Файл: «Тенденции и развитие международной валютной системы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К объекту регулирования относится порядок и условия осуществления:

- операций в валютах;

- операций и сделок с другими валютными ценностями;

- торговых и других экономических отношений с нерезидентами.

К субъектам, которые подвергаются регулированию, относятся[11]:

- резиденты (юридические и/или физические лица);

- нерезиденты (юридические и/ или физические лица);

- эмиссионные (центральные) банки;

- экспортеры и импортеры;

- девизные (уполномоченные) банки;

- инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты);

- правительства (исполнительные органы) – по вопросам потенциала и размерам кредитования иностранными государствами или Центральным банком.

Фундаментальными началами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации признаются[12]:

1) преимущество экономических инструментов в осуществлении общегосударственной политики в сфере валютного регулирования;

2) устранение необоснованного встревания государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) целостность внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) согласованность системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

5) гарантия государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при выполнении валютных операций.

К основным целям валютного регулирования можно отнести:

    • сохранение устойчивого курса национальной валюты и национального платежного баланса;
    • гарантия и сохранность права собственности на валютные ценности;
    • формирование и выполнение конкретного способа исполнения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, режима перевода валютных ценностей за рубеж или на территорию государства из-за рубежа и порядка реализации иностранных инвестиций; упорядочивание интернациональных расчетов;
    • обеспечение предпочтительного (интеграционного или изоляционного) порядка взаимодействия государства со всемирным валютным рынком;
    • организация и реализация деятельности органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

Три главных направления, по которым осуществляется валютное регулирование[13]:

1) Образование и обновление законотворческой и нормативной базы в сфере валютных отношений для нормирования согласно условиям нынешней экономической обстановки, учитывая тенденции её развития. В России законодательные акты в области валютных отношений принимают глава РФ, высшие законодательные органы власти РФ. Данные акты уточняются и пополняются распоряжениями Правительства РФ, руководящими документами Банка России и других ведомств. 9 октября 1992 года был принят Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.), составивший фундамент валютного законодательства России. Он устанавливает права и назначение органов валютного регулирования и валютного контроля, условия осуществления операций с национальной и зарубежной валютой на территории России, функции и полномочия физических и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за несоблюдение действующего законодательства. Российское валютное законодательство упорядочивает условия осуществления операций в национальной и зарубежной валюте, порядок исполнения валютного контроля и создания валютных фондов. По сути дела валютную политику приводят в действие Центральный банк Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк РФ. ЦБ РФ предоставляет коммерческим банкам разрешение на право выполнения валютных операций, осуществляет контроль над этими операциями, производит управление посредством всяческих нормативных документов (писем, инструкций и т.д.), а также устанавливает пределы, относящиеся к внешним заимствованиям.


2) Выполнение ежедневного денежного контроля с целью гарантировать выполнение соучастниками внешнеэкономической деятельности при исполнении валютных операций валютного законодательства, преимущественно принятых ограничений на переводы капиталов, реализовывать наблюдение за перемещением средств на корреспондентских счетах отечественных банков в иностранные банки. Органы, отвечающие за исполнение валютного контроля, достигают соблюдения обоснованности платежей в зарубежной валюте за ввозимые товары, абсолютного и своевременного притока экспортной валютной выручки в Россию. Конкретными исполнителями валютного контроля считаются уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ.

3) Реализация Центральным банком России, а также Правительством РФ, отталкиваясь из задач макроэкономической политики, нынешнего своевременного воздействия на работу валютного механизма: управление динамикой рыночного валютного курса; установление системы валютного курса рубля; ликвидация правительственного внешнего долга; утверждение способов по обеспечению необходимого значения и наиболее действенного устройства официальных золотовалютных запасов; управление внешнеэкономической деятельностью и, в итоге, проявления воздействия на положение на валютном рынке.

Валютное регулирование реализовывается на основе ряда инструментов, которые условно можно поделить на административно-правовые и рыночные[14].

Использование административно-правовых инструментов валютного регулирования подразумевает установление режима исполнения операций с валютными ценностями посредством прямых количественных ограничений, прямых запретов или установления точных процедур осуществлении данных операций. Ведущими задачами использования валютных ограничений считаются сохранение валютного курса, стабилизация платежного баланса государства, сосредоточение валютных ценностей в руках страны для реализации стратегических и текущих задач. Во всемирной практике, как правило, используются валютные ограничения на операции, связанные с движением капитала и на текущие валютные операции. Административно-правовое регулирование проявляет непосредственное влияние на цену и объем исполнения валютных операций, затрагивая переводы капитала и международные платежи, перемещение золота, ценных бумаг и денежных знаков, репатриацию прибылей, экспортной выручки, запрет беспрепятственной купли-продажи зарубежной валюты. Деятельность экономических, или рыночных инструментов валютного регулирования, в отличие от административно-правового регулирования, базируется на манипулировании поведением финансовых представителей рынка с помощью экономических, в том числе валютно-кредитных, механизмов.


Рыночные инструменты валютного регулирования, равным образом, можно поделить на инструменты прямого и косвенного регулирования.

Под прямыми экономическими инструментами валютного регулирования нужно подразумевать рычаги и меры прямого влияния на субъектов валютного рынка, порождающие у последних ожидаемое монетарными властями отклонение размеров проводимых трансграничных мероприятий (главным образом за счет их подорожания). В противном случае можно сказать, что складывается прямая связь «принимаемое действие - желанный результат (получение установленной задачи)».

Инструментами прямого действия считаются налогообложение трансграничных денежных потоков (к примеру, налог Тобина); обесценивание (повышение ценности) национальной валюты; парный или мультивалютный рынок (формальное фиксирование двух или нескольких курсов национальной валюты для разнообразных типов денежных операций и участников валютных взаимоотношений); непременное резервирование.

Использование косвенных экономических инструментов валютного регулирования не предопределено для прямого воздействия на поведение субъектов валютного рынка. Основной задачей для рассматриваемой группы инструментов является торможение ненужных направленностей на валютном рынке и действенная коррекция определенных макроэкономических характеристик. Косвенные инструменты не проявляют непосредственного воздействия на размеры проводимых валютных операций, но их применение приводит к исправлению участниками валютного рынка личных целей в отношении характера и объема исполняемых валютных операций. Так, предположим, использование валютных интервенций дает возможность монетарным властям пресекать атаки на государственную валютную единицу, сгладить веские колебания валютных курсов, преобразовать образовавшееся течение на валютном рынке, что предоставляет экономическим агентам всего лишь некоторые ориентиры для принятия решений.

Подводя итог, нужно обратить внимание, что одной из наиболее неустойчивых в сегодняшнем мире, пожалуй, является сфера валютных отношений. Вследствие чего для государств с переходной экономикой весь объем мер валютного регулирования остается значимым инструментом общегосударственной финансовой, в том числе денежной, политики. Можно отметить, что для решения злободневных вопросов валютного регулирования желательно формирование отработанного режима взаимодействия абсолютно всех субъектов: органов валютного регулирования, собственно компаний-экспортеров и импортеров, агентов валютного контроля, а вдобавок повышение качества нормативной основы и способов контроля, выбор лучшего варианта обмена данными между участниками системы.


2.2. Анализ динамики валютного курса в Российской Федерации

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них.

С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разных курсов валют[15].

Исследования валютного рынка России позволяют сформулировать рекомендации по разработке эффективных мер защиты национальной валюты, для укрепления экономической системы РФ, стабилизации в условиях кризиса.

Современный период ознаменовался резкими изменениями на валютном рынке, спровоцированными различными ситуациями, происходящими в мировой политике и экономике[16].

Так, для 2015 года стала характерной резкая девальвация рубля. Его зависимость от стоимости нефти на мировом рынке оказала крайне негативное влияние на экономику РФ. Снижение цены на «черное золото» стало основной причиной падения валюты РФ.

Снятия санкций с Ирана и возвращение на мировой рынок иранской нефти привело к очередному падению цен.

На рисунке 1 представлена зависимость стоимости барреля нефти в долларах США и курса доллара по отношению к российскому рублю.

То есть, если нефть будет стоить 155 долларов, курс доллара в России будет колебаться между значениями 21,7 - 23,4 рубля за доллар США.

Рис.1- Зависимость цены нефти от курса доллара[17]

На поведение рубля существенно повлияли, такие события как присоединение Крыма и конфликт на востоке Украины. Санкции, которые были применены в ответ на эти действия, стали основной причиной кризиса в этом году.

В результате этих событий произошло сокращение товарооборота, уход с российского рынка ведущих мировых производителей, сокращение производства.

Курс доллара в феврале 2016 года начал свой отсчёт с отметки 76,3264 рублей за доллар США и закончил на отметке 75,0903 рубля за доллар. Падение курса доллара по отношению к российскому рублю в феврале 2016 года составило около 1,6%. Пик курса доллара пришелся на 13 февраля, когда ЦБ РФ установил курс 79,4951 рублей за доллар США. Минимальнымкурс доллара в феврале 2015 года был 27 числа - 75,0903 рублей за доллар США[18]


 

Рис. 2 - Курс рублей за доллар США в феврале 2016 года[19]

В январе-феврале 2016 года наибольший рост по отношению к доллару США смог показать австралийский доллар (+4,31%). Заметный прирост показали новозеландский доллар (+2,81%), британский фунт (+2,57%), канадский доллар (+1,51%). Умеренный рост продемонстрировали евро (+0,70%), швейцарский франк (+0,35%) и японская иена (+0,17%).

Согласно прогнозу Министерства экономического развития, цена на нефть в текущем году составит 35-40 долларов[20]. Цены в 2016 году представлены в таблице 1.

Мировые цены на нефть определяются соотношением спроса и предложения нефть на мировом рынке в конкретный момент времени и, соответственно, теми факторами, которые формируют данный спрос и предложение.

Таблица 1-Стоимость нефти в 2016 году по месяцам

Год

Месяц

Открытие

Макс

Мин

Закрытие

Среднее

2016

Апрель

44

51

37

44

44

Май

44

51

37

40

42

Июнь

40

46

34

37

39

Июль

37

43

31

35

36

Август

35

41

29

34

35

Сентябрь

34

39

29

35

35

Октябрь

35

41

29

38

37

Ноябрь

38

44

32

41

40

Декабрь

41

48

34

42

42

Чрезвычайно высокие нефтяные цены сдерживают спрос и стимулируют замещение нефти другими видами топлива. Одновременно высокие цены стимулируют увеличение производства нефти в регионах с относительно высокими расходами добычи.