Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотя промышленной политике и отводится центральное место в стратегии «Европа 2020», она не является самодостаточной и ее цели подчинены общим целям указанной стратегии. В частности, ЕК отмечает, что «полная жизни и высококонкурентоспособная промышленность ЕС может обеспечить ресурсы и многие решения для социальных вызовов, стоящих перед ЕС».

В 2012 г. ЕК представила мониторинг реализации промышленной политики, а в январе 2014 г. в сообщении «К промышленному возрождению Европы» – ее основные приоритеты[15].

2.3 Промышленная политика России

В настоящее время многие индустриально развитые субъекты РФ формируют свою самостоятельную промышленную политику. В целом ряде регионов РФ разработаны концепции промышленной политики, приняты законы о промышленной политике.

Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей.

Эта цель достигается путем выполнения следующих задач (подцелей):

- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам;

- занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.

Основными направлениями этих законов на долгосрочном этапе развития промышленного сектора экономики являются создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории[16].

В то же время полномасштабная и всесторонняя реализация этих направлений в настоящее время в подавляющем большинстве субъектов РФ (и старопромышленные регионы Центральной России здесь не являются исключением) не представляется возможной без соответствующих федеральных целевых программ, развития бюджетного федерализма, проведения эффективной общегосударственной инвестиционной политики, использования механизмов прямой поддержки проблемных регионов со стороны федерального Центра.

В качестве целей промышленной политики явным образом выделены повышение конкурентоспособности национальной экономики и промышленной продукции, импортозамещение и «стабильное и инновационное развитие промышленности» во имя экономической и технологической безопасности России, то есть промышленная политика в таком понимании стоит обособлено от решения социальных и экологических проблем, хотя формально декларируется, что данный закон является одним из важнейших документов в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г[17].


Документ также определяет задачи и принципы промышленной политики, однако принципы обособлены от задач и фактически затрагивают различные аспекты предоставления промышленным предприятиям государственной поддержки, в том числе через меры торговой политики. Вводится новый инструмент политики в области привлечения инвестиций – «специальный инвестиционный контракт» (аналог белорусского «инвестиционного соглашения»), позволяющий предоставлять инвесторам практически любые льготы на срок до 10 лет.

Особое место в документе отводится промышленной политике в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Предполагается, что промышленная политика в ОПК сделает его «эффективным инновационным ресурсом», нацеленным, однако, исключительно на нужды вооруженных сил и самого ОПК.[18]

Очевидно, что концепция промышленной политики в России находится в стадии становления, однако в нынешнем виде она представляет собой скорее набор патерналистских и протекционистских мер, цели которых не согласованы с общеэкономическими и социальными целями развития страны. Вероятно, реализация промышленной политики в предлагаемом виде может повысить эффективность ОПК и даже способствовать некоторому ускорению роста в промышленности, однако ценой значительных потерь в эффективности вследствие нерационального перераспределения ресурсов и внесения существенных искажений в работу рынков.

Потребность в обозначении роли государства в выработке и осуществлении стратегии долгосрочного развития приоритетных отраслей в условиях господства рыночных отношений возникла благодаря очевидным «провалам рынка» в области проектов, рассчитанных не на краткосрочную прибыль. промышленный политика экономический

Промышленная политика особенно необходима в тех сферах воспроизводственной структуры хозяйства, которые не являются прибыльными, но являются важными для социальной стабильности общества, а также внести существенные коррективы в принятые походы.

Таким образом, необходимо углублять исследования, наполнять новым содержанием теоретико-методологические основания и практические положения промышленной политики регионов.

Глава 3. Перспективы и тенденции промышленной политики

В условиях нестабильности, растущей глобализации развивающиеся страны стремятся к получению преимуществ на базе привлечения сегментов, связанных с фундаментальными исследованиями, современными прорывными технологиями, проектированием. Внедрением инноваций в промышленное производство и т.д., что способствует созданию добавленной стоимости и рабочих мест.


Так как нематериальные активы, базирующиеся на знаниях, особенно уязвимы, что влечет за собою соперничество стран в привлечении и сохранении таких активов с помощью национальных исследовательских экосистем, поощряющих прямые иностранные инвестиции.

Особое внимание уделяется привлекательности национальных исследовательских систем, включая возможности трудоустройства иностранных исследователей, мероприятия по укреплению имиджа, программы мобильности, образовательные программы, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) и др.

В последнее десятилетие расходы государственного бюджета на НИОКР в бизнес малых и средних предприятий в большинстве стран увеличились от 40% до 80%, и, в 2017 году составили более 85% в Словацкой Республике, Эстонии и Венгрии. Вместе с тем в Японии, Люксембурге, США и Швеции более 80% государственной финансовой поддержки оказывается фирмам с численностью более 250 сотрудников[19].

Передача знаний, в частности коммерциализация, в современном мире является центральной целью государственных научных исследований. Политические инициативы в рыночной экономике играют ключевую роль в цепочке сотрудничества промышленность - наука по НИОКР.

В настоящее время все больше интегрированных и стратегических направлений политики, что способствует коммерциализации, на последующих этапах результатов научных исследований, проведенных с участием государства в финансировании, путем укрепления и профессионализации подразделений по передаче технологий, а также вовлечении студенческой элиты процесс в коммерциализации.

Государство является обязательным участником инновационного процесса и выполняет одну из важнейших квалификационных функций, требующей высокий интеллектуальный и научной уровень развития, стратегическое мышление руководства страны.

Поддержка новых отраслей и предприятий, которые будут способствовать росту конкурентоспособности экономики в будущем, является наиболее распространенным аргументом в пользу активной промышленной политики.

Если бы промышленная политика была меньше ориентирована на поиск ренты, оптимизацию налоговых поступлений и другие интересы, то она была бы сконцентрирована на отраслях, где внешние эффекты намного более значительны. В таком случае интервенции могут быть куда более результативными. Имеет большое значение и специфика сектора.

Привлечении ПИИ. Некоторые страны нацелены на привлечение прямых иностранных инвестиций для повышения технологического уровня местных предприятий.[20]


Действительно, фирмы, которые получают ПИИ или были приобретены иностранными корпорациями, имеют более высокую производительность, чем другие местные компании той же отрасли. В такой ситуации существуют положительные вертикальные внешние эффекты: благодаря повышению производительности развиваются поставщики и покупатели, формируются кластеры. Тем не менее, горизонтальные внешние эффекты (влияние на другие местные компании той же отрасли) являются нулевыми или даже негативными.

Если целью политики поддержки прямых иностранных инвестиций является привлечение новых технологий, то такая цель едва ли может быть достигнута.

Некоторые исследователи отмечают, что налоговые льготы и другие привилегии для иностранных инвесторов могут отрицательно сказываться на работе их местных конкурентов. С другой стороны, в иностранных предприятиях был отмечен более высокий уровень зарплаты. Остается вопросом, является ли более высокий уровень оплаты труда следствием лучшей квалификации персонала или других причин.

Тем не менее, существует ряд общих принципов, благодаря которым политика может быть более успешной.

1. Стимулирование только новых для экономики отраслей. Основной целью промышленной политики является диверсификация экономики и создание новых конкурентных преимуществ.

2. Должны существовать четкие критерии успеха и провала промышленной политики. Эти критерии помогают отслеживать расходование средств и не позволят продолжать получать поддержку в случае низких результатов.

3. Необходим встроенный механизм прекращения реализации мер промышленной политики в случае их неэффективности. Во избежание «замораживания» ресурсов на долгое время, каждая мера поддержки должна иметь такой встроенный механизм и четкие временные рамки[21].

Таким образом, центральным вопросом промышленной политики является определение механизмов государственной поддержки предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов, налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важным инструментом промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. Все это подчинено главной цели реализации промышленной политики - обеспечения подъема промышленности за счет за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.


Заключение

Исходя из проведенного исследования можно сделать несколько основных выводов:

- промышленная политика должна соответствовать целям и задачам государства, и, следовательно, функцией последнего является ее выполнение;

- цели промышленной политики, так же, как и инструменты их реализации, должны быть разделены и четко определены по уровням управления;

- координация промышленной политики с другими направлениями политики государства должна осуществляться на уровне общегосударственного политического целеполагания;

- в самых широкомасштабных и основополагающих для экономики проектах создаваемые в научной сфере и в управленческой практике инновационные решения успешно распространяются лишь в условиях активной промышленной политики;

- успех проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации.

С учетом высокой роли промышленности и крупных государственных предприятий в экономике, одно из центральных мест в таком пакете реформ должна занять новая промышленная политика. В настоящее время к ней можно отнести сложную и непрозрачную систему государственной поддержки предприятий, протекционистские меры торговой политики и льготные режимы для инвестирования.

Однако указанные виды политики зачастую не связаны друг с другом, не имеют каких-либо долгосрочных обоснований, не подчинены целям устойчивого развития, а их реализация осуществляется органами государственного управления с пересекающимися функциями.

Промышленная политика подразумевает ряд мер, направленных на поддержание и развитие производственного сектора экономики. Чаще всего, говоря о промышленной политике, подразумевают поддержку экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций и развитие новых отраслей экономики. Теоретической основой существования промышленной политики являются внешние эффекты.

Список используемой литературы

Научная литература

  1. Басовский, Е.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
  2. Добрина, Ю.В. Менеджмент. Основы теории отраслевых рынков. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2014. – 288 с.
  3. Левина, Е.В. Микроэкономика. Задачи и решения. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. – 496 с.
  4. Розанова, Н.М. Эффективная организация отрасли. Практическое руководство. – М.: Дело АНХ, 2016. – 416 с.
  5. Савицкая, Е.В. Экономический анализ современных рынков. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 212 с.
  6. Сухарев, Н.П. Основы макро- и микроэкономики. – М.: Высшая школа, 2015. – 392 с.
  7. Юсупова, Г.Р. Теория отраслевых рынков. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. – 280 с.