В. Видяковой, Е.А. Ворониной, А.В. Глумного, С.Н. Головина, А.П. Колпаковой, Е.З. Плотниковой, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой продолжает развитие эта проблема.
Объект исследования˗ дети млажшего школьного возраста.
Предмет исследования – преемственность в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – определить педагогические условия и формы нравственного воспитания детей в современных условиях.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Теоретически проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить опыт работы преподавателей, групп по формированию нравственной культуры обучающихся.
3. Обосновать значение средств народной культуры в духовно-нравственном воспитании детей.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:
– содержание нравственного воспитания младших школьников определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и патриота, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;
– создана единая система нравственного воспитания младших школьников на основе системного, многокультурного подходов;
– разработана программа нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций социума;
– учащиеся вовлечены в общественно-полезную деятельность, формирующую потребность в духовно-нравственном поведении.
В настоящее время система нравственного воспитания в общеобразовательной школе далека от совершенства: отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс нравственной культуры; учителям приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно, основываясь на своём субъективном опыте, выбирать путь формирования у школьников духовно-нравственных качеств, что не всегда приводит к положительному результату. Не используются в полной мере и поликультурные традиции.
Таким образом, в условиях возрастающей необходимости нравственного воспитания школьников научно-практическая база исследований по данному вопросу разработана недостаточно.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ философской литературы по проблеме нравственного воспитания младших школьников в сельской школе.
Эмпирические методы: наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, анализ школьной документации, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение
научно-методических материалов, педагогических условий нравственного воспитания через средства народной культуры, позволяет целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, значительно повысить уровень нравственного развития детей и молодежи.
Глава 1. Педагогические условия формирования нравственной культуры личности
1.1 Формирование нравственных ценностей детей как основное направление воспитания личности
Определяя сущность нравственного воспитания, мы опирались на педагогические исследования, которые проводились в области нравственного воспитания, воспитания этической культуры, воспитания духовности, духовной культуры и собственно нравственного воспитания.
Важный аспект развития школьника – становление нравственных чувств и моральных суждений. С раннего возраста ребенка побуждают считаться с окружающими. Подражание взрослому является формой обогащения нравственного опыта. Нравственное сознание складывается из знаний, чувств и поведения ребенка. Взрослея, он учится распознавать «плохое» и «хорошее», действует в соответствием с эталонами поведения. Осваиваемые ребенком нравственные нормы, правила, оценки должны эмоционально переживаться ребенком, проверяться в реальных условиях на собственном опыте и фиксироваться в сознании как личностно значимые. У дошкольника еще нет развитых моральных суждений, но воспитание патриотизма невозможно без развития духовно-нравственных ценностей. Именно семья является образцом культуры, поведения, ценностей. Взаимоотношения в семье становятся образцом, опираясь на который будет формироваться характер ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, другим людям.
В современном мире наблюдается тенденция ранней интеллектуализации. Многие родители стремятся, как можно раньше, развивать интеллект у ребенка, все меньше уделяя времени нравственному и духовному развитию. Иногда нормой поведения дошкольника является жестокость, отсутствие милосердия и сострадания к близким.
В современной педагогике проведены исследования, касающиеся сущности духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Андреева, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.М. Романенко, Е. Шестун и др.). Их анализ позволил нам отметить многозначность понятия «духовное воспитание». Оно определяется как процесс становления экзистенциональных ценностей, создание условий по овладению детьми системными представлениями конкретного смысла жизни в структуре абсолютных ценностей; как воспитание духовной культуры личности; как духовно-творческое становление личности, как содействие развитию духовной жизни личности и т.п. Наиболее общее определение сформулировал И.С. Марьенко: «Духовное воспитание – это совокупность последовательных взаимодействий объекта и субъекта воспитания, направленных на достижение должного уровня духовного развития личности в соответствии с идеалом общества и будущего» [12]. В большинстве случаев трактовки сущности духовного воспитания более конкретны и отражают мировоззренческие позиции авторов, их понимание духовности.
Так, А.Г. Андреева, опираясь на положения Учения Живой Этики, характеризует его как процесс духовного совершенствования человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой и выделяет следующие направления воспитания:
воспитание культуры мышления, формирование эмоциональной культуры, развитие высших чувств – культуры Сердца [3, с. 6]. В основе исследований Т.И. Власовой лежит философия экзистенциализма. Она вводит в научный оборот понятие «воспи- тание духовности школьников». Мы полагаем целесообразным введение такого понятия, хотя существуют серьезные возражения: нельзя влиять на процессы, которые сами по себе выступают детерминантами всех следствий. Однако автор считает, что такая постановка вопроса уместна, если определено, в чем проявляется духовность на уровне конкретной личности и каков механизм этого проявления. Т.И. Власова рассматривает воспитание духовности как «смыслопоисковое взаимодействие субъектов- носителей экзистенции (ребенок – воспитатель), включающее следующие этапы: целеполагания, переживания, (формирования образов абсолютных ценностей), осмысления, отношения, саморефлексии, моделирования и «преодоления» (этап открытой экзистенциальной перспективы)» [5, с. 17].
Система ценностей, приобретенная личностью в процессе её жизнедеятельности, позволяет оценивать явления действительности с точки зрения полезности, тем самым удовлетворяя её потребности, желания.
То есть ценностные ориентации основываются на сложившихся потребностях личности, её стремлениях, оказывают влияние на мотивацию деятельности и тем самым обуславливают принимаемые решения. Решения человека вытекают из системы ценностей, которые сами основываются на системе потребностей.
Знание системы ценностей дает возможность педагогу, родителям предвидеть поведение подростка в различных жизненных ситуациях в школе, на улице, дома.
Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, дети могут совершать противоправные поступки. Система ценностей ребенка формируется в процессе его жизнедеятельности. На формирование личности большое влияние оказывает духовно-нравственное воспитание, поскольку развитие нравственного сознания личности находится в прямой зависимости от духовно-нравственных ценностей человека.
Формирование духовно-нравственных ценностей включает в себя три компонента:
- когнитивный, или смысловой компонент предполагает овладение суммой знаний об основах морали, духовно-нравственных ценностях. Результатом является наличие знаний, их осознанность, полнота, конкретность, а так же умение применять их для решения практических задач.
- эмоциональный, предполагает переживание индивидом своего отношения к ценностям, проявление нравственных чувств, положительный эмоциональный настрой на духовные ценности. Результатом является позитивное отношение к окружающим, к моральным нормам, потребность следовать им.
- поведенческий, опирается на результаты взаимодействия первых двух компонентов и проявляется в устойчивости и активности нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, умении применять знания при анализе своего поведения и поведения других людей.
Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию у ребенка формируется готовность действовать в соответствии с намеченной целью.
В числе факторов нравственного воспитания выступают семья, образовательные организации, учреждения дополнительного образования и др.
В качестве негативных факторов развития духовно-нравственных ценностей можно назвать напряжение нравственно-психологической обстановки в обществе, снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения, ослабление роли семьи и школы в воспитании детей, отрицательное влияние на подростков СМИ, рост криминализации в обществе и др.
Существенное влияние на ценностные предпочтения личности оказывает культура досуга и общения, создание благоприятной атмосферы в школе и дома.