Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Промышленная политика США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Государственно-частное партнерство. Использование преимуществ ГЧП позволяет решить целый ряд долгосрочных задач – от создания инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий.

Таким образом, основная задача промышленной политики - формирование правил и создание условий возникновения сети взаимодействий, но без прямого воздействия. Директивный подход, когда принудительно формировались одни связи и пресекались другие, оказался неустойчивым и ушел в прошлое вместе с командно-административной системой. Нельзя понимать промышленную политику как реализацию приоритетности, избирательности, предоставление льгот и преференций для отдельных предприятий или отраслей, как формирование особых условий для избранного состава субъектов

Глава 2. Анализ опыт апромышленной политики зарубежных стран

2.1 Промышленная политика США

Политика в области промышленности не имеет в США, как таковая, строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов. Какие-либо официальные организационно-управленческие структуры, призванные проводить в жизнь весь комплекс государственных мер в области собственно промышленного производства, - также отсутствуют.

Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов.

Подобная практика проведения государственной промышленной политики имеет в США богатый исторический опыт. Ее достоинство, прежде всего, заключается в отказе от создания дополнительных и весьма громоздких бюрократических структур с неизбежным дублированием функций.

Это представляется тем более оправданным, если учесть, что пути практической реализации многих мероприятий правительства нередко сочетаются, дополняют друг друга, позволяя в известной мере усиливать общий эффект от проведения того или иного экономического курса.

Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиций США в мировой экономике.

Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или производстве той или иной продукции, а на приоритетном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения, технических средств связи, освоения космоса и океана и т.п.).[8]


Материальная основа этого стратегического курса - дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и внедрение нововведений во всех сферах хозяйства

В США на протяжении всей истории антитрестовского регулирования (с момента принятия закона Шермана в 1890 г., закона Клейтона в 1914 г. и закона о Федеральной комиссии по торговле в 1914 г.) не прекращается дискуссия между двумя ведущими экономическими школами - чикагской и гарвардской с их разными позициями в вопросе о конкурентной политике. Каждая из них отстаивает свое видение конкурентного процесса и роли государства.

Верх одерживает то одно, то другое направление. При этом, однако, есть определенная закономерность, связанная с тем, какой линии придерживается государственное регулирование в целом.

Чикагская школа отражает более либеральный взгляд на антимонопольную политику и взаимоотношения между конкурентной и промышленной политиками.

Ее представители считают, что единственным критерием при проведении политики поддержки конкуренции должны быть соображения эффективности. Приоритет отдается конкурентной политике, промышленная же политика лишь следует предписаниям антитреста, не выдвигая противоречащих целей или инструментов.[9]

Более умеренное гарвардское направление выступает за баланс интересов между промышленной и конкурентной политиками. Первая должна учитывать требования экономического роста и поддержания конкуренции на рынках. Однако и антимонопольное регулирование должно принимать во внимание, помимо конкуренции, и другие национальные интересы, отражаемые в специфических аспектах промышленной политики.

С 1850-1860-х годов и до середины XX в. в конкурентной политике США доминировала гарвардская школа с ее структурным подходом при фактическом отождествлении антимонопольного регулирования и конкурентной политики. С 1970-1980-х годов главенствующими становятся поведенческий аспект и эффективность рынка в качестве критерия оценки деятельности фирм.

При этом наблюдается все большее обособление антимонопольного регулирования и политики поддержки конкуренции. За антимонопольным регулированием признается основополагающая роль в предотвращении антиконкурентного поведения, в то время как конкретные вопросы развития конкуренции и возникновения негативных монопольных эффектов на рынках рассматриваются в рамках более широко понимаемой конкурентной политики.


Ослабление гарвардской и усиление чикагской традиции существенно изменили не только саму антимонопольную политику, но и соотношение между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции.

Начиная с 80-х годов наблюдается снижение роли агрессивной конкурентной политики, устраняющей господство отдельных фирм на рынках. Это выразилось в некотором смягчении жесткой антимонопольной политики и государственной поддержке испытывающих кризис отраслей, особенно тех, которые страдают от иностранной конкуренции[10].

Происходит постепенный отход от жесткой антитрестовской политики, осуществляемой без учета целей промышленной политики, в пользу более взвешенного варианта. В частности, принимаются специальные исключения из общих антитрестовских правил для фирм, действующих в области НИОКР.

В последние годы усилилось взаимодействие конкурентной и промышленной политики США применительно к естественным монополиям. Модель их регулирования строится на принципах внедрения конкуренции в механизм функционирования отрасли при существенной роли отраслевого регулирующего органа в противовес исключительному использованию антимонопольных законов.

С 90-х годов продолжается внедрение конкуренции на локальные рынки естественных монополистов (например, в сфере телекоммуникаций с 1996 г.). При этом антимонопольные органы задействованы в процессе устранения оставшихся барьеров входа на локальные рынки и при разработке общих принципов конкурентного поведения. В остальном роль антимонопольного регулирования невысока.

Каждодневное регулирование осуществляют соответствующие отраслевые федеральные комиссии (например, Федеральная комиссия телекоммуникаций), полномочия которых были существенно расширены в ходе реформ 90-х годов.

Все вопросы установления цен, входа на рынки независимых операторов, обеспечения качества услуг и предотвращения злоупотребления доминирующим положением решаются в рамках отраслевого регулирования, без посредства антимонопольных органов[11].

2.2 Промышленная политика стран Европейского союза

Исходным моментом создания Европейского союза принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего ввести общее руководство всей добычей угля и производством стали Франции и ФРГ.


В результате в 1951 г. был подписан и в июле 1952-го вступил в силу парижский «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)». В объединение вошли 6 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г. был подписан римский «Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)». В 1967 г. произошло слияние всех региональных организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992) ЕЭС стало называться Европейским союзом.

Государственная промышленная политика стран-участниц направлена на содействие частному сектору, на обеспечение сотрудничества крупных компаний и государства (особенно в военных областях).

Государство принимает финансовое участие практически во всех крупных проектах. В некоторых странах ЕС (например, Германии) Федеральное министерство исследований и разработок непосредственно взаимодействует с промышленностью.

В качестве источников финансирования развития промышленности в ЕС используются средства государственных учреждений, коммерческих банков, пенсионных фондов, промышленных и торговых корпораций, страховых фирм, различных фондов и пр[12].

Широко применяется венчурный капитал. В целом имеет место значительный рост расходов на научные исследования и разработки. Центральное место в европейской промышленности занимает «авангардная тройка»: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроение и химия.

В XIX в. и в течение значительной части XX столетия в странах Европы в структуре потребления топлива и энергии преобладал уголь — на его долю приходилось примерно 90% всего использовавшегося топлива и энергии. Но уже в 30-х гг. XX в. стала быстро расти доля нефти и нефтепродуктов.

После окончания Второй мировой войны потребление нефти вышло на первое место. Хотя в условиях энергетического кризиса 70–80-х гг., когда цены на нефть выросли в 15–20 раз, рост потребления нефтепродуктов замедлился, в 90-е гг. удельный вес нефти в мировом потреблении первичных энергоресурсов составлял около 40%[13].

В то же время резко увеличилось использование природного газа, который обеспечивает сегодня около 24% всего европейского энергопотребления.

Сохраняется и использование угля — на его долю приходится около 32% потребления энергоресурсов. После того как в некоторых странах Западной Европы были обнаружены запасы нефти и природного газа, эти страны увеличили собственное производство топлива.


Разработка значительных месторождений нефти и природного газа на шельфе Северного моря позволила Великобритании ежегодно добывать 150 млн т. нефти и свыше 96 млрд природного газа, что не только удовлетворило внутренние запросы, но и дало возможность экспортировать топливо (4,2% мирового экспорта нефти).

Недавно обнаружены запасы газа в Нидерландах. Крупными разведанными запасами нефти (более 1,9 млрд т) и газа (1,7 млрд м3) обладает Норвегия. Нефть и газ обеспечивают примерно четвертую часть ВВП страны и около 50% всех доходов от экспорта. Традиционно Европа сильна своей промышленностью. На ее долю приходится около трети промышленной продукции мира.

Среди отраслей международной специализации Европы следует отметить атомную энергетику, нефтегазовый комплекс, автомобильную, авиакосмическую, электротехническую промышленность, высокотехнологичные отрасли машиностроения (станкостроение, производство компьютеров и электроники), химическую, легкую и пищевую промышленность, производство новых конструкционных материалов, биотехнологии.

Вместе с тем, последние десятилетия наблюдается старение и кризис традиционных отраслей, например, черной металлургии, текстильной промышленности. В этой связи последние годы особый упор делается на внедрение в производство передовых научных достижений и повышение конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках.

В целом, промышленное производство стран-членов ЕС высокотехнологично и во многих сферах конкурентоспособно. Вместе с тем, низкие темпы роста производительности труда вызывают серьезное беспокойство, т.к. именно этот фактор лежит в основе повышения конкурентоспособности европейских компаний.

Относительно недавно промышленная политика заняла важное место в повестке дня структурных реформ в Европейском Союзе. В 2010 г. Европейская комиссия (ЕК) утвердила ключевую инициативу «Единая промышленная политика в эпоху глобализации» в рамках стратегии рационального, устойчивого и вовлекающего роста «Европа 2020».

В этом документе она понимается в широком смысле и включает: те виды политики, которые влияют на издержки, цены и инновационную конкурентоспособность промышленности и промышленных секторов; все остальные меры, которые влияют на конкурентоспособность промышленности (политика в области транспорта, энергетики, охраны природы, социальной защиты, защиты прав потребителей, политика в области общего рынка и торговая политика)[14].