Файл: правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процессов приватизации государственных и муниципальных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К особому законодательству, регулирующему приватизационные отношения, возможно отнести законодательство о приватизации земельных ресурсов. К которому по мимо, Земельного кодекса РФ относится и федеральное законодательство, например, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данное законодательство необходимо в силу того, что согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации под действия закона о приватизации попадают исключительно земельные участки, на которых располагаются объекты недвижимости и имущественные комплексы. Все же остальные виды земельных участков, подлежащих приватизации, регулируется нормами земельного законодательства. Помимо земель требующих особого порядка приватизации в Российской Федерации могут подлежать приватизации и другие виды природных ресурсов, являющихся государственным и муниципальным имуществом. В отношении данных объектов устанавливается особый порядок, что в сою очередь говорит о необходимости специального законодательства регулирующего отношения приватизации в данной сфере. Соответствующий порядок приватизационных отношений закреплен в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Несомненно, вышеуказанные нормативно-правовые акты, регулирующие приватизационные отношения в рамках особого порядка являются прямым сводом для приватизации имущества исключительно под контролем такового законодательства. Однако следует обратить внимание, на тот факт, что некоторые нормы такового законодательства, носят отсылочный характер, возвращая к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», установившему общий порядок приватизации государственного и муниципального имущества[27].

Также в силу того, что в законодательстве на федеральном уровне закреплены правовые нормы, уполномочивающие Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации нормотворческими полномочиями, необходимость в рассмотрение данных подзаконных актов очевидна. В России в соответствии с частью 1 статьи 90 Конституции РФ Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения, таким образом, через принятие определенных указов Президент РФ уполномочен осуществлять функции по урегулированию приватизационных отношений[28]. Законодательство совершенствуется и практически все нормы о приватизации находят свое отражение в статьях Федеральных законов, однако этот факт не освобождает от регулирования приватизационных отношений посредством нормотворческой деятельности Президента РФ. В настоявшее время Указы Президента РФ в области приватизации государственного и муниципального имущества немногочисленны, связано это, прежде всего с тем, что законодательство о приватизации не стоит на месте.


Следует отметить, на сегодняшний день до сих пор действуют указы Президента РФ, которые были приняты в период массовой приватизации начала 1990 годов, в период становления законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества. Одним из таких является Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», с момента его принятия в него вносилось множество изменений, действующая на сегодняшний день 19 редакция претерпела последние поправки 16 ноября 2017 года, однако это не умаляет его значимости в области регулирования приватизационных отношений.

Говоря об указах, которые принимались в период первой волны приватизации можно сказать, что Президент РФ принимал нормативные указы в области приватизации государственного и муниципального имущества, с целью устранения пробелов в законодательстве о приватизации. На сегодняшний день указы Президента РФ, направленные на урегулирование приватизационных отношений, издаются на базе федерального законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества исключительно в целях его развития. Так в соответствии с Законом о приватизации и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах, разработан Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2017 — 2019 годы[29].

Особого внимания среди источников правового регулирования приватизационных отношений занимают Постановления Правительства РФ. Правительство РФ орган государственной власти, наделенный полномочиями по управлению государственной собственностью, а его нормотворческая функция в сфере приватизации государственного и муниципального имущества закреплена в самом Законе о приватизации. Соответственно реализуя свои полномочия, Правительство РФ выражает нормы, регулирующие приватизацию в рамках принятых постановлений и распоряжений. С момента появления приватизации как правового явления в России принято множество актов Правительства РФ по вопросам приватизации, некоторые из них принятые еще в конце прошлого столетия распространяются на отдельные виды имущества до сих пор. Некоторые из таких Постановлений направлены на урегулирование приватизационных отношений в рамках конкретных категорий имущества, например, Постановление Правительства РФ от 26.07.1994 № 870 «О приватизации объектов научно-технической сферы»[30].


Также Правительством РФ принимаются Постановления, согласно которым устанавливаются цели, задачи и условия приватизации государственного и муниципального имущества на будущее время, в настоящее время таким является Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества»[31].

На основании вышеизложенного, следует констатировать, Законодательное регулирование приватизации осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ. А также, хотелось бы отметить, те фактические обстоятельства приватизационных отношений, которые оказывают определенное воздействие на эффективность правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и на законодательство о приватизации в целом.

В первую очередь, необходимо констатировать, что нормативно-правовая база приватизации государственного и муниципального имущества по сей день остается несистематизированной. Подтверждается это, прежде всего, тем, что сегодняшний объем только одних Федеральных законов, содержащих отдельные нормы, регулирующих приватизацию очень большой.

Во-вторых, правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества разделено на самостоятельные автономные блоки. Связано это, прежде всего с особенностями имущества подлежащего приватизации. Так приватизация земельного фонда регулируется помимо Земельного Кодекса РФ еще несколькими Федеральными законами, которые в свою очередь отличаются регулированием приватизации разных категорий земель. У приватизации жилищного фонда также есть «свой» Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», регулирующий соответствующие приватизационные отношения. Таким же образом в отдельный Федеральный закон выделена и приватизация природных ресурсов.

Положительные и отрицательные свойства приватизации государственной и муниципальной собственности

Понятие государственной собственности находит свое отражение в части 1 пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что государственной собственностью в Российской Федерации является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);


2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Государственная собственность является одним из основополагающих элементов системы экономики государства. Владение государством данной собственностью без формирования четкой структуры экономической политики по управлению такой собственностью не имеет никакого смысла. Система управления государственной собственностью включает в себя:

1) механизм управления (методы, принципы, цели);

2) функции и органы управления государственной собственностью;

3) все необходимые процессы управления такой собственностью;

4) учет, оценку, контроль эффективности.

В ходе смены социально-экономической формации 90-х годов прошлого века Российская Федерация прошла «через самую большую по масштабам и самую сложную по исполнению приватизационную программу в истории человечества», можно согласиться с мнением Е.Т. Гайдара относительно того, что «не насильственная, а правовая трансформация собственности, учитывающая по возможности интересы всех социальных групп, – сложнейшая процедура». Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Правительство Российской Федерации является уполномоченным органом, утверждающим прогнозный план (программу) приватизации, представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации, принимает решения об условиях приватизации федерального имущества, осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества. Программа приватизации составлена в соответствии с правилами разработки прогнозного плана (программы) федерального имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806. Реализация Программы приватизации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон о приватизации) и направлена на выполнение целей и задач, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (далее – Указ) и государственной программой «Управление федеральным имуществом» (далее – Госпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327, в том числе предусматривающих:


– выход государства из капитала компаний «не сырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса;

– отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;

– достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизацию состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики.

В целях обеспечения непрерывности процесса приватизации в план приватизации также включены объекты федерального имущества, приватизация которых не завершена в предыдущем плановом периоде. Далее рассмотрим некоторые особенности понятийного аппарата термина приватизация. В законодательстве о приватизации широко употребляется понятие сервитут, которое согласно гражданскому законодательству (пункт 1 статьи 275) представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком, сохраняемое в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Очевидно, что закон в данном случае под обременением понимает права третьих лиц на объекты собственности. Публичным сервитутом в законодательстве о приватизации становится («может являться») «обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного имущества иными лицами».

Данная обязанность имеет ряд направлений, включая беспрепятственные доступ, проход, проезд, а также размещения межевых, геодезических и иных знаков, возможность прокладки и использования различных технико-хозяйственных систем (водоснабжения, мелиорации, линий электропередачи, связи и трубопроводов). Обременение может быть прекращено или изменено уполномоченным органом или в судебном порядке, причем основаниями для такого решения могут быть исключительно отсутствие или изменение государственного либо общественного интереса, а также отсутствие невозможности (существенного затруднения) использования имущества по его прямому назначению. Очевидно, что установление обременения (сервитута) является существенным условием сделки и должно приниматься одновременно с решением об условиях приватизации государственного имущества. Причем в случае нарушения собственником установленного обременения в порядке гражданского законодательства с указанного лица могут быть взысканы убытки в доход государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Практический интерес также представляет понятие обязательство, которое выступает в качестве основного при определении сущности обременения приватизируемого имущества. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно толкования данной категории и возможности отнесения его к числу «обременений» состоит в том, что под обязательством понимаются установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Кроме того, позиция Конституционного Суда состоит в том, что наличие обременений влияет на стоимость имущества. В отраслевом законодательстве содержится существенный перечень возможных запретов, применяемых в отношении приватизируемого имущества, в том числе при установлении особого статуса имущественных объектов – инфраструктурных, культурных или стратегических. В этом плане могут устанавливаться запреты, связанные со сносом зданий и сооружений, строительством, осуществлением определенной хозяйственной деятельности.