Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России(Понятие, сущность и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К перечислениям относятся получаемые от физических и лиц, организаций, иностранных государств и т.п.[27]

К доходам бюджета доходы полностью частично закрепленные на основе законодательством РФ за бюджеты.[28]

регулярными доходами федеральные и налоги и платежи, по на очередной год или на основе устанавливаются отчислений (в ) в субъектов РФ в местные [29]

собираемые налоги в НДФЛ, НДС, налоги, на прибыль.

источником пополнения части федерального РФ происходит за НДС и

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

На данном этапе развития Российской Федерации разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2015–2018 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 1 и 2.

Таблица 1.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2016 гг. (млрд. р.)

2015

год

2016 год

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

2016 год

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

10959,3

11327,2

367,9

103,4

12670,2

1343

111,9

Налог на прибыль организаций

2355,4

2071,7

-283,7

88,0

2372,8

301,1

114,5

Налог на доходы физических лиц

2260,3

2497,8

237,5

110,5

2688,7

190,9

107,6

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1886,1

1868,2

-17,9

99,1

2181,4

313,2

116,8

Акцизы

783,6

952,5

168,9

121,6

999,0

46,5

104,9

Имущественные налоги,

785,3

900,5

115,2

114,7

955,1

54,6

106,1

из них:

налог на имущество физических лиц;

17,6

22,3

4,7

126,7

27,1

4,8

121,7

налог на имущество организаций

536,3

615,1

78,8

114,7

634,6

19,5

103,2

Транспортный налог:

90,2

106,1

15,9

117,6

117,5

11,4

110,8

транспортный налог с организаций;

22,9

24,8

1,9

108,3

27,2

2,4

109,8

транспортный налог с физических лиц

67,3

81,3

14,0

120,8

90,3

9,0

111,1

Земельный налог

141,0

156,6

15,6

111,1

175,3

18,7

111,9

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

2459,4

2575,8

116,4

104,7

2904,2

328,4

112,7

нефть;

2132,6

2190,2

57,6

102,7

2463,6

273,4

112,5

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

257,4

311,7

54,3

121,1

357,2

45,5

114,6

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

9,8

12,6

2,8

128,6

16,0

3,4

127,1

Утилизационный сбор

0,0

0,0

-

58,8

58,8

-


Таблица 2

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2017-2018 гг. (млрд. р.)

2017 год

Изменение за год

(+, -)

Темп динамики, %

2018 год

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

13 788,3

1 118,1

108,8

14 482,9

694,6

105,0

Налог на прибыль организаций

2 598,8

226,0

109,5

2 770,2

171,4

106,6

Налог на доходы физических лиц

2 806,5

117,8

104,4

3 017,3

210,8

107,5

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2 448,3

266,9

112,2

2 657,4

209,1

108,5

Акцизы

1 014,4

15,4

101,5

1 293,9

279,5

127,6

Имущественные налоги, из них:

1 068,4

113,4

111,9

1 116,9

48,5

104,5

налог на имущество физических лиц;

30,3

3,2

111,6

36,1

5,8

119,2

налог на имущество организаций

712,4

77,8

112,3

764,5

52,1

107,3

Транспортный налог, из него:

140,0

22,4

119,1

139,1

-0,9

99,4

транспортный налог с организаций;

30,2

3,0

110,9

29,9

-0,3

99,0

транспортный налог с физических лиц

109,8

19,5

121,6

109,2

-0,6

99,5

Земельный налог

185,1

9,8

105,6

176,4

-8,7

95,3

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

3 226,8

322,6

111,1

2 929,4

-297,4

90,8

нефть;

2 703,5

240,0

109,7

2 342,1

-361,4

86,6

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

346,5

-10,8

97,0

368,2

21,7

106,3

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

80,5

64,4

502,6

119,7

39,2

148,8

Утилизационный сбор

62,1

3,3

105,5

89,8

27,7

144,6


Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2017 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2016 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %).

В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2017 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2016 и 2018 годах. В 2016 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2018 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

В соотношении налоговых доходов 2018 года к 2015 наибольший рост наблюдается по акцизам - 65,12 %, имущественным налогам - 42,23 % и налогу на добавленную стоимость - 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений 2014-2018г

а) всего поступило в бюджет РФ;

Рисунок 2. Динамика налоговых поступлений 2014-2018г

б) поступило в бюджет РФ по видам налогов

Важно заметить, что с 2017 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.

Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.


Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.

Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.

Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2015-2018 гг. (см. табл. 3,4).

Таблица 3

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2018 гг.

2015

2018

по состоянию на

01.01.2016 г.

по состоянию на

01.01.2019 г.

Всего по России

тыс. р.

Всего по России

тыс. р.

Задолженность по:

Сумма

Задолженность по:

Сумма

Налогу на доходы физических лиц

52884509

110,81

Налогу на доходы физических лиц

68554586

129,63

Налогу на имущество:

54956233

114,72

Налогу на имущество:

70036372

127,44

по физическим лицам;

21601591

116,56

 по физическим лицам;

31011798

143,56

по юридическим лицам

33354642

113,56

по юридическим лицам

39024574

117,00

Транспортному налогу, в том числе:

102058977

123,74

Транспортному налогу, в том числе:

121036372

118,59

по физическим лицам;

98817201

123,92

по физическим лицам;

117219479

118,62

по юридическим лицам

3241776

118,60

по юридическим лицам

3816893

117,74

Земельному налогу, в том числе:

37143079

124,02

Земельному налогу, в том числе:

45209877

121,72

по физическим лицам;

22184446

129,95

по физическим лицам;

27318706

123,14

по юридическим лицам

14958633

116,16

по юридическим лицам

17891171

119,60

Налогу на добычу нефти

1735624

118,33

Налогу на добычу нефти

2628849

151,46

Налогу на добычу газа горючего природного

8052966

8353,27

Налогу на добычу газа горючего природного

1275

0,02

Налогу на добычу газового конденсата

4710

43,01

Налогу на добычу газового конденсата

49891

1059,26

Итого                     

256836098

307517222


Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2016 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2018 году задолженность по данному налогу значительно возросла.

Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог.

По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2018 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2015 и 2016 годах процент увеличения неумолимо растет.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.

Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений - неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.