Файл: Теоретические основы формирования организационных структур предприятием (Матрица функциональных связей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Возможность получить высокую профессиональную специализацию сотрудников.

• Точно определить места и необходимые трудовые ресурсы.

• Способность стандартизировать и программировать процесс.

• Сложность горизонтального согласования.

• Трудная реакция на изменение.

Дивизиональная структура управления[6]. В результате диверсификации производства многие предприятия реструктурируют свою организационную структуру. В то же время формируются департаменты, ориентированные на производство определенного продукта (структуры управления продуктом) или регионального единства (региональная структура управления).

Все эти структуры принадлежат к бюрократическому типу организации управления. В начале XX века соответствующая концепция подхода к созданию организационных структур была разработана немецким социологом Максом Вебером[7]. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, которая изменила ранее существовавшие системы коммуникации, оплаты труда, отчетности, структуры работы и отношений в производстве. Эта модель основана на идее компаний как «организованных организаций», которые предъявляют строгие требования к людям и структурам, в которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

1) привлечение квалифицированных специалистов для каждой должности, надлежащее разделение труда;

2) иерархия управления, когда нижний уровень подчиняется и контролируется наивысшим;

3) наличие правил и положений для обеспечения единообразия в осуществлении менеджеров своих задач и обязанностей;

4) безличность, характерная для исполнения должностными лицами своих обязанностей;

5) наем на работу в соответствии с требованиями к данной должности.

Эффективность работы бюрократических структур особенна в крупных и сверхкрупных организациях, где необходимо обеспечить бесперебойную и эффективную работу крупных групп.

Эти структуры позволяют активировать человеческую энергию и коопнрировать труд людей в создании проектов в массовом производстве. Однако они также имеют недостатки, которые заметны в контексте современных условий экономического развития.

Органичный тип структуры управления имеет относительно короткую историю. Он стал антиподом бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять предприятиям, испытывающим потребность в более гибких структурах. Новый подход отрицает идею эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма. Напротив, эта модель приводит к радикальным изменениям, которые помогают организациям адаптироваться к реальности. Исследователи этой проблемы подчеркивают[8]: «постепенно формируется иной тип организации, в котором импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; который ценит дискуссии больше, чем спокойствие, и поощряет сомнение и противоречие, а не веру».


При определении горизонтальных связей в структуре управления матрицей необходимо:

• Назначение ответственных руководителей в каждом отдельном подразделении.

• Выбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам в соответствии со структурой программы.

• Формирование специальной службы управления.

Для работы в рамках матричной структуры требуются изменения в структуре производства. Создать специальные подразделения в материнской компании, объединяющей ведущих экспертов для совместной работы над разработкой основных идей.

С матричной структурой управления менеджер программ работает со специалистами, которые подчиняются линейным менеджерам. Менеджер программы определяет, что и когда следует делать по конкретной программе. Линейные руководители идентифицируют исполнителей.

Проблемы, возникающие при определении приоритетов задач и распределении времени, затрачиваемого специалистами на проекты, могут нарушить стабильность компании и затруднить достижение ее долгосрочных целей. Для обеспечения работы в матричной структуре центр управления программами предназначен для координации реализации процедур управления отдельными функциональными и линейными подразделениями.

Матричные структуры, которые дополняют линейную структуру новыми элементами, открыли качественно новое направление в разработке наиболее активных и динамичных целевых и программно-ориентированных организационных форм управления, направленных на повышение творческой инициативы менеджеров и специалистов, и выявление возможностей повышения эффективности производства за счет ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижения издержек производства и повышения качества выпускаемой продукции[9].

Преимущества матричной структуры:

• Разделение функций управления между руководителями, ответственными за результаты, и менеджерами, ответственными за использование производственных, материальных и трудовых ресурсов.

• Усиление деятельности менеджеров и сотрудников административного персонала путем формирования программных подразделений, взаимодействующих с функциональными подразделениями.

• Вовлечение менеджеров и специалистов всех уровней в сферу деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства.

Матричные структуры способствуют частым переменам, связанным с внедрением более эффективного оборудования и новейших процессов, что приводит к изменениям в организационной структуре руководства компании в целом.


При переходе к матричным структурам управления наибольший экономический эффект достигается на крупных предприятиях и промышленных комплексах, производящих сложные продукты[10].

1.2 Особенности отрасли производства бытовых холодильников

Практически все компоненты изготовленных холодильных машин и установок ранее выпускались отечественным производством. Советская холодильная техника производила все виды холодильного оборудования и полностью обеспечивала потребности страны. Опора на международное сотрудничество была минимальной.

С 1992 года произошло сокращение производства холодильного оборудования на предприятиях, которые осуществляют полный цикл от разработки до массового производства.

Отсутствие в этот период государственной экономической политики в области машиностроения вызвало ряд негативных последствий. Выпуск отечественного оборудования был сведен к минимуму, поток зарубежного холодильного оборудования хлынул на российский рынок.

В то же время малые предприятия по производству холодильного оборудования начали работать на импортных компонентах (компрессоры, аппараты, системы автоматизации).

По данным Государственного таможенного комитета Российской Федерации, из года в год увеличивается импорт холодильного оборудования. Только с 2011 по 2014 год он вырос с 226 млн. долл. США до 350 млн. долл. США, включая промышленное и торговое холодильное оборудование с 32 до 79 млн. долл. США. Даже в такой относительно хорошей нише, как бытовая холодильная техника, импорт за последние 4 года увеличился в 2,7 раза[11]. С собственным производством в 2014 г. 2,65 миллиона штук. импорт составляет 1,72 млн. единиц.

В 2014 году потребность в промышленном и коммерческом холодильном оборудовании в нашей стране была обеспечена: внутренним производством (около 50 млн. долл. США), производством из импортных компонентов (около 70 млн. долл. США) и за счет чистого импорта (около 80 млн. долл. США).

Основное расширение парка холодильного оборудования и его замена происходят за счет зарубежных технологий. С 1992 года наблюдается постоянное снижение производства отечественного холодильного оборудования, и сегодня его собственный объем производства не превышает 10-15% спроса.

Предприятия, являющиеся потребителями холодильного оборудования, становятся зависимыми от иностранных производителей, что в конечном итоге приводит к повышению цен на продукцию. Процесс завоевания рынка происходит следующим образом: на первом этапе продажа оборудования при низких, часто демпинговых ценах; на втором - насыщение рынка таким оборудованием и прибыль от дорогостоящих запасных частей, компонентов, расходных материалов и, наконец, привязка потребителя к определенной компании для дальнейшего оснащения аналогичным оборудованием[12].


Отечественная промышленность, пробуя все возможные припарки для улучшения своей продукции, медленно, со скрипом, разворачиваясь, все же готовится к системе первоначальных изменений.

В настоящее время очевидна необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов по промышленному оборудованию в разработку продукта на ранних стадиях. Маркетинг используется как элемент управления производством, а не только как маркетинг сбыта. Старые и ручные производства реконструируются и механизируются, оптимизируются технологические процессы. Закуплена только та часть импортируемого оборудования, которая в настоящее время невозможна или невыгодна для производства в России и которая в первую очередь влияет на качественные характеристики продуктов. Создано совместное производство. Деятельность центров обслуживания формируется и лицензируется.

Огромные возможности для снижения затрат присущи развитию структуры в применении новых подходов и технологий, сокращению избыточного персонала, переподготовке и перепрофилированию персонала, повышению их производительности, изменению принципов и системы оплаты, переходу на материальные технологий, использованию нетрадиционных материалов. За этими общими подходами стоят конкретные решения для каждого предприятия[13].

Выдающимися представителями этой отрасли являются Саратовский завод холодильников (производитель холодильников марки Exqvisit) и ОАО «Норд».

На заводе они постепенно отказались от сборки холодильников из других компонентов, оттолкнувшись от «отверточного» производства. А 11 декабря 2003 года с саратовского конвейера вышел первый холодильник. К январю следующего года производство достигло 200 холодильников в месяц, а к июню - 3000 в месяц.

Продукция завода расситано на массового потребителя. Сегодня Саратовский завод производит около 4000 холодильников в месяц, для которых 75% компонентов производят самостоятельно. В то же время к концу 2016 года производственные мощности завода позволили удвоить количество выпускаемого холодильного оборудования. Сегодня Саратовское холодильное оборудование является конкурентоспособным продуктом, в производстве которого используются компрессоры и материалы всемирно известных производителей. Продукция постоянно совершенствуется, вводятся дополнительные мощности, запущено новое оборудование. Введены в эксплуатацию три линии заливки изоляции пенополиуретана, новая линия автоматического нанесения порошковых покрытий, термопластичные машины, высокопроизводительный инструмент от ведущих компаний.


Все этапы производства постоянно совершенствуются. Все рабочие участки завода оснащены высокопроизводительной техникой, закупается инструмент ведущих фирм. Приобретение заливочного комплекса итальянского производства позволило повысить производительность труда и культуру производства, сократить потери пусконаладочных операций. Автоматическая линия порошковой покраски холодильников обеспечивает высокую производительность качественных покрасочных операций: участие всего лишь 5-ти человек позволяет выпускать с линии 4000 холодильников в месяц. Высокой производительностью также характеризуются этапы производства всех деталей холодильных шкафов. Неуклонно возрастающее количество холодильников, сходящих с конвейера завода ежемесячно объясняется высокой квалификацией персонала. Квалифицированная эксплуатация оборудования завода - одна из составляющих успешного функционирования предприятия и его перспективного развития.

Рис 1.1 - организационная структура управления ОАО Саратовский завод холодильников.

ОАО «НОРД» является одним из крупнейших предприятий по производству холодильного оборудования в странах СНГ и Европы. В настоящее время ОАО «НОРД» выпускает 64 модели холодильных устройств и более 280 их модификаций, причем 76% экспортируемой продукции. Общий валовой оборот предприятий ОАО «НОРД» за 2 месяца 2016 года составил 112 млн. 48,9 тыс. долларов США, что на 123,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2005 года[14].

За 2 месяца 2016 года предприятия ОАО «НОРД» выпускали: холодильное оборудование 175 667 единиц, компрессоры 130 200 единиц[15].

Каждые 109 секунд с конвейера выходит новый холодильник. Полный цикл изготовления холодильника составляет 10 часов. Период подготовки к выпуску новой модели холодильника составляет 8 месяцев. Ежегодно выпускается 5-7 новых моделей холодильных установок. Каждые 2 года обновляется весь ассортимент холодильников и морозильников.

Рис. 1.2 - Структура управления ОАО «НОРД».

АО «СЭПО» является крупнейшим производителем бытовых холодильников на территории России. Именно для такой крупной компании следует избрать бюрократическую структуру управления, которая наиболее эффективна именно для сверхкрупных предприятий. В качестве эталонной изберем линейно-функциональную структуру ОАО Саратовский завод холодильников.