Файл: правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовое регулирование процессов приватизации государственных и муниципальных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ограничение права частной собственности – это ограничение особого рода, которое состоит в обязательном требовании от собственников совершать определенные действия (обычно позитивного характера) со своим имуществом – нести бремя его содержания, закрепленное в нормах конституционного и гражданского права. Государство, обязывая хозяйствующие субъекты соблюдать конкретные требования, устанавливает механизмы контроля, отвечающие критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства.

Последнее обстоятельство обеспечивает баланс частного и публичного начала в хозяйственной системе, а также направлено на реализацию конституционного принципа недопустимости искажения самого существа права на занятие экономической, в том числе предпринимательской деятельностью, которая не должна быть направлена на монополизацию рынка, ограничение конкуренции, тем более носить противозаконный характер. Очевидно, что контроль за ходом приватизации должен иметь сквозной характер, затрагивающий все этапы приватизационного процесса, среди них выделим следующие. Во-первых, на этапе подготовки имущества к приватизации государственный контроль должен включать собственно контроль за обоснованностью выбора тех или иных параметров, определяющих решения о приватизации (определение имущества подлежащего приватизации, способа и сроков приватизации, цены приватизируемого имущества). Данный этап контрольных процедур в обязательном порядке должен учитывать анализ спроса на приватизируемое имущество.

Во-вторых, контроль непосредственной реализации приватизационных процедур включает анализ потенциальных покупателей и их права участвовать в торгах (сведения о наличии и источниках средств, деловая репутация), материальных возможностей и планов претендентов на государственное имущество в полном объеме реализовать взятые на себя обязательства.

В-третьих, необходим постприватизационный контроль, то есть контроль выполнения новым собственником взятых на себя обязательств. Данный этап включает разработку показателей развития предприятия после приватизации с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов, а также в ряде случаев сопровождается необходимой поддержкой новых собственников (включая льготные режимы налогообложения, предоставление консалтинговых услуг и финансовой поддержки, стимулирование к созданию продукции). Учитывая широкий перечень объектов приватизируемого имущества, стоит отметить, что государственный контроль за ходом приватизации в широком плане определен в нормах законодательства о приватизации регулирующих выбор способа продажи государственного имущества. Вместе с тем конкретное содержание этапов контрольных мероприятий отчасти раскрывается в отраслевом законодательстве при отчуждении конкретных объектов государственного имущества, обладающих особым статусом.


Одними из наиболее сложных с точки зрения осуществления приватизации являются объекты культурного наследия, экономическая ценность которых является вторичной по отношению к социальной функции, которую они выполняют. К объектам культурного наследия законодатель относит в основном объекты недвижимого имущества, а также иные объекты, связанные с ними территориями, предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий. Для целей настоящего исследования научный интерес представляют только те объекты, которые внесены в единый государственный реестр, являющийся основным источником информации о самих объектах и их территориях, а также о защитных зонах и зонах охраны. Данная информация необходима и используется при реализации хозяйственной деятельности различных видов. Соответственно объекты государственного имущества, не включенные в реестр и не имеющие формального статуса объектов культурного наследия, должны подлежать приватизации по общим основаниям, предусмотренным в законодательстве о приватизации.

Кроме того, не подлежат отчуждению из государственной собственности объекты, отнесенные к особо ценным, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты, предоставленные государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия. Объекты культурного наследия, относящиеся к имуществу религиозного назначения, отчуждаются исключительно в собственность религиозных организаций – безвозмездно. Рассматривая собственно включенные в реестр объекты, стоит обратить внимание на то, что в данном случае ключевым остается вопрос о принципиальной целесообразности отчуждения таких объектов из государственной собственности в частную.

С одной стороны, объекты культурного наследия, включая памятники культуры и истории народов России, представляют собой уникальную ценность для всего народа и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. При этом государство гарантирует их сохранность в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. С другой стороны, существенной проблемой остается критическое состояние исследуемых объектов в нашей стране. Приватизация объектов культурного наследия оправдана при условии обеспечения новым собственником их сохранности, восстановления и привлечения внимания. Отмеченное обстоятельство учтено в статье 29 Закона о приватизации. В частности, такого рода объекты государственного имущества могут приватизироваться рядом способов, а именно в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в хозяйственное общество, путем продажи на конкурсе, а также внесением объектов культурного наследия в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. Условием приватизации являются обременения требованиями к содержанию и использованию соответствующих объектов, к сохранению и обеспечению доступа к данным объектам. Таким образом, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой, прежде всего не столько способ отчуждения государственного имущества, сколько способ управления им, дальнейшая судьба имущества имеет принципиальное значение для публично-правового образования. Законодательство о приватизации не содержит норм, регулирующих осуществление контрольных мероприятий, однако основы организации, в том числе цель и этапы контроля за ходом проведения приватизации, имеются в Концепции управления государственным имуществом и приватизации. Так, уменьшение рисков использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками социальных и инвестиционных обязательств, а также гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки являются, собственно, объектом контроля. Ключевым моментом в обеспечении действенной приватизации являются контроль за исполнением условий и последствия для покупателя в случае их несоблюдения. В соответствии с законодательством о приватизации неисполнение победителем конкурса установленных условий, а равно ненадлежащее исполнение, включая различного рода нарушения промежуточных или окончательных сроков выполненных работ, ведет к расторжению договора купли-продажи по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Данное имущество остается соответственно в собственности публичного субъекта, в то время как полномочия покупателя прекращаются. Кроме того, если неустойка не покрывает убытки, причиненные неисполнением договора, последние могут быть взысканы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Специфика приватизации как одного из базовых направлений реализации современной экономической реформы в России заключается в том, что данный процесс фактически начался задолго до января 1992 г., то есть до официального перехода к рыночным преобразованиям. Более того, тезис о необходимости разгосударствления советской экономики стал неотъемлемой частью разного рода программных документов, возникавших на рубеже 1980–1990-х гг.

Идея отказа от преобладания государственной собственности на средства производства прозвучала уже на прошедшей в ноябре 1989 г. Всесоюзной научно-практической конференции, на которой были рассмотрены варианты дальнейшего углубления начатой в 1988 г. реформы в народном хозяйстве СССР. В итоговом документе конференции «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры» отмечалось, что государство признает равноправие различных форм собственности и обеспечивает «суверенное право собственников пользоваться принадлежащими им средствами производства по своему усмотрению в рамках действующего законодательства».

Помещенные в приложение «Основные направления по углублению радикальной экономической реформы и характеристики ее развития» даже открывались разделом 1 «Развитие многообразных форм социалистической собственности», включавшем в себя такие программные мероприятия, как перевод государственных предприятий на арендные отношения, создание акционерных обществ и других форм совместного владения, преобразование всех убыточных государственных предприятий в арендные, кооперативные и акционерные и т.д. Ожидаемым итогом этого процесса должна была стать мобилизация все большей части трудовых доходов населения и свободных средств трудовых коллективов на инвестирование развития производства через акционерные, смешанные и иные формы совместного владения собственностью3 . Необходимо уточнить, что в тот период «радикальной» называлась экономическая реформа, инициированная решениями июньского (1987) Пленума ЦК КПСС. В рамках идущей в стране «перестройки» заявленные тогда преобразования, действительно, могли показаться кардинальными, однако степень их радикализма не идет ни в какое сравнение с тем, что осуществлялось в 1990-е гг.

Таким образом, приватизация по праву может считаться главным символом рыночных преобразований в России в 1990-е гг. Если иные инструменты современной экономической реформы (либерализация цен, жесткая кредитно-финансовая политика и т.д.) при всей своей значимости использовались либо одномоментно, либо без внешне видимых и легко оцениваемых результатов, то переход государственного и муниципального имущества в частные руки происходил в течение достаточно продолжительного промежутка времени и сопровождался разного рода негативными эффектами. Первые оценки итогов данного процесса уже даны, однако приватизация, как и вся современная экономическая реформа в России в целом, в силу необъятности имеющегося фактического материала по-прежнему нуждаются в дальнейшем изучении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 26. — Ст. 2519.
  4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации : Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 28. — Ст. 959.
  5. О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 28.09.2017, с изм. от 16.11.2017) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 1. — Ст. 2.
  6. Белицкая А.В. Правовой статус и правовая природа управляющих компаний территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности // Право и экономика. 2015. № 7. С. 10–15.
  7. Власенко Н.А. Индивидуализация как закономерность развития современного российского законодательства // Журнал российского права. 2015. № 12. С. 11–17.
  8. Губин, Е. П., Лахно, П. Г. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2016. — 1008 с.
  9. Железнов Б.Л., Левакин И.В., Малый А.Ф. и др. Государственная власть в субъектах Российской Федерации: понятие, организация, принципы / под ред. Г.Б. Романовского. М.: Юрлитинформ, 2016. 288 с.
  10. Зенин, И. А. Гражданское право : учебник для вузов / под ред. И. А. Зенина. — М.: Юрайт, 2017. — 811 с
  11. Катаргина Н. А., Носов А. Л. Человеческий капитал и мобильность трудовых ресурсов как определяющие факторы повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях // Вопросы новой экономики. - 2014. - С. 68-74.
  12. Магомедова К. М. Совершенствование управления акционерными обществами с государственным участием: региональный аспект. Монография. Махачкала, 2014. С. 115
  13. Нечепуренко А.А., Борков В.Н. Коррупционные преступления в сфере управления государственной собственностью // Современное право. 2015. № 8. С. 100-107.
  14. Пушкин А. Специфика приватизации государственных предприятий. Tenzor Consulting Group / На стол руководителю. 2015. С.46.
  15. Пашков Р., Юденков Ю. Управление рыночным риском во ВПОДК банка // Бухгалтерия и банки. 2018. № 5. С. 32-48.
  16. Сиротюк А.З. О подходах к пониманию судебной власти и судебной системы // Российская юстиция. 2017. № 11. С. 40-44. 4. Судебная и административная практика // Вестник Института госзакупок: электрон. журн. 2017. № 1. С. 7-9. URL: http://roszakupki.ru/publications/list.php?sec=219 (дата обращения: 06.07.2019).
  17. Сухарев О.С. Приватизация, национализация и экономическая реформа (принципы, критерии, теория дисфункции). Монография. М.: Финансы и статистика, 2015, 352 с.

  1. Нечепуренко А.А., Борков В.Н. Коррупционные преступления в сфере упрвления государственной собственностью // Современное право. 2015. № 8. С. 100-107

  2. Пашков Р., Юденков Ю. Управление рыночным риском во ВПОДК банка // Бухгалтерия и банки. 2018. № 5. С. 32-48.

  3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2491.

  4. Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 5

  5. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6078.

  6. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 31, ч. I, ст. 4767.

  7. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. I, ст. 4169.

  8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. I, ст. 26.

  9. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49, ч. 5, ст. 7070.

  10. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. I, ст. 4338.

  11. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. 2, ст. 3127

  12. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 40, ст. 4970.

  13. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 27, ст. 3951

  14. Белицкая А.В. Правовой статус и правовая природа управляющих компаний территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности // Право и экономика. 2015. № 7. С. 10–15

  15. Гриценко Е.В. Конституционные основы и правовые формы привлечения частных субъектов к решению муниципальных задач в России в сравнительной перспективе // Закон. 2013. № 2. С. 113–128.

  16. Романовский Г.Б. Правовой статус частных военных компаний // Гражданин и право. 2015. № 12. С. 15–28.

  17. Heupel M., Zangl B. Die empirische Realität des «Neuen Krieges». Bremen: Institut für Interkulturelle und Internationale Studien, 2008. 38 р

  18. Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // www.pravo.gov.ru.

  19. Нечепуренко А.А., Борков В.Н. Коррупционные преступления в сфере управления государственной собственностью // Современное право. 2015. № 8. С. 100-107

  20. Судебная и административная практика // Вестник Института госзакупок: электрон. журн. 2017. № 1. С. 7 – 9. URL: http:// roszakupki.ru/publications/list.php?sec=219 (дата обращения: 07.07.2019).

  21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // www.pravo.gov. ru.

  22. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4 / 99)» // www.consultant.ru.

  23. Зенин И. А. Гражданское право : учебник для вузов / под ред. И. А. Зенина. М.: Юрайт, 2017. 811 с

  24. Соколова О. Б. О развитии современного законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации // Государство и право. Юридические науки. Имущественные отношения в Российской Федерации. Екатеринбург, 2006. Ст. 33–42

  25. Губин Е. П., Лахно П. Г. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016; Зенин И. А. Гражданское право : учебник для вузов / под ред. И. А. Зенина. М.: Юрайт, 2017

  26. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 03.08.2018). // Российская газета. 1994. № 238–239.

  27. Соколова О. Б. О развитии современного законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации // Государство и право. Юридические науки. Имущественные отношения в Российской Федерации. Екатеринбург, 2006. Ст. 33–42

  28. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

  29. О долгосрочной государственной экономической политике : Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

  30. О приватизации объектов научно-технической сферы : Постановление Правительства РФ от 26.07.1994 № 870 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1783

  31. Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества : Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 (ред. от 02.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 150.