Файл: правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процессов приватизации государственных и муниципальных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если размер уставного капитала (стоимость чистых активов компании превышает минимальный размер уставного капитала (1000 минимальных заработных плат), установленный федеральным законом на дату регистрации компании, приватизация осуществляется только путем пре-образования унитарного предприятия в открытое акционерное общество (пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации)[20].

В других случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими способами приватизации имущественного комплекса, предусмотренного в пункте 1 статьи 13 закона, о котором идет речь:

– преобразование унитарного предприятия путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью;

– продажа предприятия как имущественного комплекса на аукционе и т.д. Основываясь на анализе ст. 13 Закона о приватизации, можно утверждать, что преобразование государственного муниципального предприятия в открытое акционерное общество является основным способом приватизации: в конце концов, когда сумма чистых активов превышает 1000-кратный минимум заработной платы, единственный способ приватизации – превратить предприятие в акционерное общество. Статья 4 вышеуказанного закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных нормативных актов Российской Федерации, принятых в соответствии с ним.

Важнейшим аспектом нашего рассмотрения является законодательная новелла, закрепленная в статье 11, определяющая состав имущественного комплекса унитарного предприятия, которое будет приватизировано.

Согласно ст. 559 ГК РФ[21]: – по договору купли-продажи предприятия10 продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс;

– права на торговое (фирменное) название, товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг, а также права на использование таких средств индивидуализации, принадлежащих ему на основании лицензии, являются переданными покупателю;

– права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии), не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Передача обязательств покупателю на предприятии, исполнение которого покупателем невозможно при отсутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За невыполнение таких обязательств продавец и покупатель совместно отвечают кредиторам; – предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимым имуществом, поэтому предприятие в целом или его часть может быть предметом покупки, продажи, залога, аренды и других операций, связанных с созданием, модификацией и прекращением прав собственности;


– согласно ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие как имущественный комплекс11 включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая землю, здания, объекты, оборудование, инвентарь, сырье, продукты, претензии, долги и т.д.; – акт передачи должен основываться на акте инвентаризации государственного унитарного предприятия и аудиторском заключении, соответствующем положениям ст. 561 Гражданского кодекса Российской Федерации о сертификации структуры проданного предприятия, где состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре купли-продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации. До подписания договора купли-продажи предприятия должны быть составлены и приняты сторонами:

1) акт инвентаризации,

2) бухгалтерский баланс,

3) заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия,

4) перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности бухгалтерских данных и финансовой отчетности организаций необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств, в течение которых они проверяются и задокументировали их доступность, состояние и оценку. Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» представляют собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудированных лиц. Форма, содержание и порядок представления аудиторского отчета определяются федеральными стандартами (стандартами) аудита. По мнению аудитора, данные имущественного комплекса и данные инвентаризации должны соответствовать данным баланса. Баланс в соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности организаций. Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что формы счетов организаций, а также инструкции о том, как их заполнять, утверждаются Министерством финансов России.

Состав, содержание и методологическая основа для формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в дополнение к кредитным организациям и бюджетным организациям, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Организация бухгалтерской отчетности» (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Министерства финансов от 6 июля 1999 года №43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)[22]. Образец формы баланса (форма № 1) прилагается к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах счетов организаций»16, в котором также были утверждены инструкции по размеру форм финансовой отчетности и инструкции о порядке составления финансовой отчетности. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании финансовой отчетности в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.


При расчете стоимости чистых активов государственного или муниципального предприятия применять порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 28 августа 2017 года № 84н «Об утверждении «Порядок определения стоимости чистых активов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 14 октября 2014 года № 3429)18. Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает правила определения стоимости земельных участков, подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса. Стоимость земли принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарног

о предприятия. В других случаях стоимость земельных участков равна рыночной стоимости земельных участков, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года « 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» перечень объектов (включая исключительные права), которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, должен быть утвержденный решением об условиях приватизации федерального имущества. Таким образом, подытоживая, можно сказать, что правовое регулирование процессов приватизации государственных и муниципальных предприятий затруднено, поскольку оно осуществляется во всех взаимосвязанных экономических, правовых, организационных, технических и земельных аспектах, которые определяют размер, цели и результат приватизации. Законодательство о приватизации содержит нормы, регулирующие финансовые инструкции и определенные бюджетные отношения, которые обсуждаются в этой и другой форме. Нынешний гражданский закон, закон о приватизации не предусматривает предконтрактный состав ответственности субъектов приватизационной компании. Автор считает, что необходимо установить ответственность стороны, которая несправедлива по отношению к своим обязанностям при осуществлении действий по приватизации государственных предприятий. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о выделении законодательства о приватизации в подотрасль гражданского права, сохраняя при этом единство метода гражданского регулирования процессов приватизации с учетом их разнообразия. При проведении приватизационных процессов предусмотреть административную ответственность за надежность, доступность, состояние и оценку приватизируемого имущества.


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СПОСОБАМ И ПРИНЦИПАМ ПРИВАТИЗАЦИИ. 

Проблемы современного законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

Очевиден тот факт, что в связи со сменой целевых приватизационных программ законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества начала XXI века существенно отличается от законодательства конца прошлого столетия. Несомненно, современная приватизация — это уже не массовая программа по разгосударствлению экономики страны. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям. Тем не менее, на сегодняшний день процессы приватизации остаются весьма значительными, и требуют активного и действующего контроля над процессом приватизации и ее результатами. В связи, с чем нормативно-правовая база не должна отставать от темпов приватизации государственного и муниципального имущества, а на оборот четко регламентировать все ее процессы и деятельность.

В настоящее время в силу масштабности, а также определенных постоянно меняющихся особенностей приватизации основной проблемой законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества является отсутствие систематизации нормативно-правовых актов. В связи с постоянно вносимыми изменения и совершенствованием принятых нормативных актов, законодательство о приватизации характеризуется большим количеством актов, в том числе и подзаконных, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, что в свою очередь говорит о необходимости определенного контроля за законодательством о приватизации[23]. Обстоятельное мнение о законодательном регулирование приватизации государственного и муниципального имущества привела О. Б. Соколова, утверждая: «Возникновение законодательства о приватизации в России обусловлено проведением радикальной экономической реформы. Вопросы регулирования такой трансформации и призвано решать приватизационное законодательство, которое требует определенных изменений и строгого контроля»[24]. В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту — Закон о приватизации). Данным Федеральным законом устанавливается правовая основа для регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом. Федеральный закон о приватизации является центром вокруг которого формируется и образуется остальное законодательство о приватизации.


Законом закреплено понятие приватизации государственного и муниципального имущества, законом регулируются все сферы приватизационных отношений. Так в соответствии с Законом о приватизации регулируются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, определены основные принципы, закон определяет компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации, устанавливает участников приватизационных отношений, законом установлены организационно-правовые основы в области планирования приватизации, определены способы и порядок приватизации, раскрыты особенности приватизации отдельного вида имущества, а также закреплен механизм защиты государства и муниципальных образований как собственников имущества[25]. Однако, несмотря на то, что Законом о приватизации регулируются основные положения о приватизации государственного и муниципального имущества, законодательством предусмотрено, что оно включает в себя и принимаемые в соответствии с Законом о приватизации другие федеральные законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации. То есть приватизация регулируется не только федеральным законодательством, но и издаваемым в соответствии с ним законодательством субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в связи с наличием в законодательстве большого количества устаревших нормативно-правовых актов о приватизации, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, Федеральным Законом о приватизации предусматриваются развернутые переходные положения. Гражданский кодекс Российской Федерации дает общее понятие приватизации. Так, например, согласно статье 217, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества[26]. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Необходимо констатировать, что закон о приватизации является основным регулятором отношений в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, однако в случае отсутствия соответствующих норм при отчуждении имущества государством или муниципальным образованием применяются нормы гражданского законодательства. Так наряду с Законом о приватизации, приватизационные отношения также регулируются и иными Федеральными законами, регламентирующими в основном особый порядок приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества. В основном к таковому имуществу, требующему особого внимания, можно отнести жилищный фонд, природные ресурсы, а также земли. Например, законодательное регулирование приватизационных отношений жилищного фонда представлено «персональным» законом о приватизации — Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», однако не исключает его из источников правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.